Сиквел лучше: 7 продолжений, которые затмили оригинал

Продолжения успешных фильмов, как правило, оказываются неудачными. Подтверждений этому масса: «Основной инстинкт 2», «Братья Блюз 2000» или «Грязные танцы 2» плохи настолько, что хочется забыть о них навсегда. Но из каждого правила есть исключения, и находятся режиссеры, которым удается поднять и без того популярную историю на новый уровень. Time Out выбрал 7 сиквелов, которым удалось превзойти отличные оригиналы.

«Терминатор 2: Судный день» (1991)

Terminator 2: Judgment Day

Терминатор Т-800 (Арнольд Шварценеггер) вновь возвращается в прошлое, но на этот раз в качестве хорошего парня: сам Джон Коннор перепрограммировал антагониста первой части, чтобы тот смог спасти его от атаки куда более опасного врага в прошлом.

Режиссер: Джеймс Кэмерон

В ролях: Арнольд Шварценеггер, Линда Хэмилтон, Эдвард Ферлонг, Роберт Патрик

Шансов справиться у него немного: противник, новейшая модель робота Т-1000 (Роберт Патрик) может принимать образ любого человека. Т-800 защищает мальчика и в тоже время учится у него человечности — зрелище невероятно трогательное и довольно неожиданное для классического боевика.

Образ героя Шварценеггера настолько прочно вошел в массовую культуру, что даже те, кто не смотрел фильм, знают о том, что актер играет в нем хорошего парня. Однако для первых зрителей 1991 года такой поворот был полной неожиданностью: рекламная кампания наталкивала на мысль, что Арнольд вновь будет злодеем, а Роберт Патрик сыграет героя. Но создатели фильма не стали идти по классическому пути и повторять сюжет оригинала.

Кроме революционных для того времени компьютерных эффектов, на создание которых ушло 8 месяцев, зрителей поражали реальные сцены взрывов и погонь. Автобус был по-настоящему сброшен со скалы, а вертолет пролетел в метре от моста — поэтому картина заслужила звание одного из лучших боевиков.

 

«Звездные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар» (1980)

Star Wars: Episode V - The Empire Strikes Back

После разгрома новой базы мятежников герои саги разделяются на неожиданные группы. Люк (Марк Хэмилл) вместе с R2D2 отправляется на планету Дагоба, чтобы найти великого джедая — магистра Йоду. Знаменитый учитель оказывается не таким, каким его представлял себе Люк, но он быстро завоевывает доверие ученика силой и мудростью.

Режиссер: Ирвин Кершнер

В ролях: Марк Хэмилл, Харрисон Форд, Кэрри Фишер

Тем временем Чубакка, С-3РО, Лея (Кэрри Фишер) и Хан Соло (Харрисон Форд) скрываются от Империи на борту «Сокола Тысячелетия». Между последними возникает нешуточное сексуальное притяжение, когда они чинят сообща космический корабль. В конце фильма Люку открывается тайна, которая кардинально меняет дух и смысл истории, рассказанной в первой части.

Первые «Звездные войны», несмотря на скептическое отношение продюсеров, обернулись крупным финансовым успехом: при бюджете в 11 миллионов долларов картина заработала в прокате 775 миллионов. Для того, чтобы повторить триумфальный дебют, создателям было бы достаточно взять за основу сюжет первого фильма. Но вместо этого «Империя наносит ответный удар» ушел в новые, более глубокие темы, чем привлек к саге взрослую аудиторию.

 

«Властелин Колец: Две крепости» (2002)

The Lord of the Rings: The Two Towers

После смерти Гэндальфа (Иэн Маккеллен) в предыдущей части братство распалось на три группы. Фродо (Элайджа Вуд) с Сэмом продолжают опасный путь в Мордор, где они рассчитывают уничтожить Кольцо Всевластия. К ним присоединяется коварный Голлум, у которого налицо все признаки раздвоения личности.

Хоббиты Мерри и Пиппин спасаются из плена орков, когда те сражаются со всадниками Рохана. А Арагорн (Вигго Мортенсен), Леголас (Орландо Блум) и Гимли (Джон Рис-Дэвис) идут по следу орков в надежде спасти хоббитов.

Первый фильм трилогии продемонстрировал весь кассовый потенциал жанра фэнтези: до этого киноиндустрия считала его финансово невыгодным. «Две крепости» смогли раскрыть зародившуюся в первой части историю и сделать ее более темной и реалистичной.

Завершилась сага триумфальной последней частью — «Властелин колец: Возвращение короля». Этот легендарный триквел стал первой картиной в жанре фэнтези, получившей «Оскар» за лучший фильм.

 

«История игрушек 2» (1999)

Toy Story 2

Зрители вновь возвращаются в комнату к Энди. Там ковбой Вуди, любимая кукла мальчика, собирается отправиться со своим хозяином в лагерь. Однако после несчастного случая, в результате которого у Вуди отрывается рука, он попадает на дальнюю полку.

Режиссер: Джон Лассетер

Там герой встречает пингвина Хрипуна: давным-давно у него сломалась пищалка, и он все еще ждет починки. Мама Энди решает продать сломанного пингвина на гаражной распродаже, и пытающийся помешать этому Вуди оказывается в руках у нового хозяина.

Первая часть «Истории игрушек», несмотря на еще несовершенную компьютерную графику, стала прорывом в мультипликации.

Все ждали следующего шага от Pixar, однако появившиеся следом «Приключения Флика» скорее разочаровали зрителей и критиков. «История игрушек 2» внесла ясность в дискуссию о будущем Pixar — с точки зрения анимации и сюжета это был шедевр, превзошедший оригинал. Фильм ненавязчиво обсуждает проблемы морали и еще больше ностальгирует по миру детства.

 

«Крестный отец 2» (1974)

The Godfather: Part II

В фильме параллельно развиваются две сюжетные линии. Молодой Вито Корлеоне (Роберт Де Ниро) проходит феноменальный путь от преследуемого криминальным боссом ребенка в Сицилии до главаря мафии в Америке. Его сын Майкл (Аль Пачино) занимает место отца в качестве главы Семьи. Его ждут неудачи, предательство друга и потеря доверия жены, на которые он ответит насилием и жестокостью.

Съемки продолжения «Крестного отца» стали революционным для того времени решением. Многие наблюдатели были уверены, что история пришла к органичному завершению в первой части. Получившийся результат превзошел все ожидания: «Крестный отец 2» стал первым сиквелом, номинированным на Оскар за лучший фильм и режиссуру.

Фильм превзошел оригинал по стилю, атмосфере и драматизму. Если первая часть была почти полностью основана на одноименном романе Марио Пьюзо, то сюжетная линия Майкла Корлеоне во второй части была написана эксклюзивно для фильма.

 

«Темный рыцарь» (2008)

The Dark Knight

Картина открывается канонической сценой ограбления банка. Все члены банды последовательно убивают друг друга, следуя коварному плану босса. В конце появляется и он — психопатичный преступник Джокер (Хит Леджер) — и произносит свою первую знаменитую фразу: «То, что тебя не убивает, делает тебя страннее».

В это же время в Готэме загорается новая политическая звезда: окружной прокурор Харви Дент (Аарон Экхарт) обещает очищать город от криминала легальными методами, в отличие от Бэтмена (Кристиан Бэйл). Дерзкое намерение вполне удается прокурору — до тех пор, пока как в игру не включается Джокер.

История Бэтмена пережила не лучшие воплощения в предыдущие годы, и, казалось, навсегда умерла для серьезного кино. Кристофер Нолан доказал, что по комиксам можно снять серьезный взрослый фильм, который разбирается с проблемами героизма, исследует анархическую идеологию и не боится использовать темные тона. Сыгранный Хитом Леджером Джокер стал первым персонажем-супергероем, который удостоился номинации на «Оскар». Хит Леджер ее даже получил. К сожалению, посмертно.

 

«Бэтмен возвращается» (1992)

Batman Returns

Фильм начинается с истории Пингвина (Дэнни де Вито), главного злодея фильма. Он родился с физическими особенностями — вместо рук у него ласты — и скверным нравом, доказательством которого служит убийство кошки. Поэтому родители героя посчитали, что стоит от него избавиться. 33 года спустя выращенный пингвинами злодей решает отомстить городу.

Начинает он с шантажа и PR-кампании по улучшению своего имиджа, а заканчивает похищением и угрозой убийства детей. Параллельно с этим у верного охранника Готэма Бэтмана (Майкл Китон) появляются одновременно соперница, Женщина-кошка (Мишель Пфайффер), и подруга, Селина Кайл. Разумеется, оказывается, что это один и тот же человек.

Предыдущая экранизация комиксов о Бэтмене в исполнении Тима Бертона («Бэтмен», 1989) стало серьезным финансовым успехом: сборы составили 411 миллионов долларов. Режиссер воспринял эту удачу как карт-бланш на съемки любого фильма о Бэтмене. Сиквел получился мрачнее, серьезнее и привлек в кинотеатры значительно меньше зрителей. Кинокомпания попробовала другой вариант развития франшизы: адаптировать истории о Бэтмене поручили Джоэлу Шумахеру, но это закончилось категорическим провалом в лице «Бэтмана и Робина» 1997 года.

А вот «Бэтмен возвращается» со временем стал культовой классикой. Кстати, в Америке этот фильм воспринимается как рождественский и входит в обязательный декабрьский список киномана наравне с «Один дома».

 

Спецпроект

Загружается, подождите ...