Гуляем по Москве: улица Сретенка | Город | Time Out
Город

Гуляем по Москве: улица Сретенка

Ксения Попова 13 апреля 2022
8 мин
Гуляем по Москве: улица Сретенка
Фото: Aleksei Golovanov, legion-media.ru

Сретенка начинается у площади Сретенские ворота, а заканчивается у Садового кольца. Некогда на улице стояли торговые лавки, скрывавшие сады и дворы, а у Сретенских ворот торговали мясом и прочим товаром. Time Out расскажет, как на Сретенке начался Соляной бунт, почему улице и переулкам удалось сохранить облик Москвы XVII века и какие здания не стоит упускать из вида во время следующей прогулки.


Как улица стала Сретенкой

Издревле от Кремля тянулись торговые магистрали в близлежащие села и дальние города. Тверская была частью дороги в Новгород, Мясницкая вела в Немецкую слободу, а по Сретенке проходил путь в Троице-Сергиеву лавру. Ко второй половине XVI века дорогу продлили до самого Белого моря, на берегу которого уже стоял Архангельск.

Сретенский монастырь, фото: WM wm WM, wikimedia

Улица получила имя по Сретенскому монастырю и Сретенским воротам (Бульварное кольцо). В 1395 году князь Василий Дмитриевич ожидал нашествия войск Тамерлана и велел перенести чудотворную икону Божией Матери из Владимира в Москву. Москвичи вышли встречать или, как тогда говорили, «сретать» икону. Спустя несколько лет на месте встречи иконы был заложен Сретенский монастырь.

Сретенка: ремесленные избы и Соляной бунт

Соляной бунт в Москве, 1648. Художник Лисснер Э. 1938

В XVI-XVII веках в Сретенской слободе жили ветошники и плотники, кафтанники и скорняки, сусальники и дегтяри, сабельники и рыбники, сапожники и седельники. Дворы на улице и в ее переулках были небольшими и вытянутыми — длина превышала ширину в 2-3 раза. На улицу выходили избы (они же были торговыми лавками) и ворота, за ними начинались сады. На окраинах слободы были разбиты обширные огороды. Такие участки обычно принадлежали знати. Во второй половине XVII века Новая Сретенская слобода стала называться Панкратьевской черной слободой.

В XVII веке в годы правления царя Алексея Михайловича не раз происходили бунты. Один из них, Соляной бунт, случившийся из-за поднятия цены на соль в несколько раз, тоже начался на Сретенке. Царь, как человек набожный, нередко бывал в Троице-Сергиевой лавре. В 1648 году по возвращении из лавры его повозку остановил разъяренный народ. Стрельцы разогнали толпу, но недовольные собрались вновь и накинулись на солдат с палками и камнями.

Торговые лавки и древние церкви

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках, фото: Aleksei Golovanov, legion-media.ru

В конце XVII века земли у Сретенских ворот заняла дворцовая Печатная слобода. Жили там мастера Печатного двора, что был на Китай-городе. В центре улицы и в ее переулках лежала Пушкарская слобода, а жители слобод имел обыкновение возводить церкви. Так в Печатной слободе, на углу Сретенки и Рождественского бульвара, появилась церковь Успения, в Пушкарской слободе — церковь Сергия в Сергиевском переулке и церковь Спаса преображения на Сретенке. Церковь Троицы в Листах и церковь Панкратия построили в Стрелецкой слободе.

До XVIII века рядом со Сретенскими воротами стояли мясные лавки. В 1710 году, во времена Петра I, лавки перенесли за Земляной город. Торговцы передвинулись ближе к Большому Сухаревскому переулку, но вскоре вернулись на прежнее место. Тогда уже воспротивились прихожане Церкви Троицы в Листах. Они были недовольны, что лавки опустели, и обратились к начальству. Мясные ряды вернули к Большому Сухаревскому переулку, где они и оставались до середины XIX века. На Сретенке торговали не только мясом, там можно было найти и ткани, и всевозможные съестные товары — вдоль улицы сложился настоящий базар. Сретенка так заполнялась, что по ней невозможно было просто ходить, приходилось буквально протискиваться сквозь торговые ряды.

Городская купеческая усадьба Кирьяковых, Фото: NVO

Хотя в XVIII-XIX веках на Сретенке селилась знать, — в одном из домов жил князь А. М. Черкасский, — все же главными хозяевами здесь были купцы и горожане. Купцы крепко держались за свои дворы, перестроек и обновлений не жаловали, поэтому Сретенка и окрестности сохранили древнюю изрезанность переулками. Многие переулки до сих пор носят имена купцов-домовладельцев: Большой и Малый Головин, Даев, Луков, Панкратьевский, Рыбников, Селиверстов и другие переулки.

Сретенка в XX и XXI веках

Фото: Ekaterina Kriminskaya, legion-media.ru

В советское время Сретенка была одной из немногих московских улиц, которая смогла сохранить свое название. В 1930-е годы Сухареву башню, одно из старейших зданий Москвы, снесли. Сретенка стала частью магистрали, которая связывала центр города с Проспектом мира. В 2010-е годы на улице началась реконструкция, которая завершилась в 2017 году: фасады зданий обновили, во дворах установили фонари. Из односторонней Сретенка превратилась в двустороннюю улицу. Помимо двух полос для автомобилей, появилась выделенная автобусная полоса.



Школа драматического искусства

Фото: сайт театра

Школа драматического искусства открылась в 1987 году премьерным спектаклем «Шесть персонажей в поисках автора». Тогда стало понятно: в Москве появился новый игровой театр в противовес традиционному, психологическому. От репертуарного театра Школу отличает стремление к «исследованию», импровизация, отсутствие страха перед экспериментом и сменой художественного стиля.

В здание на Сретенке, 19 театр переехал в 2001 году — новизну малоэтажного здания выдают стеклянные башни. По задумке архитекторов пространство театра одновременно обширно и пластично, а зрительные залы «Манеж», «Глобус», «Тау-зал», «Грот-зал» позволяют реализовать, кажется, любой замысел режиссера.

Фотографии: сайт театра

Зал «Манеж» отличает подвижная сцена: зрительские места и игровое пространство меняются местами. Архитектура зала позволяет воссоздать и, к примеру, «японскую сцену», и классическую «итальянскую коробку». «Глобус» напоминает о шекспировском театре с одноименным названием. Зал увенчан стеклянным шатром, а восьмиугольную сцену окружают три яруса галерей для зрителей. В основе камерного «Тау-зала» — греческая буква «тау». Пространство настолько пластично, что подходит и для драматических, и для музыкальных, и для танцевальных спектаклей. «Грот-зал» же небольшой, вытянутый, напоминает прямоугольную комнату. Можно подумать, что зал так назвали из-за камерности, но нет — свое название он получил от имени польского театрального режиссера Ежи Гротовского.

Церковь Троицы в Листах

Фото: Olga Volodina, legion-media.ru

Церковь Троицы в Листах — одна из старейших церквей Москвы. Если спуститься на ее территорию, легко заметить, насколько вырос культурный слой за прошедшие века. Первые упоминания о храме относятся к 1632 году. Каменное здание появилось спустя десятилетия — в 1650-1661 годах. Церковь строили как полковой храм стрельцов: в те времена недалеко от Сретенских ворот лежала Стрелецкая слобода.

Закладку фундамента, а позже и саму церковь, осветил патриарх Никон, а по воле царя Алексея Михайловича на строительство церкви жаловали кирпичи. Во времена Петра I покровительство царской фамилии сохранилось: стрелецкий полк Лаврентия Сухарева сохранил верность Петру во время стрелецкого бунта 1689 года. При Петре I храм хотели, по моде того времени, покрыть белым камнем, но от идеи отказались.

Во дворе церкви на протяжении веков стояли торговые лавки, оставались они на своем месте и в XIX веке. Вот как пишет журналист Владимир Гиляровский об одной из лавок, где торговали «лучшим табаком»:

«Лучший табак, бывший в моде, назывался «Розовый». Его делал пономарь, живший во дворе церкви Троицы-Листы, умерший столетним стариком. Табак этот продавался через окошечко в одной из крохотных лавочек, осевших глубоко в землю под церковным строением на Сретенке…».

Фото: Olga Volodina, legion-media.ru

После смерти старика рецепт изготовления табака сохранился. Вот несколько выдержек из рецепта, записанного Гиляровским: «Купить полсажени осиновых дров и сжечь их, просеять эту золу через сито в особую посуду. Взять листового табаку махорки десять фунтов, немного его подсушить (взять простой горшок, так называемый коломенский, и ступку деревянную) и этот табак класть в горшок и тереть <…> Когда весь табак перетрется, просеять его сквозь самое частое сито. Затем весь табак сызнова просеять и высевки опять протереть и просеять. Золу также второй раз просеять. Соединить золу с табаком <…> Духи класть так: взять четверть фунта эликсиру соснового масла, два золотника розового масла и один фунт розовой воды самой лучшей <…> Смесь эту, взбалтывая, подбавлять в каждый раствор табаку с золою и все это стирать. Когда весь табак перетрется со смесью, его вспрыскивать оставшимся одним золотником розового масла и перемешивать руками. Затем насыпать в бутылки <…> Завязать пузырем, поставить их на печь дней на пять или на шесть, а на ночь в печку ставить, класть их надо в лежачем положении. И табак готов».

Доходный дом Миансаровой

Фото: Dimitar Chobanov, legion-media.ru

На углу Панкратьевского переулка и Садового кольца стоит здание в бежево-зеленых тонах: это белый кирпич контрастирует с зеленой майоликой. Здание было построено в 1908-1911 годах. В Москве жил предприниматель Иван Степанович Ананов, а его дочь Елена Ивановна Миансарова, которая вышла замуж за Аршака Месроповича Миансарова, и стала заказчицей дома.

Архитектором здания был назначен Сергей Родионов — известный по тем временам мастер. Дом строился в начале XX века, когда расцвел интерес к русской архитектуре, в результате дом Миансаровой возвели в неорусском стиле — проявлении русского модерна.

Первый этаж дома довольно скромен, без архитектурных излишеств, второй выполнен интереснее: сдвоенные окна прячутся под закругленными сводами. Третий этаж залит зеленой майоликой, сквозь которую выступают прямоугольные окна, обрамленные кокошниками. Окна четвертого этажа вторят третьему, только «поддерживают» их небольшие мифологические скульптуры. Фриза, выложенная разноцветной плиткой, отделяет четвертый этаж от пятого, а венчает дом двускатная крыша в стиле древнерусской архитектуры. Она так и напоминает сказочные древнерусские терема.

Фото: Aleksei Golovanov, legion-media.ru