Виртуальные концерты — новая реальность. Видеоигровая музыка: от Дэвида Боуи до Grimes
Музыка и клубы

Виртуальные концерты — новая реальность. Видеоигровая музыка: от Дэвида Боуи до Grimes

Стас Погорский 4 мая 2020
10 мин
Виртуальные концерты — новая реальность. Видеоигровая музыка: от Дэвида Боуи до Grimes

2020 год расстроил многих, а меломанов он ограбил. Из-за пандемии отменили десятки концертов и фестивалей: Билли Айлиш отложила на неизвестный срок тур Where Do We Go?, под угрозой даже «Коачелла». Самое время открыть для себя киберпространство, как это уже сделали Пол Маккартни, Кэти Перри, Трэвис Скотт, Дэвид Боуи, Майкл Джексон и другие звезды. Некоторые уже проводят виртуальные концерты, другие записывают эксклюзивные треки и превращаются в пиксельных героев. Time Out покажет, насколько красивой и разносторонней бывает музыка в видеоиграх.


Виртуальные концерты бывают даже интереснее реальных

Музыку сейчас можно слушать практически на любых устройствах, с концертами же все сложнее. Для их проведения нужно собрать толпу если не на стадионе, то хотя бы в клубе — иначе мероприятие будет бессмысленным. То есть даже условная трансляция живого выступления исполнителя не передаст магии посещения концерта.

Решением проблемы оказались онлайн-игры. Одна из самых трендовых и молодежных среди них — Fortnite. В ней собираются матчи по 100 игроков, которых десантируют на виртуальный остров для проведения «голодных игр» с огнестрельным оружием и строительством укреплений. По-правильному такие игры называются «королевскими битвами».

Fortnite не изобрела жанр, но стала в нем самой популярной. Во-первых, из-за яркого мультяшного стиля и прицела на геймеров-подростков.

Во-вторых, благодаря проведению всевозможных событий в игре. Epic Games постоянно устраивают коллабы с издательствами комиксов и киностудиями, в игре появились Харли Квинн и Джон Уик, тут была премьера эксклюзивного отрывка из последних «Звездных войн» и оригинальные шоу. Разумеется, разработчики начали проводить и концерты.

Первым на виртуальном острове в феврале 2019-го выступил американский диджей Marshmello. Его аватар появился на сцене специальной площадки и запустил 10-минутный сет. Под залпы фейерверков и светомузыку пришедшие игроки забыли о кровопролитии и просто прыгали, размахивали кирками и танцевали — движений-эмоций в игре достаточно. Событие мало чем отличалось от реальных концертов, но для успешного дебюта такого формата большего и не потребовалось. Мероприятие посетили более 10 миллионов игроков — долгое время это был рекорд онлайна Fortnite.

 

Куда интереснее организовали недавно прошедшее выступление рэпера Трэвиса Скотта. Его 10-минутный перфоманс Astronomical больше походил на психоделический трип — в реальности такое повторить не получилось бы. Скотт-гигант прилетел на планету, после взрыва которой началось шоу. Аватар музыканта танцевал, манипулировал гравитацией и даже вращал звезды на небе. Вместе с куплетами треков менялось и окружение: под Highest in the Room зрители попали под воду, а позже отправились в полет по межзвездному пространству.

Там же Трэвис Скотт впервые представил новый трек The Scotts, который он зачитывал верхом на вращающейся планете.

 

Событие поставило новый рекорд: 12,3 миллиона человек одновременно зашли в игру, а еще несколько миллионов смотрели трансляции концерта на стриминг-платформах.

2 мая 2020 года диджей Diplo при участии Major Lazer провел 30-минутный сет на небольшой площадке, тоже в Fortnite. Событие не отличалось особой зрелищностью или масштабом, но в отличие от Marshmello и Трэвиса Скотта это был настоящий, эксклюзивный лайв.

 

Сравнивать музыкальные события Fortnite с просмотров клипом некорректно. Благодаря банальной возможности перемещаться по виртуальному пространству они ощущаются совсем иначе, а осознание того, что рядом находятся десятки аватаров других людей, усиливают эффект погружения.

Менее масштабные и зрелищные музыкальные выступления бывают и в других играх. 11 мая группы American Football и Anamanaguchi провели благотворительный концерт в Minecraft — той самой кубической «песочнице», которой уже много лет одержима молодежь и не только.

Событие прошло на отдельном сервере, куда нужно было отстоять виртуальную очередь. Из-за высокой нагрузки аватары игроков «дергались», но сет звучал как надо. Для события организаторы построили не обычную концертную площадку, а что-то среднее между домом и ночным клубом. Внутри — сцена, бар, фан-зона и эксклюзивный лаунж для обладателей VIP-пропуска. Средства, вырученные с продажи этих билетов музыканты направили на борьбу с коронавирусом, а купившие пропуск игроки получили виртуальные футболки с надписью на спине «Я реально сходил в дом American Football в Minecraft». После выступления самые щедрые игроки даже пообщались с музыкантами в специальном голосовом чате.

 

Примечательным было и прошлогоднее выступление ню-метал группы KoRn во многопользовательской ролевой игре Adventure Quest 3D. Игроки (даже совсем новички) могли телепортироваться на отдельную локацию с помощью билета в инвентаре. Там на стилизованной сцене аватары участников группы исполняли треки Freak on a Leash, Youʼll Never Find Me и Rotting in Vain в записи. Твист в том, что все это время на зрителей нападали монстры в такт музыки — их нужно было убивать сообща. Во второй половине последнего трека маскот Thresh за спинами музыкантов превращался из декорации в гигантского босса.

 

Игровые саундтреки — настоящее искусство

В крупных играх часто звучат лицензированные треки популярных исполнителей (особенно в спортивных симуляторах и музыкальных играх), но хватает и оригинальных произведений, достойных быть на вершине любых чартов.

Так, двукратный лауреат «Оскара», аргентинский композитор Густаво Сантаолалья, написал потрясающую акустическую пластинку для игры «Одни из нас» (The Last of Us), а уже летом его новая музыка будет звучать и в сиквеле. Он же займется саундтреком будущей сериальной экранизации игры для HBO.

«Игра Престолов», «Мир Дикого Запада», «Эйфория», «Секс в Большом Городе» и другие:

25 лучших сериалов HBO

 

Дуэт композитора Даррена Корба с певицей Эшли Баррет создал уже несколько душевных альбомов для инди-игр студии Supergiant Games.

 
 

Одна из музыкальных легенд игр — синт-трек Suicide Mission от американского композитора Джека Уолла, звучавший в кульминации космического блокбастера Mass Effect 2. Примечателен и остальной альбом:

 
 

Невозможно забыть и душераздирающие мотивы японца Акиры Ямаоки. Его музыка стала символом серии хорроров Silent Hill.

 
 

Фанаты хэви-метала же поклоняются безумному австралийцу Мику Гордону за то, какое звучание он подарил шутеру про истребление демонов DOOM:

 

Шведский проект Solar Fields обожают за псайбиент-саундтрек антиутопического симулятора паркура Mirror’s Edge:
 

 

Инди-композитор Тоби Фокс прославился треком Megalovania для игры Undertale — кстати, он еще и ее разработчик:

 
 

Иногда отдельные треки специально для какой-то игры записывают музыкальные мегазвезды. Например, так было с песней Warriors от Imagine Dragons для League of Legends:

 

Или вот чудесное произведение Simple and Clean, исполненное японской мегазвездой Утаду Хикара для Kingdom Hearts.

 

Вы удивитесь, но заглавную тему Face My Fears триквела той же серии написал Skrillex, в то время как Хикара вновь отвечала за вокал.

 

Пол Маккартни из The Beatles стал автором темы сетевого научно-фантастического шутера Destiny.

 

Совсем недавно свой новый трек 4ÆM, созданный эксклюзивно для польской ролевой игры Cyberpunk 2077, представила певица Grimes. Также для игры напишут треки Run the Jewels, A$AP Rocky и другие.

 

Мобильная ролевая игра Final Fantasy Brave Exvius в 2018 году получила собственный трек Immortal Flame от Кэти Перри, а еще певица появилась там в качестве играбельного персонажа.

 

Уже для большой номерной части серии, Final Fantasy XV, певица Флоренс Уэлч из Florence + The Machine подготовила аж три трека: Too Much is Never Enough, Stand By Me и I Will Be.

 

Самая безумная коллаборация знаменитых исполнителей с создателями видеоигр — саундтрек платформера 1994 года Sonic the Hedgehog 3. Годами фанаты гадали, почему музыка из игры звучит так похоже на отдельные треки Майкла Джексона. Как оказалось, саундтрек игры действительно написан королем попа. Почему его имя не указано в титрах — загадка. Возможно, Майклу не понравилось качество звучания приставки Sega Megadrive, либо сама Sega решила не связывать важный релиз с именем скандального музыканта.

 

Трент Резнор из Nine Inch Nails был фанатом шутера DOOM, а разработчики, как выяснилось, фанатели от Трента. Результат — безумный саундтрек научно-фантастического шутера Quake от тех же авторов.

 

Дэвид Боуи как всегда переплюнул всех: он не просто согласился написать музыку для антиутопического приключения Omikron The Nomad Soul французской студии Quantic Dream, но еще и захотел стать частью сюжета игры. Его вымышленная группа The Dreamers дает виртуальный концерт с треком Survive — позже его включат в альбом Hours.

 

Известная шотландская синти-поп группа Chvrches в 2019 году записала композицию Death Stranding для одноименной игры японского геймдизайнера Хидэо Кодзимы.

 

Кстати, именно благодаря этой игре неожиданную популярность обрел до этого малоизвестный исландский пост-рок коллектив Low Roar.

 

Фанатское творчество не менее прекрасно

Как и с «классической» музыкальной индустрией, важная часть ее игровой ниши — талантливые энтузиасты. Их творчество зачастую получается настолько ярким, что так и просится в повседневный плейлист.

Например, французский человек-оркестр Tsuko G. регулярно делает примечательные каверы и без того отличных игровых саундтреков:

 

Он же переизобретает некоторые треки исключительно с помощью американского народного инструмента казу:

 

Популярна и мексиканская певица Malukah, сочиняющая целые трибьюты любимым играм:

 

Крайне известен среди геймеров музыкальный проект Miracle of Sound, выпускающий игровые трибьюты в самых разных жанрах от рока до джаза:

 

Главная игровая новинка начала 2020 года — симулятор жизни на острове Animal Crossing: New Horizons — спровоцировала творческий флэшмоб. Художники и дизайнеры со всего мира стали переделывать культовые обложки музыкальных альбомов, добавляя туда персонажей, символику Animal Crossing и вымышленного исполнителя-пса К. К. Слайдера.

В той же игре стали снимать пародии на музыкальные клипы, с юмором обыгрывая ограничения игры. Например, в новой версии клипа на песню Toxic от Бритни Спирс поцелуй виртуальной исполнительницы с пассажиром самолета (здесь им стал баран) изобразили грамотным поворотом камеры:

 

Более зрелищная и основательная пародия — кубическая версия Bad Guy Билли Айлиш в Minecraft:

 

Кстати, тут практически получилась рекурсия. Дело в том, что Айлиш в своем хите использовала мотив заглавной темы игры Plants vs Zombies, в чем признавалась сама. Сравните:

 

При этом другой трек Билли, ilomilo, назван в честь малоизвестной головоломки 2010 года, которая очень понравилась исполнительнице:

«When We All Fall Asleep, Where Do We Go?» от Билли и еще 49 лучших альбомов 2019

 

В целом же видеоигры стали огромной частью музыкальной сферы — даже более масштабной и разносторонней, чем, например, сериалы и кино. Судя по всему, из-за событий 2020 года эта связь станет только прочнее.

  • Спецпроект