5 отличных документалок о противостоянии расизму в Америке

5 отличных документалок о противостоянии расизму в Америке

Виктория Савина   15 июня 2020
4 мин
5 отличных документалок о противостоянии расизму в Америке

В конце мая 2020 года в Миннеаполисе по вине полицейского погиб афроамериканец Джордж Флойд. По всей стране прокатились мощнейшие акции протестов. Пока это живая история, но однажды мы наверняка увидим фильм, посвященный этому трагическому событию и его последствиям. Time Out вспоминает 5 документальных картин, посвященных темам расизма, протестов и полицейского произвола — быть может, анализ трагедий прошлого поможет справиться с настоящим.

«Тринадцатая» (2016)

13th

Документальная лента Авы ДюВерней посвящена тюремной системе США. Фильм наглядно демонстрирует ее устройство и функционирование, акцентируя внимание на обращении с темнокожим населением страны.

Режиссер: Ава ДюВерней

Название картины отсылает к тринадцатой поправке к Конституции США, которая гласит: «Ни рабство, ни подневольная работа, если только они не являются наказанием за преступление, за которое лицо надлежащим образом было осуждено, не должны существовать в Соединенных Штатах или в каком-либо ином месте, подчиненном их юрисдикции».

Ава ДюВерней рассуждает о том, как это нововведение привело к отмене рабства, но породило новую форму использования подневольного труда и расовой сегрегации. Режиссер подробно анализирует историю национального расового неравенства, исследует коррупцию и расизм среди высших чинов.

 

«Я вам не негр» (2016)

I Am Not Your Negro

Картина Рауля Пека основана на рукописи под названием «Помни этот дом» — незаконченных мемуарах Джеймса Болдуина, писателя и борца за права темнокожих. Перед нами разворачивается история расизма в Америке.

Режиссер: Рауль Пек

Болдуин опирается на личные наблюдения и воспоминания о борцах за гражданские права: Медгаре Эверсе, Малкольме Иксе и Мартине Лютере Кинге. Тексты зачитывает Сэмюэл Л. Джексон, а сам писатель появляется в фильме в архивных записях телеинтервью, которые встроены в повествование.

 

«Лос-Анджелес 92» (2017)

LA 92

Лента рассказывает о событиях, которые произошли в Лос-Анджелесе в 1992 году. Город захлестнули массовые беспорядки и демонстрации: поворотной точкой стал момент, когда была обнародована видеозапись избиения Родни Кинга полицией.

Режиссеры: Дэниэл Линдсэй, Т.Дж. Мартин

За месяц с небольшим до этого патруль остановил автомобиль Кинга, чтобы арестовать его за превышение скорости — после чего чернокожего водителя обвинили в неподчинении полиции и жестоко изувечили. В фильме использованы фрагменты телепрограмм, съемки с заседаний суда, любительские видео и другие архивные данные.

Дэниэл Линдсэй и Т.Дж. Мартин воссоздают душераздирающую цепочку событий, начиная с чудовищного насилия над Родни Кингом и реакции очевидцев и заканчивая масштабными протестами.

 

«Чьи улицы?» (2017)

Whose Streets?

Режиссер Дэймон Дэвис реконструирует гибель 18-летнего Майкла Брауна от рук полицейского и последовавшие за ним демонстрации, прокатившиеся по Фергюсону в штате Миссури.

Режиссер: Дэймон Дэвис

Несмотря на то, что с момента трагедии прошло достаточно времени, существует две равноправные версии событий — расследование не ответило на вопрос однозначно. Один из вариантов предполагает, что сотрудник полиции выстрелил Брауну в спину, когда тот убегал в испуге. Другая версия гласит, что юноша был заподозрен в ограблении.

Смерть Брауна фильм показывает в самом начале, далее сосредотачиваясь на протестах против расового угнетения и заставляя зрителя задаваться вопросами о подлинном равенстве и свободе.

 

«Что ты будешь делать, когда мир в огне?» (2018)

What You Gonna Do When the World's on Fire?

Лента Роберто Минервини исследует жизнь афроамериканского района в Новом Орлеане во время протестов, произошедших в 2017 году из-за гибели темнокожих от рук полицейских.

Режиссер: Роберто Минервини

Общественное напряжение нарастает: мы видим возмущенных людей и участников «Черных пантер», сконцентрированных на подготовке демонстрационных акций. Правда, в кадр попадает и повседневная жизнь местных обитателей, резко контрастирующая с протестными настроениями.

Минервини сознательно избегает плавного повествования, резко перескакивая от фиксации обыденных ритуалов и будничности района к агрессивным и драматичным эпизодам.