Одиночество в CD. Изоляционные песни

Рабоче-нерабочие дни кончились-не кончились, и от этой многомерной неопределенности уже выть хочется. У Time Out-In есть как минимум пять способов выть по делу. И в рифму. Составили для вас небольшой топ вечных песен об изоляции, уединении, одиночестве и всем таком. Все песни в нем просто замечательные, а призовых мест нет.


Eric Carmen — All by Myself

(Eric Carmen, 1975)

Масштабная слезная баллада о недооцененной по молодости свободе общения (в нашем случае живого общения в докарантинную эпоху). Масштабна она прежде всего «камео» Сергея Рахманинова (того самого) — куплеты All by Myself основаны на второй части его второго фортепианного концерта (1901). По этому поводу наследники великого российско-американского композитора и пианиста получали приятные отчисления с трека. Для припева же ноты взяты из песни, написанной двумя годами ранее самим Карменом — Let’s Pretend.

Кармен комментировал создание All by Myself так:

«В счастье и близко нет столько топлива для творчества, как в отчаянии. Не могу себе представить, что Рахманинов был счастлив, когда создавал свою вторую симфонию или второй фортепианный концерт».

Текст при этом, по словам автора, нарочито прост, поскольку «иногда мелодия так драматична, что если к ней прилагаются еще и драматичные строки, это уже явный перебор».

Трек можно услышать в ситкоме «Друзья» как фон расставания Чендлера и Джо. Из известных кавер-версий: Celine Dion — All by Myself (Falling into You, 1996), саундтрек одиноких новогодних полежалок Бриджит Джонс.

All by Myself настолько хрестоматийная sad song, что именно в такой категории вспоминается в тексте другой песни — Tonight I Wanna Cry Кита Урбана.

 

Bobby Vinton — Mr. Lonely

(Roses are Red, 1962)

Песня об изоляции не дома, но вне дома. Что порой ничем не лучше. Эту трогательно-наивную патефонную композицию Винтон начал писать еще будучи военным — о себе, скитающемся по долгу службы солдате, жаждущем хоть какого-то общения.

Трек вышел в период эскалации конфликта во Вьетнаме и, разумеется, нашел отклик во многих солдатских сердцах. А через некоторое время и вовсе стал неофициальным гимном всех англоговорящих служивых.

Mr. Lonely прошел непростой путь через тернии студийных интриг, передавался другому «многообещающему» исполнителю, но по итогу все же запомнился своим поколением как один из самых «винтоновских».

Песня переводилась на сербский, частично на филиппинский, но сегодняшнему слушателю может быть знакома вероятнее всего из-за нетривиальной манеры исполнения — рэпер Эйкон вклеил в свой сингл Lonely (2005) припев Винтона, стилизовав его под вокал вымышленного мультбенда «Элвин и бурундуки» (Alvin and the Chipmunks). Сон внутри сна.

 

The Who — Behind Blue Eyes

(Who’s next, 1971)

Пит Таунсенд, машинист паровоза британского рока The Who, написал Behind Blue Eyes для своей будущей рок-оперы Lifehouse, но, в конце концов, композиция вошла в альбом 1971 года. В опере она должна была занять место главной линии полного гнева и горечи антагониста и рассказать о том, «как одиноко быть всемогущим». Да, пожалуй, все мы уже подустали быть темными властелинами своих однушек.

Песня быстро стала «зальным» хитом — исполнялась почти на каждом концерте The Who. Но, несмотря на то, что сам Таунсенд признавал высокий уровень своего творения, он также заявлял, что исполнение Behind Blue Eyes не приносит ему должного удовольствия, так как автор не видит трек вне контекста всей Lifehouse.

Оригинальное демо трека вошло на компиляцию Таунсенда Scoop (1983), а после песня ожидаемо обросла каверами. Миллениалам, несомненно, дороже всех тот, что за авторством Limp Bizkit — с альбома Results May Vary (2003). Олды же в лице авторитетных рок-журналистов посчитали его абсолютным провалом, что не помешало композиции попасть в саундтрек х/ф «Готика» с Хэлли Берри (которая снялась и в клипе «бизкитов» на Behind Blue Eyes).

Не менее весомы кавер-версии от Шерил Кроу (можно услышать в OST Californication) и ирландского фолк-бенда The Chieftains, исполнившего песню в Grand Opera House со скрипкой-фидл и боураном (кельтским бубном).

 

i-Ten — Alone

(Taking a Cold Look, 1983)

Трек от Билли Стайнберга и Тома Келли, создателей So Emotional Уитни Хьюстон, Like a Virgin Мадонны и True Colors Синди Лопер. Сонграйтеры писали его для собственного альбома, но после узнали, что сестры Уилсон из группы Heart ищут готовую пауэр-балладу для новой пластинки — Уилсон, имея в обойме несколько своих «боевиков», уже пару лет как сотрудничали с топовыми авторами. В итоге Стайнберг и Келли передали Alone им. Трек вышел на девятом релизе сестер (Bad Animals, 1987) и венчал американский Billboard Hot 100 три недели кряду.

Этим спасшим песню от забвения кавером история переосмысления не кончилась. В 2004 будущая поп-кантри-звезда Кэрри Андервуд исполнила Alone на шоу American Idol, после чего гроза всех конкурсантов Саймон Коуэлл пророчески отметил: «Ты не только выиграешь это шоу, но и продашь больше записей, чем все победители Idol до тебя». Трек, кстати, нередко выбирают и участники франшизы The Voice.

 

А в 2007 году со своей «диснеевской» струнной версиейподоспела уже упомянутая сегодня Селин Дион. Ее кавер спродюсировал Бен Муди (ex-Evanescence) для альбома Taking Chances. Критики и здесь сапоги обтерли, чуть не вычеркнув поп-диву из пантеона навсегда.

Что до текста песни… если вы успели вступить в романтические отношения прямо перед самым карантином-не карантином, а самоизолироваться вместе не вышло, то Alone про вас.

 

David Bowie — Space Oddity

(David Bowie, 1969)

Навеянное кубриковской «Космической одиссеей» (Oddity — Odyssey) откровение майора Тома о крайней степени изоляции — в безвоздушном пространстве.

Релиз трека совпал с датой прилунения Аполонна-11, однако медиа не торопились использовать композицию Боуи в репортажах — судьба лирического героя все же не завидна, а в летных кругах, как ни странно, немало суеверных.

Майор, однако, вернулся к слушателю живым в песне Ashes to Ashes(1980) и даже заявил, что счастлив в космосе.

Как и All by Myself, Space Oddity звучала в «Друзьях» (опять не обошлось без Чендлера и Джо), а также в «Сверхъестественном» и «Безумцах». Отметилась в ремейке «Невероятной жизни Уолтера Митти» — в исполнении Кристен Уиг — и бессоновском «Валериане и городе тысячи планет».

Собственно Space Oddity дважды играла и в космосе. В 2013 году канадский астронавт Кристофер Хэтфилд записал свою версию и снял на нее клип прямо на МКС.

Официально это было первое музыкальное видео из космоса, и разве могла тут оказаться какая-то другая песня? Самим Дэвидом Боуи эта перепевка была отмечена как «возможно, наиболее проникновенная из всех».

Второй раз трек — уже в оригинале, но, правда, в записи — играл из запущенного на ракете в вакуум электромобиля Tesla Roadster (манекена за рулем, что примечательно, назвали в честь еще одной «звездной» песни Боуи — Starman).

Существуют французская версия трека от Plastic Bertrand, где майор Том не пропал в космосе, а сознательно там остался, и итальянская, которую Дэвид исполнил в дуэте с Моголом — ее текст вообще о сугубо земном.