Короткометражные фильмы великих режиссеров

Короткометражные фильмы великих режиссеров

Дмитрий Евстратов   9 апреля 2020
6 мин
Короткометражные фильмы великих режиссеров

Известные и любимые многими зрителями режиссеры годами оттачивали свой авторский почерк, работая с самыми разными идеями, форматами и жанрами. Большинство из них за плечами имеют и несколько короткометражных фильмов. Кто-то снимал их на заре режиссерской карьеры, кто-то — уже будучи популярным и уважаемым автором, но именно в таких работах зачастую виден настоящий талант и стиль того или иного постановщика. Time Out вспоминает семь ярких короткометражных фильмов известных режиссеров.

«Геометрия» Гильермо дель Торо

Geometria

Одна из первых работ оскароносного мексиканского режиссера Гильермо Дель Торо по видению, духу и тематике совпадает с его будущими фильмами. В «Геометрии» Дель Торо обращается к человеческим страхам и впервые в карьере рисует на экране монстров. Главный герой ленты — школьник, которому не поддается экзамен по геометрии. Он живет с матерью, отца не стало некоторое время назад. В поисках помощи и поддержки он обращается к оккультным силам — помогут ли монстры сдать геометрию? Шестиминутная короткометражка походит на серию «Ералаша», помимо темных оттенков фильмов ужасов, в ней явно прослеживается и комедийная составляющая, в концовке заставляющая одновременно отворачиваться от экрана и расплываться в широченной улыбке.

 

«Алфавит» Дэвида Линча

Alphabet

На заре своей режиссерской карьеры Дэвид Линч, еще не прослывший величайшим киносюрреалистом, снял несколько необычных короткометражных фильмов, которые сполна раскрывают его безграничный талант. Одна из таких лент, «Алфавит», была создана на основе сна племянницы Линча. Девушке снится кошмар, в котором она повторяет английский алфавит. За три минуты хронометража в сюрреалистической форме Линч показывает смешение в голове ребенка страхов и непонимания обучения и мировосприятия. Английский алфавит, части человеческого тела, геометрические фигуры, географические объекты, а на фоне — детский плач (Линч записал на магнитофон плач своей грудной дочери Дженнифер). В голову ребенку ежедневно попадает много информации, которую он не в силах усвоить здесь и сейчас, оттого и случаются подобные кошмары.

 

«Жук-скакун» Кристофера Нолана

Doodlebug

Кристофер Нолан сегодня считается чуть ли не главным режиссером поколения, а начинал он с короткометражных фильмов в студенческом клубе. «Жук-скакун» стал первой работой автора, в которой он обращается к многоярусной структуре повествования. В небольшой комнате мужчина с тапком гоняется за жуком, стараясь его убить. Чем же закончится эта охота? Всего за три минуты Нолану так же, как и Линчу, в сюрреалистической форме удается дважды удивить зрителя сюжетными поворотами и донести мысль о сложном устройстве мира. Уже в этой картине Нолан зарекомендовал себя как интеллектуальный режиссер, способный создавать умные и увлекательные истории, что он впоследствии не раз доказывал и в своих более крупных проектах.

 

«Отель "Шевалье"» Уэса Андерсона

Hotel Chevalier

Уэс Андерсон — один из ярчайших режиссеров независимого американского кино, художник с собственным колоритным стилем, которым восхищаются как профессионалы, так и обычные зрители. В начале своей карьеры Андерсон снял короткометражный фильм «Бутылочная ракета» вместе со своим другом Оуэном Уилсоном, но самой нежной короткометражкой постановщика является, конечно, «Отель "Шевалье"» — пролог к фильму «Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники». Ее действие происходит в номере отеля, где постоялец гостиницы (Джейсон Шварцман) готовится к приезду своей бывшей возлюбленной (Натали Портман). Это будет их последняя ночь вместе. Трогательная история уходящей любви под символический саундтрек Питера Сарстеда «Where Do You Go To My Lovely?» выполнена в стилистике Андерсона: траекторная съемка, симметрия кадров — главные режиссерские атрибуты никуда не делись. Как не делась никуда и спрятанная под легким флером иронии нагота человеческих отношений.

 

«Шестизарядник» Мартина МакДонаха

Six Shooter

Популярность британо-ирландского режиссера Мартина МакДонаха в мире кино резко возросла после первой полнометражной работы — «Залечь на дно в Брюгге», но в театральных кругах автор был известен и ранее: его считали и до сих пор считают важнейшим британским драматургом, он является автором девяти пьес. Первый опыт в кино у МакДонаха случился в 2004 году, когда он написал сценарий к короткометражному фильму «Шестизарядник» и сам выступил режиссером. Брендан Глисон играет неудачливого мистера Доннели, чей день наполнен чрезвычайно плохими событиями. С утра умерла жена, в поезде его соседом оказался дерзкий молодой хам, а позже ему и вовсе нагрубили в вагоне-ресторане. За двадцать семь минут МакДонах успевает не только показать свой авторский почерк, но и порассуждать о религии, семье, несправедливости и даже смерти. Не зря лента была по достоинству оценена и профессиональным сообществом — в 2006 году «Шестизарядник» был награжден премией Оскар за лучший короткометражный игровой фильм.

В ролях: Брендан Глисон, Руадри Конрой, Дэвид Уилмот

Великобритания, Ирландия, 2004

 

«Этажом выше» Дени Вильнева

Next Floor

Лучший режиссер прошедшего десятилетия, по мнению Ассоциации голливудских кинокритиков, Дени Вильнев также работал с короткометражными картинами. Пожалуй, главным коротким метром в карьере канадского постановщика является лента «Этажом выше». Герои фильма — аристократы разного пола, возраста, национальности. Все они сидят за внушительным столом и, словно хищники, набрасываются на еду, которую им приносят официанты. Со стола все пропадает мгновенно, но новые блюда все появляются и появляются. Однако в мгновение ока стол с почетными людьми проваливается, а один из официантов говорит в трубку: «Следующий этаж!». Вильнев снял прямолинейную, но очень необычную короткометражку, в которой умело высмеял общество потребления, а с помощью разных персонажей указал на то, что проблемы современного мира вовсе не индивидуальны, не зарыты в рамках одной страны, расы или пола — они охватывают всех вокруг, каждый в ответе за человеческие страдания.

В ролях: Люк-Мартиаль Дажэне, Кеннет Фернандез

Канада, 2008

 

«Апокриф» Андрея Звягинцева

Не стоит забывать и о главном отечественном режиссере последних лет — Андрее Звягинцеве. За свою карьеру, помимо пяти полнометражных работ, Звягинцев отметился и двумя короткометражными, наиболее значимая из которых — «Апокриф». Изначально лента создавалась в качестве новеллы для киноальманаха «Нью-Йорк, я люблю тебя», но фокус-группа посчитала ее «сложной и непонятной». Главный герой новеллы — молодой человек, делающий снимки Нью-Йорка. На одной из фотографий юноша замечает случайно попавшую в объектив пару. Проявляя кадр за кадром, герой понимает, что он застал последний миг разрушенной любви. Вдохновленная стихотворениями Иосифа Бродского короткометражка выполнена в стилистике работ Звягинцева — холодная картинка, недосказанность и эмоционально закольцованная история.