10 культовых фильмов, провалившихся в прокате

Многие фильмы обретают статус культовых спустя годы после выхода на большие экраны, проходя жернова журналистской критики и первоначальных негативных или сдержанных отзывов от зрителей по всему миру. Однако время расставляет все по своим местам — по-настоящему искусные картины занимают значимое место на полках мирового кинематографа. Time Out вспоминает фильмы, которые провалились в прокате, но впоследствии стали классикой кино. 

Бойцовский клуб (Fight Club, 1999, реж. Дэвид Финчер)

Одна из главных работ в карьере Дэвида Финчера провалилась в США, собрав в премьерный уикенд всего 11 млн долларов. Студия Fox, отвечающая за рекламную кампанию, выбрала неверную маркетинговую стратегию и не сумела «попасть» в целевую аудиторию. Только после выхода экранизации романа Чака Паланика на DVD зрители по достоинству оценили критику общества потребления, что принесло ленте культовый статус. 

Донни Дарко (Donnie Darko, 2001, реж. Ричард Келли)

Общие мировые сборы фантастического триллера с молодым Джейком Джилленхолом составили всего лишь 3 млн долларов при бюджете в 6 млн. В случае с «Донни Дарко» художественная ценность сумела перевесить материальную только после выхода фильма на DVD, когда большинство зрителей и познакомилось с талантливой философской притчей, наполненной мистическими оттенками. 

Дитя человеческое (Children of Men, 2006, реж. Альфонсо Куарон)

Чуть ли не главный операторский шедевр XXI века не отбил в мировом прокате вложенные в него средства. Мексиканский постановщик Альфонсо Куарон, работавший со вселенной Гарри Поттера в «Узнике Азкабана», обратился к более смелой, взрослой и реалистичной фантастике, поразившей глубиной проработки нового мира. Именно операторская работа Эммануэля Любецки вкупе с режиссерскими идеями Куарона позволили фильму стать культовой научно-фантастической лентой нового столетия.  

Бегущий по лезвию (Blade Runner, 1982, реж. Ридли Скотт); Бегущий по лезвию 2049 (Blade Runner 2049, 2017, реж. Дени Вильнев)

Как и оригинальному фильму Ридли Скотта, сиквелу от режиссера Дени Вильнева суждено называться классикой кино. Дело здесь не только в рождении и развитии киберпанка и использовании великолепного визуального повествования, но и в сумасшедшей философской подоплеке. Исследование природы человека, его отличительных особенностей и окружающего мира стало важным фактором успеха лент среди интеллектуалов — правда, уже после провального проката. 

Мертвец (Dead Man, 1995, реж. Джим Джармуш)

Практически каждый фильм Джима Джармуша испытывает сложности в прокате. Его работы не имеют никакого отношения к массовому кино — это самый настоящий артхаус, который может осилить только подготовленный зритель. Вот и основанного на американской мифологии «Мертвеца» ожидала такая участь: при бюджете в 9 млн долларов фильм сумел собрать только 1 млн. Зато позднее он был изучен критиками вдоль и поперек и обрел статус культовой картины.  

Стальной Гигант (The Iron Giant, 1999, реж. Брэд Берд)

В конце 90-х каждая уважающая себя студия, работавшая над мультипликацией, старалась бросить вызов компании Disney и студии Pixar. Проектом жизни для Warner Bros. должен был стать «Стальной Гигант», очень аккуратно поднимающий тему Холодной войны и общественного помешательства, но успеху не суждено было случиться. Мультфильм не отбил в прокате и половины бюджета. Решающую роль в признании работы Берда сыграло лишь время, за которое зрители успели полюбить «Стального Гиганта» и стали относить его к классике мультипликации.  

Защитники (2017, реж. Сарик Андреасян) 

Нельзя обойти стороной и российские фильмы — хотя здесь, к сожалению, речь идет скорее о культовых провалах. Например, отечественный громкий ответ «Мстителям» от Сарика Андреасяна, который привел к банкротству студии Enjoy Movies. Рунет был негативно настроен уже на стадии новостей о проекте, что предопределило судьбу блокбастера в прокате — как только лента добралась до больших экранов, критика добавила масла в огонь, обвалив кассовые сборы уже на второй неделе.  

Малхолланд Драйв (Mulholland Dr., 2001, реж. Дэвид Линч)

Создатель сериала «Твин Пикс», признанный гений от мира кино, Дэвид Линч, всегда славился сложными и многогранными картинами, способными запутать и обмануть даже самых отъявленных киноманов. Сюрреалистичный «Малхолланд Драйв» не обманул ожиданий любителей творчества Линча и предстал жестоким фантасмагорическим пиршеством безумия. Лента потерпела крах в прокате, но с легкостью обрела культовый статус среди зрителей по всему миру.  

Большой Лебовски (The Big Lebowski, 1998, реж. Джоэл и Итан Коэны)

Странно видеть в подобной подборе братьев Коэн, создающих едкие и самодостаточные сценарии, но факт остается фактом — «Большой Лебовски» в США был встречен крайне холодно, о чем говорят и рецензии сразу после выхода картины. Однако впоследствии тон рецензий изменился, а лента стала считаться одной из самых важных в карьере режиссеров.  

Клеопатра (Cleopatra, 1963, реж. Джозеф Лео Манкевич) 

Американская историческая драма 1963 года считается классикой кинематографа, предопределившей начало эпохи крупных и дорогостоящих фильмов. «Клеопатра» — один из самых громких кассовых провалов в истории: кассовые сборы покрыли производственные расходы лишь спустя четыре года. Создатели картины и вовсе были вынуждены уйти из индустрии после такой неудачи. Сейчас «Клеопатру» называют важнейшим уроком для современного кинематографа и фильмом, опередившим свое время.  

Спецпроект

Загружается, подождите ...