«Искусство везде»: участники «Изоизоляции» о флэшмобе

«Искусство везде»: участники «Изоизоляции» о флэшмобе

Диана Дорофеева   8 мая 2020
22 мин
«Искусство везде»: участники «Изоизоляции» о флэшмобе

В свободное время на карантине можно не только смотреть сериалы и грустить об упущенных возможностях, но и изучать живопись, пытаясь воспроизвести понравившиеся работы. Как это сделали, например, участники популярного флэшмоба «Изоизоляция». Time Out попросил их рассказать о том, как они выбирали и воспроизводили картины, творчество каких художников им нравится и как изменилась их жизнь на самоизоляции.


Анна Козлова, гид-переводчик

Я мама двух чудесных детей и гид-переводчик по профессии и по призванию. Отрасль международного туризма рухнула одной из первых – вместо нового, такого долгожданного туристического сезона, я, как и другие мои коллеги по всему миру, осталась без работы и без малейшего понимания, когда это все закончится. А свою работу я обожаю, скучаю по ней безмерно.

Нет, конечно, первое время я с энтузиазмом убирала самые труднодоступные места в квартире, разбирала шкафы и пекла блины, но сколько же можно. И самое время бы впасть в депрессию или, Боже упаси, начать смотреть новости по телевизору, но тут появляется замечательный проект «Изоизоляция». В нужное время, в нужном месте, в правильном исполнении — все совпало.

Я изучала работы участников и не переставала удивляться таланту и креативности людей. Такие разные подходы, способы воплощения. Столько фантазии и самоиронии, блестящих идей. И захотелось тоже попробовать. Я села перед зеркалом — и вдруг в отражении нашла сходство с автопортретом Эгона Шиле.

Признаться, меня саму это удивило. Я люблю этого художника, знакома с его творчеством, но мне никогда и в голову не приходило примерить на себя его образ. После трех перевоплощений, он стал мне по-особенному близок – на его произведения смотрю уже совсем иначе.

Таир Салахов «Тебе, человечество!»

«Изоизоляция» оказалась очень заразительной, к ней присоединилась и моя дочка, обычно совершенно невосприимчивая ко всякого рода челенджам. В соавторстве с ней было сделано 3 работы. Одна из них – мозаика Фролова (по рисункам Дейнеки), которую можно увидеть на станции метро «Маяковская». Ах, как мне нравится рассказывать о ней на своих экскурсиях. Благодаря флэшмобу я выразила свою любовь другим неожиданным способом. А еще проект дал мне возможность творить, узнавать новое об искусстве, о мире и о себе, вместо того чтобы нервничать, заламывать руки и перебирать в уме теории заговора. Быть здесь и сейчас. А это такой бесценный подарок. 


Анастасия Вера, юрист

Желание поучаствовать во флэшмобе «Изоизоляция» у меня возникло из-за креативности самого проекта и потрясающе талантливых участников группы. Выбор картины стал самой сложной задачей – хотелось найти что-то необычное.

У нас дома живет питончик Тыковка, поэтому мы за основу взяли работу Густава Климта «Гигиея» со змей (фрагмент картины «Медицина», роспись потолка для Венского Университета). Платье сделано из шарфа, на который я наклеила Климтовские узоры из кусочков пластыря, раскрасив их желтым маркером. Муж работал фотографом, я была моделью и декоратором, а Тыковка самой собой – змеей!

Густав Климт, фрагмент картины «Медицина»

Наиболее значимые для меня художники в любимой с детства Третьяковской галерее – Рублев, Брюллов и Врубель. Еще я очень люблю ар-нуво Альфонса Мухи, экзотические рисунки Леона Бакста и аскетизм Эль Греко.

Всегда с удовольствием возвращаюсь к женским образам Боттичелли, Тициана, Гойи и Дэга, ценю красоту голландских натюрмортов  и насыщенность красок прерафаэлитов.

После карантина обязательно пойду в музей или на выставку!

Time Out предлагает не ждать окончания карантина и отправиться смотреть на шедевры великих художников прямо сейчас:

Виртуальная реальность, яйца Фаберже и снимки котиков: 10 российских музеев в режиме онлайн

Я продолжаю сейчас работать, одна из самых сложных для меня задач — отделить работу от дома. Становится легче, если четко следовать расписанию и обязательно находить время для физических упражнений. Еще я вернулась к старым хобби — много читаю, вяжу крючком и, не смейтесь, крестиком вышиваю. Главное, с моей точки зрения, оставаться позитивным и постоянно находить для себя новые проекты и дела, будь то разбор антресолей или художественная инсталляция. 


Юлия Агранат, административный директор факультета в университете

«Изоизоляция» стала для меня глотком свежего воздуха в наше странное время. Я люблю искусство, но до вступления в группу я и понятия не имела, насколько я невежда в своих познаниях. Количества потрясающих художников, с картинами которых я познакомилась, хватит на несколько поездок по мировым музеям.

В начале было интересно смотреть на работы смельчаков, которые не стеснялись выставлять себя в разных, порою смешных образах. Потом стало любопытно — может, тоже попробовать? После пары попыток, особенно если они получают теплый прием у публики, понимаешь, что это затягивает по-настоящему: ищешь новые идеи, часами сидишь на сайтах музеев и галерей. Это уже как снежный ком — остановиться не можешь и не хочешь, дети в деле, муж за фотографа, семья на расстоянии активно подбадривает и присылает варианты картин.

Полина Лучанова «Время чая»

Я в проекте с самого его основания, успела сделать 30 работ и уже планирую следующие. Стили всегда выбираю разные: интересно попробовать почти все. Была классическая живопись, сюрреализм, книжные иллюстрации, наивная живопись, рисунки современных молодых художников, японская современная живопись и даже советские плакаты.

В ход шли отрезанные рукава от школьных футболок, пакеты для мусора, резиновые перчатки, набитые наполнителем для подушек, обернутый фольгой винтажный сервиз, еда, книги… Чего там только не было! Города строились из продуктов, а закатное небо из футболок, одетых на стул. Какие-то работы зарубали в процессе, какие-то откладывали на потом дозревать, какие-то получались моментально, но во всех случаях была масса удовольствия.

Своими любимыми художниками я всегда считала Ван Гога, Шиле, Дали, Писсарро, Дюрера — но интересно, что я не воспроизвела ни одной картины из любимых мною. То ли из-за, что было сложно, то ли побоялась не соответствовать высокому уровню.

Выбор картины для реализации это отдельная песня. В начале проекта я искала знакомые образы, потом захотелось выбиться из стаи и найти малоизвестные работы. Иногда идея приходит от какой-то маленькой вещицы дома — начинаю искать композицию с похожим предметом. Или ведется поиск по ключевым словам, например, «молодая женщина в шляпе» или «дети с игрушками». Но самый интересный, на мой взгляд, этап — поиск в творчестве определенного художника: как только в группе появляется неизвестный мне живописец, я сразу смотрю все, что он создал, и именно так нахожу следующую картину.

Владимир Любаров «Девушка с капустой»

 

 

Лучия Сарто Без названия

Работа из дома дает определенную занятость взрослым, но не решает проблем детей, у которых дистанционное обучение оставляет желать лучшего. В самом начале карантина я накупила красок: решила сделать ремонт и обновить стены, чтобы не скучать. Спасибо флешмобу, красить стены некогда: их постоянно нужно преображать.

Если оглянуться на последний месяц, можно с уверенностью сказать, что я живу в искусстве и моя семья местами тоже: искусство везде — на мониторе компьютера, в планшете, в телефонах, в груде вещей, подготовленных для следующей картины, в ватманах, разложенных на обеденном столе для рисования фона, в сообщениях бабушек и дедушек, которые радуются каждой работе и бурно ее обсуждают со всем миром. Это прекрасное состояние: все в приятном ожидании, каким образом ты удивишь, и уже нет времени на плохое настроение и скуку.

Maika G. Montava «Много книг»

Андрей Братов, инженер-электронщик

Жизнь в изоляции грешна своими простыми радостями: прогулками по опустевшему городу, свободным временем, здоровой домашней едой, возможностью наконец выспаться. Если подходить к этой ситуации оптимистично, то можно извлечь из нее много выгоды. Главное, не впадать в апатию и хандру — вот для этого у нас и появилась «Изоизоляция»!

Я вступил в эту группу шестого апреля, в день рождения Рафаэля Санти. Совпадение? Не думаю! За несколько дней до этого мне стали попадаться замечательные и остроумные репродукции известных картин (в основном девушки без бровей, но с сережкой; а иногда даже с самопальным горностаем), и я тоже решил поучаствовать в этой корнукопии.

Рихард Герстль «Автопортрет полуобнаженным на синем фоне»

Поскольку я был не уверен в своих силах и не имею художественного образования, начал с простого — а именно со скандального в свое время автопортрета Рихарда Герстла с обнаженным торсом. Синее флисовое одеяло прекрасно подошло вместо фона, ведь на нем можно было пальцами «нарисовать» мазки краски. Не знаю, намекал ли Герстль на свое божественное происхождение или предназначение, но пупок пришлось замазать пластилином и красками с тональным кремом, а нимб над головой изобразить при помощи мамы и фонарика.

Клод Моне «Впечатление. Восходящее Солнце»

Потом меня понесло… Франц Марк из баклажанов спровоцировал несколько дней полезного питания, Отто Дикс с противогазом из трусов и консервированного лосося привлек к творчеству всю семью, Илья Репин закончился скандалом из-за погружения в аквариум посторонних предметов, а Клод Моне оставил мою ванну в несколько потрепанном состоянии.

В своих творениях я старался изобразить картины, которые еще не были выбраны другими участниками группы. Исключениями стали Ван Гог, который был больше дурачеством, чем серьезной работой, и Климт, чью картину «Три возраста женщины» я воспроизвел вместе с папой и маленьким сыном — это показалось мне достаточно неординарным.

 
Франц Марк «Большие синие кони»
Илья Репин «Садко»

Мне интересно каждый раз пробовать различные техники исполнения — я старался выбирать картины так, чтобы они заставляли меня находить новые способы решения проблем композиции и реквизита. «Садко», к примеру, воссоздавался елочными игрушками в настоящем аквариуме, а для Родена мне пришлось воспользоваться бритвой и оливковым маслом. Исходя из моего выбора художников, несложно вычислить, что я предпочитаю импрессионизм, экспрессионизм и венский сецессион.


 Дарья Герасимова, художник-иллюстратор

Эта фотография появилась случайно. Моя знакомая попросила сделать несколько снимков для библиотечного проекта по «Гарри Поттеру». Мы с детьми пошли в комнату, где больше всего книжных шкафов, чтобы там сфотографироваться. Тут я заметила лесенку и вспомнила про картину, где есть почти такая же. За пять минут дети, а у меня их трое, собрали всех игрушечных сов и летучих мышей, которые были в доме. Особенно все радовались найденному зеленому попугаю: он очень важен для композиции. Вместо черепа положили игрушечную мандрагору. Принесли недорисованную картину с котиком, так как со скелетом не было. Поставили несколько склянок. Очень удачно обнаружили пустую бутылку от «Рижского бальзама».

Дольше всего я подбирала серые цвета одежды: почему-то мне показалось важным попасть в те же оттенки, что на картине. Потом я залезла на лесенку, а мой четырнадцатилетний сын сделал на телефон фотографию. Мы очень удивились, когда она набрала столько лайков: ну никак не думали, что сутулая тетка с метлой на старой лесенке привлечет столько внимания.

Эдуард Мента «В библиотеке»

Во время самоизоляции у меня почти ничего не изменилось. Единственное, приходится больше готовить, так как вся семья дома. Еще нужно больше контролировать учебу младших детей: напоминать про конференции, следить, чтобы выполненные задания отправлялись вовремя. И мы все очень переживаем за старшую дочь, у которой на этот год выпало окончание школы и поступление в институт. А так я, как обычно, работаю. За полтора месяца, которые все провели дома (дети перестали ходить в школу 16-го марта), я проиллюстрировала одну детскую книгу. Написала другую. Моя обычная жизнь.


Антон Абаренов, художник

Я решил принять участие в проекте в общем-то случайно: меня пригласил в группу друг, художник кино. Идея для меня не новая, попробовал, опубликовал пару работ.

Мне показалось это надо делать с юмором, серьезно тогда к этому не отнесся. Вскоре возникло множество идей, но понял, что осуществить их не судьба, так как живу практически как Робинзон на маленьком островке природы: за городом на даче, а позировать мне может только пес…

Пришлось оставить  замыслы и воспользоваться тем, что есть.

Удивительный музей Сальвадора Дали в Каталонии

Главным героем популярных инсталляций стал пес Бегемот, также я пытался использовать различные вещи. Выбирать было не так уж просто: не по желанию, а по возможности, но все же компромиссы были найдены и родились некоторые сюжеты. С Бегемотом много фотографироваться не получается, тут как повезет, а вот с предметами пришлось повозиться. Самой сложной оказалась постановка двух гитар Пикассо. Стекло в отражении в течение двух ночей не желало собрать все предметы в композицию, в конце концов случайный кадр на телефон оказался единственно возможным.

Фрэнсис Джеймс Барро «Голос его хозяина»
Нико Пиросмани «Белая корова на черном фоне»

Таков парадокс: карантин, породивший интереснейший проект, в свою очередь не дает встречаться и фотографировать людей, очень подходящих к задуманным сюжетам. Но с другой стороны, жесткие рамки определяют формат и условия, благодаря чему флэшмоб и стал таким популярным. По поводу рамок еще скажу, что, на мой взгляд, сильно не хватает здоровой цензуры, от этого проект только выиграл бы, может, потеряв на время в количестве публикаций, но общий уровень бы повысился. Разумно было бы четче указать условия приема работ: на что обратить внимание, как более вдумчиво относиться к замыслу, идее картины. Например, многие участники в портретных  репликах и жанровых работах тратят огромное количество усилий на антураж, упуская важнейшие нюансы: взгляд, настроение, позу, определяющую характер сцены, освещение, усиливающее драматизм.

Андерс Цорн «Автопортрет в волчьей шубе»

Любимые художники… Сложный вопрос, назову несколько: Серов, Левитан, Васильев, Веласкес, Да Винчи, Дали, Серебрякова. При выборе сюжетов для проекта старался не касаться творчества мастеров классической живописи. К Малевичу и Пикассо отношусь проще: их произведения как будто созданы для подобных инсталляций, рождения новых образов и фантазий

Анна Виноградова «Гусляр»

Изоляция для меня пока особо ничего не изменила, кроме планов. Больше стало времени для творчества и меньше суеты. Вообще замечаю, что чем ближе к природе, тем проще смотришь на жизнь. А идея флешмоба «Изоизоляция» мне близка еще тем, что перекликается с моим проектом «Творческие Мастерские Бриколаж». Пока эта идея объединения творческих мастерских различных жанров под одним брендом ищет отклик среди мастеров — приглашаем их на нашу площадку!   

Кадр из фильма «Белый Бим Черное ухо»

Виктория Савина, актриса

Я приняла участие во флэшмобе, так как я по профессии актриса — мне было скучно сидеть в изоляции без дела. Первой картиной, которую я воспроизвела, был портрет Ахматовой художника Альтмана.

Когда я открывала книжный шкаф, чтобы достать альбом с картинами, на меня упал томик Ахматовой — я решила, что это знак.

Картины выбирала по принципу схожести с героями, поэтому среди моих работ есть Ахматова, портрет тирана Амброджо Лоренцетти, «Пьяная уставшая женщина» Пикассо.

Натан Альтман «Портрет Ахматовой»

Моя семья, муж и дочь, с удовольствием участвовали в «Изоизоляции» вместе со мной. Дочь фотографировала, а муж позировал. Что касается любимых художников, очень люблю грустные пейзажи русских живописцев — Коровина, Левитана, но их во флэшмобе воспроизвести трудно… Сейчас я много читаю, смотрю кино, занимаюсь спортом — нахожу себе различные занятия, чтобы заполнить свой день и с нетерпением жду окончания карантина. Очень хочется на волю.

Лучшее, что я видела за время самоизоляции, — 2 документальных фильма: «Рожденные в СССР» Мирошниченко и «Мой класс» Еременко. И всем советую свой фильм (я тоже снимаю документальное кино!) — «Невостребованные».

Поль Сезанн «Портрет женщины с кофейником»

Елена Чернова, менеджер проектов

Приглашение в проект прислал кто-то из друзей, уже не помню, кого должна благодарить. Вначале просто получала удовольствие, просматривая невероятные работы. Когда объявили благотворительную акцию «Изотворительность», решилась создать копию. Так как это было сэлфи, пришлось искать картину со схожим изображением. И хотелось не просто повторить работу, а посвятить ее чему-то. Так выбрала Гигиею Рубенса. Получился гимн Гигиене во время карантина.

Из-за направления света пришлось снимать зеркально, в первый раз собрала прическу не на той стороне. Тяжелее всего было делать сэлфи, бегая к айфону и обратно с пластилиновой змеей весом больше килограмма на руке, одновременно пытаясь сохранить намотанные на теле разрозненные элементы из красной материи.

Питер Пауль Рубенс «Гигиея — богиня здоровья»

Если соседи это видели, думаю, они либо повеселились, либо растерялись. Предметы пошли в ход самые неожиданные. Гольфы и ленты от конфетных коробок для прически, зажимы для сыпучих продуктов для туники, крышка от меда. Для змейки, которая стала просто звездой, понадобился белый скульптурный пластилин, проволока и йод как краска. Очень смешно было читать совершенно чудесные комментарии о красоте исполнения и видеть себя в зеркале с односторонней прической и в одной серьге.

Удовольствие в ходе подготовки картин может быть сравнимо только с эмоциями от прочтения очень добрых, грамотных, иногда справедливо критичных комментариев. После прекрасных отзывов я осмелела и замахнулась на портрет, который обожала с детства, — Елизаветы I Армада. Королева, годы правления которой назвали Золотым веком. Захотелось посвятить свою копию победам вообще и нашему победному выходу из последствий карантина в частности.

Портрет Елизаветы I

Портрет невероятно интерьерный и детальный. Реквизит около недели готовила сама, на примерку отозвались подруга с сыном. Моделью стала племянница Александра, у которой есть и портретное сходство. В ход пошли кислородный баллон, отпариватель занавесей, швабра для конструкции юбки. Платье – остатки обивочной ткани. Головное убранство — сетки для мытья посуды, уже всеми любимые гольфы, нарощенные ватные палочки. Веер — терка для пяток и туалетная бумага. Глобус — воздушные шарики и континенты нитками мулине. Использовала также разные виды скотча и кучу других мелочей, которые долго перечислять.

Я очень люблю импрессионистов. Любимые картины — «Кувшинки» Клода Моне и «Танец» Анри Матисса. Но могу часами рассматривать и творчество Франсиско Гойа, гравюры Альбрехта Дюрера, венецианскую живопись и современную скульптуру. И не сомневаюсь, что помимо прямой антихандрической цели, «Изоизоляция» не только меня обогатила знаниями об искусстве.

Карантин помог узнать, что время, поневоле проведенное наедине с собой, тоже может быть бесценным. Я вижу, что люди в трудной ситуации стали отзывчивее и предлагают друг другу помощь. Как много добрых поступков я наблюдала! А неважное очень естественно уходит на второй план. И понимаешь, как много у нас есть, что мы принимали как должное, — близкие, по которым скучаешь, любимый город у моря, который стал доступен только урывками, друзья за границей, которых даже не знаешь, когда увидишь.


Ирина Лесик, художница и фотограф

На самом деле о флешмобе «Изоизоляция» я узнала случайно, когда просматривала ленту новостей. Увидев работы других участников, я загорелась желанием присоединиться.
Идея оформилась почти сразу: я понимала, какими средствами располагаю, находясь дома.

Но для начала немного предыстории: в 2012 году, когда я была в творческом союзе с Андреем Шушвалюком, мы получили предложение сделать серию фоторепродукций картин известных художников. Выбрали работы Пабло Пикассо. Андрей мастерски кроил одежду из бумаги для моделей, я же создавала фоны гуашью на холстах. К съемкам все было готово — оставалось только разрисовать моделей краской.

Работа проводилась у меня дома, чтобы все могли принять душ, смыть краску с тела. Так появился календарь для журнала Punkt «Пикассо 2013» , в этих фоторепродукциях практически нет обработки в «фотошопе» — все максимально натурально.

Пабло Пикассо «Мария-Тереза, анфас и в профиль»

Имея такой опыт работы, мне хотелось сделать что-то подобное, но более естественное, нежное и романтичное. Так как я давно слежу за творчеством Андрея Ремнева и он, как художник, мне близок, выбор пал на него. Картина «Продавец лимонада» подошла для моей задумки: я хотела воплотить эту идею со своим молодым человеком, а образы героев похожи на нас с Михаилом. Мы быстро подобрали все подходящие атрибуты и одежду — правда, жилетку все же пришлось искать по знакомым.

Андрей Ремнев «Продавец лимонада»

Фон сначала думали сделать объемным, каждый элемент вырезая отдельно из картона, но из за сложности отказались от этой идеи. На смену пришла мысль нарисовать его на бумаге в нужном масштабе. В течение недели я рисовала фон пастелью и подготавливала антураж и вещи. До дня съемки нам казалось, что повторить позу с картины не составит большого труда, но когда мы приступили, поняли, что сильно ошибались. Держать вазу с водой на голове, да еще под определенным углом, никак не удавалось. Тогда мы решили подложить под кепку длинный воздушный шарик, свернутый в рогалик. После тренировки с кувшином у зеркала Михаил застыл в нужной позе, а мне оставалось лишь занять свою позицию…

В течении часа я бегала запускать таймер на фотоаппарате, но каждый раз, видя получившийся кадр, понимала, что все у меня выходит не так: то руки не так лежат, то голова не так повернута, то взгляд не туда направлен. К этому моменту у Михаила уже затекла рука, державшая кувшин. После нескольких десятков попыток я уже отчаялась и сказала, что на этом все: больше не могу, устала — это будет последний кадр. И вуаля, он удался. Все получилось!

Пабло Пикассо «Красное кресло»

 

 

Пабло Пикассо «Арлекин с гитарой»

К счастью, карантин не сильно изменил мою повседневную жизнь: творческая мастерская находится у меня дома. Я просто реже выхожу за продуктами. Конечно, очень не хватает прогулок на природе, но у нас есть машина и на выходные мы с Михаилом иногда выезжаем куда-нибудь за город поближе к природе, подышать свежим воздухом. Как ни странно, благодаря изоляции появилась возможность больше уделять времени прикладному творчеству.


Яна Коган, учительница русского языка и литературы

Моя страница в Фэйсбуке, можно сказать, посвящена дружбе с разными художниками. Все работы сделаны именно благодаря этой дружбе, поэтому мне не надо было ломать голову в поисках идеи. Я сразу знала, что и у кого я возьму для своих инсталляций.

При выборе картин я реально оцениваю свои возможности и наличие реквизита. В композиции должен быть сюжет, история, интересный герой. Итальянский художник Лисандро Рота создает именно такие ироничные произведения. Мы сделали уже три работы по картинам Лисандро, сейчас в группе довольно много участников, которые тоже увлеклись его творчеством.

Лисандро Рота «Из букинистического»

А у грузинской художницы Тико Кохабидзе я выбрала картину «Баллада о гранатах»: у меня есть небольшая коллекция гранатов, часть которой была использована в инсталляции.

В самом начале проекта я рассказала о нем своим друзьям, некоторые из них тоже поучаствовали. Сейчас я подбираю картины еще трем моим вдохновившимся флэшмобом подругам. Благодаря «Изоизоляции» я познакомилась с интересными людьми и, самое главное, пообщалась с художниками, авторами «своих» картин. Это было здорово!

Лисандро Рота «Обманы и иллюзии»
Лисандро Рота «Crudite из красной рыбы»

Мне нравится творчество многих современных живописцев: Мгера Чатиняна, Майко Биркадзе, Евгения Кулиша, Виктора Петрова, Тико Кобакхидзе, Ваге Багумяна, Тарона Хачатряна, Виктора Ханяна. Надеюсь, скоро появится возможность путешествовать и получится посетить сказочную Лукку, где живет Лисандро Рота, прекрасные Тбилиси, Ереван и все те места, о которых мы мечтаем.

Карантин мы пережили спокойно. Все это время я смотрела кино и читала, а сейчас уже начала работать. Конечно же, создание инсталляций для «Изоизоляции» добавило движения, радости, смеха в карантинные будни моей семьи. Мама успешно отвечает за реквизит — эта «обязанность» отвлекает ее от болезни и плохого самочувствия. Впереди еще несколько работ, которые, я надеюсь, порадуют и нас, и художника, автора оригинала, и зрителей.


Анастасия Хмелевски, художница и арт-терапевт

В группу «Изоизоляция» меня пригласила подруга, зная что я художница и фантазерка. Сначала я просто смотрела, смеялась — по-хорошему, конечно, от бесконечной изобретательности и смелости людей. Потом мне вспомнились старинные картины с таксами — они очень сентиментальные, добрые, забавные. У нас есть очаровательная такса по кличке Аврора, она очень терпелива во время съемок, чем мы и воспользовались.

Так началась серия работ «Мнимый больной», «Такса с шампанским» Карла Райхерта, «Дама с собачкой» популярной тольяттинской художницы Марины Шляпиной, «Шнурок» Светланы Соловьевой. И о чудо, обе художницы теперь у меня в друзьях, что для меня действительно как подарок неба.

Марина Шляпина «Дама с собачкой»

Также мы воспроизвели картины «Девочка в шоколаде» Евгении Гапчинской, «Мишки в чемодане» Нино Чакветадзе (точного названия картины я не нашла). А себя я попробовала в «О, эта женщина в дымке вуали» Константина Разумова.

Работали только дома, снимал и ставил кадр мой муж. Использовали его профессиональный фотоаппарат и все, что есть под рукой, — тряпочки, игрушки, простыни. Почему втянулись? Эта работа командная, а мы с мужем очень любим что-то творить вместе. У нас дочь аутистка, ее очень интересовал весь процесс. Для нас полтора месяца дома — испытание на прочность, но мы его научились проходить с потрясающим наполнением для себя.