Гости из безвоздушного пространства. 10 фильмов об инопланетянах, изучающих Россию | Кино | Time Out

Гости из безвоздушного пространства. 10 фильмов об инопланетянах, изучающих Россию

Денис Рузаев   28 июня 2021
5 мин
Гости из безвоздушного пространства. 10 фильмов об инопланетянах, изучающих Россию
Кадр из фильма «Прибытие»

Могли бы пришельцы прилететь в Россию? Ответ на этот вопрос дали кинематографисты, которые в своих фильмах позволили гостям из космоса побывать в нашей стране. Time Out вспомнил 10 примеров.


«Притяжение», 2017

Кто прилетает: космический корабль интересной циркулярной конструкции, который вооруженные силы России (во главе с Олегом Меньшиковым) сбивают в небе над Чертаново, и брутальным многоэтажкам наступает богато отрисованный в CGI кирдык. Простые москвичи встают на оборону столицы от скользких на вид пришельцев — те, судя по трейлеру, похожи на хищных роботизированных жуков.

Чего хотят: инопланетянин прилетает с мирной миссией — провести исследования о Земле. Однако неудачный тайминг метеоритного дождя подбивает его корабль, под которым гибнут люди.

«Эта веселая планета», 1973

Кто прилетает: трое человекоподобных инопланетян в нарядных голубых комбезах. Виктор Сергачев с короной, Леонид Куравлев с рожками и Екатерина Васильева с бластером приземляются в сибирском Академгородке, чтобы обменяться знаниями с местными научсотрудниками – те, в свою очередь, празднуют Новый год.

Чего хотят: внимания. Именно его, впрочем, им и не достается – советским ученым оказываются интереснее самодеятельность, «Песняры» и выпивка. Пришельцам не остается ничего, кроме как присоединиться.

«Через тернии к звездам», 1981

Кто прилетает: искусственная женщина Нийя с планеты Десса (секс-символ начала 1980-х Елена Метелкина), обнаруженная на земной орбите и попадающая домой к космонавту Лебедеву – где ей предстоит удивиться гибриду футуризма и избы, а также, в свою очередь, удивить застенчивых советских землян «обнаженкой» на пляже.

Чего хочет: помощи в спасении родной планеты. Бравые советские пилоты тут как тут – и летят на Дессу, чтобы обнаружить там разруху и капитализм.

«Шанс», 1984

Кто прилетает: приземистый зеленый человечек со среднеазиатскими чертами лица и золотым костюмом (Вадим Александров), возмущенный тем, как по-скотски жители города Великий Гусляр, погрязшие в мещанстве, пользуются подаренным им 400 лет назад одному казаку эликсиром молодости.

Чего хочет: поделиться чудом. Надо ли говорить, что услуга оказывается медвежьей? В финале «Шанса» рассказчик сообщает, что инопланетянин улетел, так и не поняв, что люди слишком разные, чтобы их можно было осчастливить.

«Гостья из будущего», 1985

Кто прилетает: расписные туристы с Альфа Центавры, которым всего лишь приспичило посмотреть Пушкинский музей, а с ними – космические пираты Крыс (Михаил Кононов) и Весельчак У (Вячеслав Невинный). Эта парочка ухитряется еще и переместиться из Москвы 2084-го – в Москву 1984-го, в мир боевых физруков, добрых милиционеров и школьников, которым до всего есть дело.

Чего хотят: заполучить миелофон, аппарат для чтения мыслей. После пяти серий погонь, перевоплощений и специфического пионерского юмора пираты терпят поражение.

«Летние впечатления о планете Z», 1986

Кто прилетает: белокурый тинейджер с планеты X (Арнас Катинас) с заданием на каникулы – изучить повадки и нравы земных обитателей. В силу возраста обращает на себя внимание, прежде всего, пытливых советских школьников-сверстников и их невозмутимого учителя физики Палыча (Сергей Шакуров), который дает пришельцу имя Феликс – в честь арифмометра.

Чего хочет: обмена опытом. Чтобы набраться последнего, придется ознакомиться с такими феноменами советского мира, как техничка Мариванна, бравая пионерия и Дмитрий Харатьян.

«Посредник», 1990

Кто прилетает: таинственная черная сфера, которая пересаживает в тела землян сознание пришельцев. Почему-то местом первого такого вторжения становится депрессивный поселок в позднесоветской провинции, примечательный разве что наличием огромного радиотелескопа. Инопланетянам не удается завладеть телами только представителей трех категорий: гениев, сумасшедших и детей до 15.

Чего хотят: завоевания Земли – а также избавления своих новых тел от таких атавизмов как чувства и вредные привычки. Но пришельцы обречены на неудачу – нельзя недооценивать советских подростков!

«День независимости» (Independence Day), 1996

Кто прилетает: гигантские космические корабли, которые начинают методично выкашивать лучом смерти крупнейшие города мира. Достается и Москве, которую здесь распыляют на кирпичики брусчатки с Красной площади. Сами пришельцы не отличаются оригинальностью (они похожи на внебрачных детей Чужого с Хищником), но зато практически непобедимы и любят мегаломанский промдизайн.

Чего хотят: завоевания Земли и выкачивания из нее ресурсов. Впрочем, пришельцы не просчитывают одного – силы плакатного патриотизма. Воодушевленные речью президента (Билл Пуллман) и бравадой Уилла Смита земляне, включая русских, дают организованный отпор.

«Фантом» (The Darkest Hour), 2011

Кто прилетает: невидимые пришельцы, которые похожи на пучок световых лучей и состоят в особых отношениях с электричеством. Людей расщепляют на части – но группе иностранцев (включающей Эмиля Хирша), в момент нашествия оказавшихся в Москве, удается выжить, несмотря на уничтожение Кремля, ГУМа и Дома на набережной.

Чего хотят: собрать большой куш в кассовых сборах и лишить нас зрения посредством карикатурных спецэффектов (что оказалось несовместимо, и «Фантом» в прокате провалился).

«Прибытие» (Arrival), 2016

Кто прилетает: гигантские обелиски, больше похожие на арт-объекты, чем на космические корабли. Они зависают над десятью точками планеты, одна из которых — в России. Пришельцы-октоподы, похожие на космических моллюсков, пытаются что-то землянам сообщить – а те, тем временем, не могут договориться на уровне правительств — воевать с гостями или прислушаться. Россия с Китаем и Суданом — за силовое решение вопроса.

Чего хотят: поделиться великим знанием. К счастью для нерадивого и недоговороспособного населения Земли, у нас есть Эми Адамс в роли гениального лингвиста.