13 отличных фильмов про тюрьмы
«Бронсон», 2008

В начале марта должна была выйти в прокат картина Фрэнсиса Аннана «Побег из Претории» с Дэниелом Рэдклиффом в главной роли: двое белых южноафриканцев в разгар апартеида в ЮАР за распространение агитационных брошюр попадают за решетку, откуда впоследствии планируют побег. Из-за коронавируса релиз ленты ориентировочно был перенесен на 14 мая, и Time Out предлагает в ожидании премьеры посмотреть другие хорошие фильмы про тюремное заключение. В подборке — экранизации известных романов, картины по реальным событиям, один фильм про тюрьму СССР и даже комедии.

Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption, 1994, реж. Фрэнк Дарабонт)

Фильм снят по повести Стивена Кинга «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка». В экранизации банкир Энди Дюфрейн (Тим Роббинс) оказывается ложно обвинен в двойном убийстве жены и ее любовника и вынужден отбывать пожизненное заключение в «Шоушенке». Тюрьма — не лучшее место для таких, как Энди: ежедневно он сталкивается с жестокостью тюремных надзирателей и попытками изнасилования со стороны заключенных. Постепенно Энди приспосабливается к жизни в камере, но, чтобы не сойти с ума, он задается целью выдолбить в стене дыру маленькой киянкой, раздобытой у друга-контрабандиста. Правда, на это может потребоваться пару десятков лет.

Зеленая миля (The Green Mile, 1999, реж. Фрэнк Дарабонт)

Еще одна экранизация романа мастера ужасов Кинга. Картина рассказывает историю начальника блока для приговоренных к смертной казни тюрьмы «Холодная гора» Пола Эджкомба (Том Хэнкс). Однажды в его часть попадает убийца двух маленьких девочек — громила Джон Коффи (Майкл Кларк Дункан). Однако он совершенно не похож на преступников, которые побывали в этом учреждении за долгую карьеру Пола. Оказывается, у Коффи есть дар, с помощью которого он избавляет Пола от его недуга и воскрешает мышонка, раздавленного другим надзирателем, злобным Перси Уэтмором (Даг Хатчисон). Кроме того, с помощью способностей Коффи Пол спасает жену своего друга от рака мозга. Все это приводит к тому, что Полу становится все сложнее сделать выбор — убить невиновного, по его мнению, человека и выполнить рабочие обязанности или спасти его, но совершить преступление и потерять работу.

Эксперимент (Das Experiment, 2001, реж. Оливер Хиршбигель)

В основе фильма лежат реальные события, произошедшие в ходе Стэнфордского тюремного эксперимента, который проводился в 1971 году психологом Филиппом Зимбардо. Бывший журналист Тарек Фахд (Мориц Бляйбтрой) натыкается на объявление в газете, где предлагают 4000 марок за участие в психологическом эксперименте, в ходе которого будут моделироваться тюремные условия. Тарек предполагает, что из этого получится интересный материал для репортажа, и отправляется в назначенное место. Суть эксперимента такова: из двадцати человек отбирается восемь надзирателей и двенадцать заключенных, которые должны выполнять соответствующие своему положению функции. В итоге эксперимент вышел из под контроля — люди, получившие власть, стали проявлять садистские наклонности, жестоко обращаясь с теми, кто находился у них в подчинении.

Бронсон (Bronson, 2008, реж. Николас Виндинг Рефн)

Криминальная драма о жизни реального британского заключенного Чарльза Бронсона (Том Харди), который отсидел в общей сложности более тридцати лет и побывал в ста двадцати исправительных учреждениях. Чарльз родился в благополучной британской семье среднего класса, а впоследствии стал одним из самых опасных британских преступников. Находясь в тюрьме, Бронсон большую часть срока провел в карцере — тому виной были постоянные стычки с заключенными, избиение надзирателей, бунты и даже захват заложника. Несмотря на то, что типаж в целом отталкивающий, благодаря харизме Харди и философскому взгляду на жизнь Бронсона зритель все-таки проникается некоторым сочувствием к герою.

Беспредел (1989, реж. Игорь Гостев) 

Картина основана на реальных событиях, происходивших в колониях строгого режима в СССР. Незаслуженно осужденного Виктора Мошкина, он же Филателист (Антон Андросов), сажают в камеру к уголовникам за спекуляцию иностранной валютой. Не желая жить по воровским понятиям и вкалывать на бесполезной работе, устроенной администрацией, Мошкин находит свободолюбивых единомышленников и устраивает бунт. Администрация колонии не участвует в жизни заключенных, но негласно стравливает заключенных друг с другом, тем самым контролируя ситуацию. В основном конфликт разворачивается между большинством заключенных, находящихся на положении бесправных рабов, и ворами в законе, их шестерками и администрацией зоны.

Воздушная тюрьма (Con Air, 1997, реж. Саймон Уэст) 

Отставной рейнджер Кэмерон (Николас Кейдж) заступается за беременную жену и убивает одного из хулиганов, за что его приговаривают к десяти годам тюрьмы. Срок подходит к концу, воодушевленный герой с нетерпением ждет минуты, когда вновь увидит жену и дочь, которая еще ни разу его не видела. Перед освобождением Кэмерона транспортируют на самолете с другими заключенными, среди которых наркоторговцы, убийцы и насильники. Во время полета заключенные поднимают бунт, берут в плен конвоиров и захватывают самолет. Кэмерону приходится выдавать себя за отъявленного рецидивиста, чтобы спасти свою жизнь и жизни ни в чем не повинных людей.

Голод (Hunger, 2008, реж. Стив Маккуин)

Фильм рассказывает об Ирландской голодовке 1981 года, когда в одной из британских тюрем бойцы Ирландской Республиканской Армии пытались добиться статуса политических заключенных. Они отказывались от ношения тюремной одежды, не мылись, разбрасывали собственные фекалии и всячески разводили антисанитарию в камерах. Их действия не приносили никаких плодов, тюремные надзиратели насильно избивали и мыли заключенных. Тогда Бобби Сэндс (Майкл Фассбендер) решается на крайние меры — объявить голодовку до смерти, в чем его поддерживают еще несколько человек.

Законопослушный гражданин (Law Abiding Citizen, 2009, реж. Ф. Гэри Грей) 

Шелтон (Джерард Батлер) и его семья подвергаются нападению в собственном доме. Один из грабителей насилует жену Шелтона, после чего убивает ее и дочь. Вскоре преступники оказываются на скамье подсудимых, но из-за недостатка улик только одного приговаривают к смертной казни, а убийце и насильнику дают небольшой срок. Шелтон, разочаровавшись в правосудии, учиняет жестокую месть по отношению к обидчикам: приговоренному он подменяет смертельную инъекцию, которая не причиняет боли, на укол, вызывающий страшные муки, а второго преступника он похищает, жестоко мучает и убивает. После этого Шелтона приговаривают к тюремному сроку, но даже за решеткой он умудряется мстить дальше. Его цель — вся судебная система.

От звонка до звонка (Starred Up, 2013, реж. Дэвид Маккензи) 

Девятнадцатилетний преступник Эрик Лав (Джек О'Коннелл) из колонии для несовершеннолетних попадает во взрослую тюрьму, где сидит его отец (Бен Мендельсон). Эрик — жестокий и раздражительный молодой человек, поэтому его отец, местный авторитет, дает сыну совет не высовываться. Однако Лаву-младшему не удается справиться с эмоциями, и он вступает в драку с соседом по камере. Теперь его ждет жесткая изоляция в карцере, где его жизни угрожают надзиратели. В итоге за Эрика заступается тюремный психолог, и юноша начинает посещать сеансы групповой терапии.

Побег из тюрьмы (The Escapist, 2008, реж. Руперт Уайатт) 

Фрэнк Перри (Брайан Кокс) приговорен к смертной казни и лишен любого шанса на помилование. Спустя долгие годы он получает письмо от своей дочери, которая балансирует на грани жизни и смерти и просит у отца помощи. Фрэнк решает бежать из тюрьмы, объединившись с другими смертниками. Несмотря на разногласия, группа заключенных все же объединяется для общей цели — ведь каждому из них нечего терять. Но помимо риска быть раскрытыми тюремщиками, у новоиспеченных друзей появляется еще одно препятствие в лице местного авторитета Рицца (Дэмиэн Льюис).

Спящие (Sleepers, 1996, реж. Барри Левинсон) 

Фильм снят по роману Лоренцо Каркатерра, который утверждал, что сюжет книги основан на реальных событиях, хотя Нью-Йоркское  юридическое общество не смогло обнаружить в государственных архивах никаких документальных свидетельств этой истории. Картина рассказывает историю ребят из района Адская кухня в Нью-Йорке. После неудачной кражи, в ходе которой пострадал человек, они попадают в колонию для несовершеннолетних. В заточении, когда герои сталкиваются с жестоким обращением надзирателей, их заоблачное представление о жизни и светлые мечты о будущем быстро развеиваются. Ребята часто подвергаются физическому и сексуальному насилию и сталкиваются с бесчеловечностью и цинизмом людей, которые должны отвечать за их перевоспитание. Во взрослом возрасте каждому из них суждено будет по-своему справляться с призраками прошлого и искать место в обществе — удачно или нет.

Костолом (Mean Machine, 2002, реж. Барри Сколник)

Футболист Дэнни Миан (Винни Джонс) вынужденно прервал карьеру из-за подозрений в договорных матчах. Позже он попадает в тюрьму за вождение в нетрезвом виде и нападение на полицейского. После того, как друга Дэнни избивают надзиратели, он собирает футбольную команду заключенных, чтобы сыграть с командой тюремной администрации. Дэнни Миан отлично натаскивает игроков по части тактики и физической подготовки, но начальник тюрьмы, сделавший крупную ставку на победу надзирателей, требует сдачи матча, угрожая заключенным еще более долгим сроком. Перед Дэнни встает трудный выбор...

Большой Стэн (Big Stan, 2007, реж. Роб Шнайдер) 

Риелтора Стэна Минтона (Роб Шнайдер) ждет срок за  мошенничество. Чтобы обезопасить себя в тюрьме, он обращается за  помощью к мастеру боевых искусств. Пройдя такую подготовку, в заключении Стэн сразу нейтрализует всех опасных парней и начинает устанавливать порядок и обзаводится друзьями. Однако у начальника тюрьмы Гаска (Скотт Уилсон) были другие планы: он планировал выгодно продать землю, на которой стоит тюрьма, вьетнамскому мафиози, и намеревался приобщить к сделке Стэна в обмен на досрочное освобождение. Для закрытия тюрьмы нужно подговорить заключенных на бунт во время приезда комиссии и подавить его силой, убив нескольких человек. Однако у Стэна постепенно начинает просыпаться совесть, что мешает планам Гаска.

Спецпроект

Загружается, подождите ...