«Я не нашел никого, кто не был бы моим другом»: о детях с расстройством аутического спектра
Дети

«Я не нашел никого, кто не был бы моим другом»: о детях с расстройством аутического спектра

28 апреля 2020
7 мин
«Я не нашел никого, кто не был бы моим другом»: о детях с расстройством аутического спектра

Апрель — международный месяц распространения информации об аутизме.  Аутизм — а точнее расстройство аутистического спектра (РАС) — это множество разнообразных врожденных особенностей: иногда явных, иногда визуально незаметных. Все эти особенности можно объединять по общему признаку: они влияют на коммуникацию человека с РАС с другими людьми и меняют его восприятие окружающего мира, иногда создавая очень непростые условия для нахождения в социуме. В рамках программы #ПравоНаСчастье Time Out рассказывает, что такое аутизм и как он проявляется у детей.

 

Маргарита Полисская

психолог

сайт, instagram

Говорить о РАС без примеров как правило очень сложно, поэтому мы попросили психолога и основателя студии-мастерской «Мастера и Маргарита», которая занимается социализацией подростков с аутизмом, Маргариту Полисскую, рассказать о своих студентах и о самых распространенных проявлениях РАС.

Сложности в восприятии речи

Человек с аутизмом чаще всего испытывает трудности с пониманием речи. Они могут выглядеть по-разному. Иногда человек вовсе не понимает, что ему говорят, примерно как мы, когда слышим невнятное объявление в шумной электричке. Тогда он пытается догадаться, чего хочет собеседник, по контексту и по мимике. Например, Паша (здесь и далее имена героев изменены – прим.), если вечером я говорю ему что-то на кухне, и взгляд мой обращен к чайнику — пойдет наливать всем чай. А если я вдруг чем-то расстроена, и заговариваю с ним грустным голосом — убегает в слезах, не понимая, чем именно он меня расстроил.

Иногда человек может удержать внимание только на короткой фразе из нескольких слов, как мы, когда уже выучили на иностранном языке «Здравствуйте», «До свидания», «Мороженное», «Клубника», и «выхватываем» эти слова в потоке незнакомой речи.

Из инстаграма «Мастеров и Маргариты»
Из инстаграма «Мастеров и Маргариты»

Так, например, если я скажу Руслану: «Дай чашку», он даст мне ее. Если я обращусь к нему витиевато, например, так: «Не мог бы ты, если это не составит труда, передать вот ту голубенькую чашечку», то он подойдет, покрутит чашку в руках, а что с ней делать, не поймет.

Паша, если вечером я говорю ему что-то на кухне, и взгляд мой обращен к чайнику — пойдет наливать всем чай. А если я вдруг чем-то расстроена, и заговариваю с ним грустным голосом — убегает в слезах, не понимая, чем именно он меня расстроил.

Иногда человек понимает все слова в речи, но смысл их воспринимает дословно, переносные смыслы даются ему с трудом. Тогда человеку сложно понимать анекдоты, пословицы, отличать ложь от правды.

Например, мальчик Сережа очень сильно любит компьютерные игры, но когда там его «убивают», он падает навзничь уверенный, что это взаправду и навсегда.


В апреле бренд детского питания «Агуша», Фонд помощи детям «Обнаженные сердца» и розничная сеть «Магнит» продолжают социально ориентированную программу #ПравоНаСчастье, которая поддерживает семьи, где есть дети с особенностями развития.


Сложности в восприятии невербальных сигналов

Некоторые люди с аутизмом наоборот ориентируются не на контекст и мимику, а на словесные объяснения. Таких людей часто показывают нам в кино: им сложно понять, что значит улыбка, или хмурые брови — это хорошо заметно по поведению главного героя сериала «Хороший доктор».

 

Например, когда Катя хулиганит, она просит меня объяснить, что я чувствую: «Ты сердишься? Ты расстроилась? Это смешно?».

Сложности в понимании «неписаных правил»

Очень часто человек с аутизмом не «схватывает» те правила поведения в общественных местах, которые мы все усваиваем с раннего детства. Кажется, это похоже на то, что бывает с нами, когда мы оказываемся в новом социальном контексте: в другой стране, на новом рабочем месте, в незнакомой компании. Мы не знаем, как здесь себя вести, действуем привычным образом и часто попадаем впросак из-за этого, например, жмем руки коллегам в организации, где это не принято, не в той руке держим вилку, надеваем одежду не по сезону, не можем сориентироваться в магазине и так далее.

Когда Катя хулиганит, она просит меня объяснить, что я чувствую: «Ты сердишься? Ты расстроилась? Это смешно?».

Например, мой знакомый Витя во время приветствия обнимает, целует и крестит любого встреченного им человека, потому что привык так делать в кругу семьи, а Настя хочет переодеваться, как только заходит в музей или в кафе, потому что чаще всего она приходит домой или в школу, где переодеваться действительно нужно.

Стереотипность

Многим людям с аутизмом важно, чтобы привычные последовательности действий соблюдались постоянно и неукоснительно. Все мы знаем, что, когда в жизни наступают непростые времена, нужно справляться с большой эмоциональной нагрузкой, и четкий режим может стать единственной опорой. Человек с аутизмом бывает растерян и «перегружен» эмоционально. И часто, в отличие от нас, не может объяснить себе словами, что происходит и поддержать себя – потому ему так важен распорядок.

Из инстаграма «Мастеров и Маргариты»
Из инстаграма «Мастеров и Маргариты»

Это может быть стереотипный маршрут, четкий режим дня, последовательность действий при одевании. В следующий раз, когда будете опаздывать на работу и вам нужно будет успеть переделать кучу дел, — а уже с утра вы устали и раздражены, — попробуйте надеть ботинки, куртку не в том порядке, к которому вы привыкли, или приложить телефон при звонке к «не тому» уху. Или выпить сладкий кофе вместо несладкого. Иногда такие нарушения привычного уклада жизни могут просто добить и испортить день.

Поэтому Коля плачет и кричит, если они с мамой возвращаются из детского сада незнакомой дорогой, не может есть макароны непривычной формы и бывает ужасно расстроен, если наши с ним встречи происходят в непривычное для него время.

Специальные интересы

Некоторые люди с аутизмом склонны погружаться с головой в одну, заинтересовавшую их тему. Это может быть музыка, транспорт, актеры и что угодно другое. Тогда человек смотрит видео, читает тексты, рассматривает картинки, говорит часами о своем интересе, и буквально тратит все свое свободное время на занятия тем, что связано с его увлечениями.

Алена очень любит птиц. Она знает тысячу видов птиц, может узнать их на улице и на картинках, умеет подражать их голосам, рисовать, лепить их из пластилина и собирать их из «лего».

Или Дима обожает электрички. Он объездил все Подмосковье, выходил на каждой станции, может рассказать все об устройстве электричек, о том, как украшен каждый вокзал, на каких станциях нет турникетов, сколько времени у вас займет дорога из точки «А» в точку «Б». И, главное, он счастлив каждый день тратить по несколько часов на дорогу до работы.

Из инстаграма «Мастеров и Маргариты»
Из инстаграма «Мастеров и Маргариты»

Это далеко не все проявления РАС. Некоторые люди с РАС почти не разговаривают, а для кого-то выйти за пределы своей квартиры — уже целый подвиг.

Это самые «популярные» проявления РАС, однако не зря аббревиатура включает в себя слово «спектр»: люди с аутизмом, так же как и люди без него, очень разные. У кого-то могут иметь место все описанные нами проявления, у кого-то может не быть ни одного из них.

Не зря аббревиатура (РАС) включает в себя слово «спектр»: люди с аутизмом, так же как и люди без него, очень разные.

У кого-то признаки аутизма выражены так сильно, что влияют на весь ход жизни человека и его семьи, а у кого-то почти не заметны.

Из инстаграма «Мастеров и Маргариты»

  • Спецпроект