10 лучших ролей Эдварда Нортона

10 лучших ролей такого разного Эдварда Нортона

Иван Афанасьев   18 августа 2023
6 мин
10 лучших ролей такого разного Эдварда Нортона
18 августа талантливому Эдварду Нортону — актеру, продюсеру и режиссеру — исполняется 54 года. Он даже успел попробовать себя на поприще автора — например, помогал Финчеру со сценарием «Бойцовского клуба». И именно этот фильм прославил Нортона, как никакой другой. Time Out вспомнил 10 лучших ролей актера.

«Первобытный страх» (1996, реж. Грегори Хоблит)

Не каждый актер умудряется с первой роли в кино сорвать куш в виде номинаций на «Оскар», BAFTA и Золотой глобус, но Эдварду это удалось. Увлекательный фильм, начинающийся как традиционный процедурал о суде над невинным подростком, которого застали над трупом высокопоставленного священника.

Но постепенно действие разворачивается в построенный на флешбэках триллер, в котором фигура обвиняемого героя Нортона раскрывается перед зрителем и главным героем, адвокатом Мартином Вейлом (Ричард Гир), с неожиданного ракурса.


«Народ против Ларри Флинта» (1996, реж. Милош Форман)

Яркого актера не могли не заметить, и следом Нортон меняется ролями с Ричардом Гиром — теперь он уже играет адвоката. Герой Эдварда защищал знаменитого бизнесмена Ларри Флинта (Вуди Харрельсон), выпускавшего скандально известный журнал Hustler.

Фильм Милоша Формана не только о бунте против заскорузлости мышления — он еще и о дружбе. У Нортона особенная роль: с одной стороны, он играет типичного «дельца», ввязавшегося в защиту провокатора ради громкого дела в портфолио, с другой — именно его человечность в итоге оказывается решающим фактором, который спасает Ларри Флинта от огромного штрафа.


«Американская история Икс» (1998, реж. Тони Кэй)

По мнению некоторых зрителей, лучшая роль Нортона в карьере: устрашающе честная, отлично сыгранная и пугающая. Актер настолько убедительно воплотил образ американского националиста, что некоторые ультраправые сообщества даже избирали его персонажа в качестве ролевой модели — невзирая на то, что во второй половине фильма Дерек Виньярд отказывается от своих расистских взглядов.

Видимо, настолько настоящим получился персонаж: он действительно пугает своим суровым видом, откровенной ненавистью, и поэтому его перемена так весома и значительна. Недаром за эту роль Нортон получил вторую номинацию на «Оскар».


«Бойцовский клуб» (1999, реж. Дэвид Финчер)

Удивительно, как одна роль может повернуть все вспять. После выхода фильма Нортон проснулся не звездой, а настоящим символом поколения американского общества потребления. Его одновременно запоминающееся и в то же время типичное лицо менеджера среднего звена идеально гармонировало с идеей бунта горожанина-потребителя, разочаровавшегося в «американской мечте».

Тут, кажется, и говорить ничего не нужно: вкупе с Дереком Виньярдом из «Американской истории Икс» эти две роли Нортона формируют его облик как актера, который берется за роли, требующие невероятных психологических трансформаций.


«25-й час» (2002, реж. Спайк Ли)

Еще одна выдающаяся роль: Нортон играет своеобразного антипода своего персонажа из «Американской истории Икс» — наркодилера, который в силу глупого стечения обстоятельств получил семь лет тюрьмы. Последний день, проведенный им на воле, становится временем для принятия запоздалых решений.

На наших глазах персонаж буквально рождается заново — из потерянного человека он превращается в человека, нашедшего правильный путь, пускай и поздно. И благодаря Нортону зрители проходят этот процесс духовной трансформации вместе с ним.


«Иллюзионист» (2005, реж. Нил Бергер)

Вышедший почти в один год с «Престижем», этот фильм вроде бы играл с ним на одном поле, но и не совсем. Если в картине Нолана был показан триллер о противостоянии двух искусных мастеров иллюзии, то герой Эдварда Нортона — принципиально другой персонаж: трагичный и фатальный.

Эйзенхайм — джентльмен, который намерен помочь герцогине Софи бежать из нежеланного союза с высокомерным и жестоким принцем Леопольдом. Он — настоящий романтический идеал: ловкий, красивый и благородный человек, способный растопить сердце любой девушки.


«Разрисованная вуаль» (2006, реж. Джон Керран)

Вслед за красивым образом иллюзиониста и дамского угодника Нортон презентовал образ диаметрально противоположный: невзрачный, не слишком интересный врач Уолтер, настолько жалкий, что даже жена, не стесняясь, ему изменяет.

Но здесь снова проявляется склонность Нортона к удивительным психологическим трансформациям: постепенно в его герое обнаруживается невероятное благородство, которое меняет как главную героиню, так и людей вокруг. Фильм по роману Моэма — не банальная мелодрама, а история о верности и чести. И персонаж Нортона служит ее катализатором.


«Королевство полной луны» (2012, реж. Уэс Андерсон)

Безусловно, у персонажа Нортона в шедевре Андерсона второстепенная роль, но немаловажная. Именно с подачи неравнодушного вожатого бойскаутов начинаются поиски пропавшего мальчика. Он будто пришел из «Бойцовского клуба»: невротичный, дерганый, постоянно дымящий сигаретами. Типичный представитель категории «вечных детей», для которого служба в лагере стала делом всей жизни.

Впоследствии похожего персонажа Нортон сыграет у Андерсона еще раз — в «Отеле “Гранд Будапешт”». Только на этот раз до абсурда загнавший самого себя в рамки дисциплины офицер будет служить условному злу, а не добрым детям.


«Бердмэн» (2014, реж. Алехандро Гонсалес Иньяритту)

В образе дико вредного актера Бродвея Эдвард неожиданно раскрыл себя как комического артиста. «Бердмэн» вообще легко расхватывается на архетипы, но Майк Шайнер — это ходячий символ всего актерского сословия Голливуда. Капризный, до ужаса невыносимый и вообще отвратительный человек, от которого, впрочем, невозможно оторвать взгляд — настолько он притягателен. Особенно на контрасте с несчастным героем Майкла Китона.

Ну и нельзя забывать сцену драки в трусах — такого кривляния мы не припомним со времен Бастера Китона, которого Нортон иногда напоминает.


«Сиротский Бруклин» (2019, реж. Эдвард Нортон)

«Сиротский Бруклин» занимает особое место в фильмографии Эдварда. Это его второй режиссерский проект и одновременно одна из самых трудных актерских партий. Нортон-режиссер как будто соревнуется с Нортоном-актером. Первому удается погрузить нас в Нью-Йорк середины XX века с джазовыми клубами, дорогими пентхаусами богатых властителей города и трущобами, которые вот-вот отправятся под снос.

Он бросает Нортона-актера в самое пекло борьбы за справедливость, победить в которой без жертв невозможно. Кажется, что с актерской партией Нортон справляется намного ярче. Не зря ведь при подготовке к роли одинокого частного детектива с синдромом Туретта, сопровождающимся нервным тиком и неконтролируемыми вспышками рифмоплетства, он несколько раз консультировался с людьми, страдающими этим заболеванием.