Космический китч на полставки: смотреть или не смотреть сериал «Ковбой Бибоп» | Кино | Time Out
Кино

Космический китч на полставки: смотреть или не смотреть сериал «Ковбой Бибоп»

Стас Погорский 30 ноября 2021
6 мин
Космический китч на полставки: смотреть или не смотреть сериал «Ковбой Бибоп»

На Netflix вышел первый сезон «Ковбоя Бибопа» — очередной важной экранизации культового аниме-сериала на голливудский лад. Стриминг-гигант в прошлом уже выпустил неудачную адаптацию «Тетради смерти», а теперь пытается покорить нишу вновь. Time Out рассказывает, справился ли «Ковбой Бибоп» с этой задачей.


3 аргумента в защиту «Ковбоя Бибопа»

Представитель недооцененного жанра

Действие сериала разворачивается в 2171 году. Примерно за полвека до этого на Земле произошел катаклизм, из-за которого планета стала практически непригодной для жизни. Человечество тем временем колонизировало другие небесные тела, заодно упростив перемещение по космосу с помощью специальных устройств.

Впрочем, даже с такими технологиями будущее едва ли выглядит утопично: в колониях процветают преступность и нищета, а ловить опасных преступников стало еще сложнее.

Блюсти закон в конце XXII века помогают космические ковбои — наемники, берущие заказы на поимку бандитов за крупное вознаграждение. Именно этим промышляет и главный герой сериала, ловкий боец с загадочным прошлым Спайк Шпигель (Джон Чо), которого сопровождают бывший коп Джет Блек (Мустафа Жакир) и азартная непредсказуемая женщина Фэй Валентайн (Даниэлла Пинеда). Команда путешествует по космосу на корабле «Бибоп» и пытается заработать как можно больше денег, а вместе с тем каждый герой разбирается с проблемами из своего прошлого.

Другими словами, «Ковбой Бибоп» — настоящий космический вестерн. В этом жанре крутые парни и дамы охотятся друг за другом, участвуют в перестрелках, посещают разные планеты и ищут свое место в неспокойном мире. При этом игровой «Бибоп», как и аниме, эстетически стилизован под ретрофутуризм: персонажи пользуются старомодными технологиями, а отдельные локации скорее напоминают классический Дикий Запад, чем стерильное и продвинутое будущее, каким его изображают сейчас.

Сериалов в этой нише ничтожно мало: если не считать похожего по духу «Мандалорца», в последний раз подобное было разве что в культовом «Светлячке» 2002 года. Так что поклонникам космических вестернов пропустить нового «Бибопа» априори будет сложно.


Видно, что в этот раз Netflix хотя бы старался

Главной проблемой провальной и высмеянной экранизации «Тетради смерти» 2017 года было то, что Netflix одобрил адаптацию классического аниме — и не проконтролировал результат. Детективная история о неглупом подростке с комплексом бога и ультимативным оружием самосуда превратилась в очень посредственный и смешной подростковый фильм. От оригинала остались только имена персонажей и сама Тетрадь смерти.

«Ковбой Бибоп» — искренняя попытка угодить требовательным поклонникам первоисточника и не только. В этой экранизации ключевые герои похожи на себя, на декорации и спецэффекты не пожалели денег, культовые вступительные титры воссоздали покадрово, а написание саундтрека поручили композитору Еко Канно — она же отвечала за музыкальное сопровождение аниме.

Так что «наплевательской» эту работу назвать сложно. Кажется, стриминг-гигант, ко всеобщему удивлению, начал прислушиваться к аудитории.


Это неплохой сериал, если не сравнивать его с оригиналом

В результате «Ковбой Бибоп», страшно сказать, получился вполне сносным или даже хорошим. В нем яркие персонажи, интригующий сюжет, зрелищные экшен-сцены и специфический, но запоминающийся китчевый стиль постановки. Словом, это далеко не худший вариант для расслабленного Netflix-марафона.

Основные проблемы экранизации всплывают при ее сравнении со старым аниме — вплоть до того, что под вопросом оказывается сама нужность новой адаптации.


3 аргумента против «Ковбоя Бибопа»

Сериал не может определиться с тональностью

Настоящий «Ковбой Бибоп» — ода стилю, умению органично вплетать поп-культурные отсылки в повествование и создавать особое настроение, которое позже пытались воспроизвести десятки режиссеров-последователей. Экранизация тоже пытается воссоздать тот самый дух космического приключения — и терпит неудачу.

Местами новый «Ковбой Бибоп» смотрится как стандартное шоу Netflix: неплохо написанное, нормально сыгранное, сносно снятое. Затем режиссер резко выкручивает китч на максимум, из-за чего происходящее становится похожим на ожившую анимацию: с вычурной хореографией сражений, спецэффектами и гиперболизированной игрой актеров. В то же время сцены в космосе вообще напоминают дорогую научную фантастику, чуть ли не общие планы из «Пространства».

Постоянно меняющаяся тональность в случае с «Бибопом» выглядит не намеренным художественным приемом, а признаком отсутствия единого видения. Поэтому уловить настроение сериала практически невозможно — его будто бы и нет.


Законченную историю изменили ради потенциального продолжения

Пожалуй, главное святотатство, совершенное в этот раз с позволения Netflix — изменение финала культовой истории. Часть шарма «Ковбоя Бибопа» — как манги-первоисточника, так и аниме — заключалась в цельности и завершенности произведения. Путешествие Спайка имело полноценную развязку: режиссер аниме Синъитиро Ватанабэ настоял на концовке, исключавшей продление на второй сезон.

В версии Netflix финал же переделан так, чтобы в случае успеха можно было без особого труда придумать сюжет продолжения. Этого следовало ожидать: сейчас мало кто вкладывает деньги в самостоятельные проекты, а не в потенциальные франшизы. Тем более что «Бибопа» при желании довольно просто растянуть на десятки эпизодов: пускай, мол, команда и дальше ловит все новых и новых преступников, а уж придумать для них какой-нибудь глобальный конфликт не составит труда. Нужно ли говорить, что для поклонников это настоящее предательство?


Лучше просто посмотреть аниме

Главная проблема нового «Ковбоя Бибопа» — конечно, его вторичность. С точки зрения бизнеса понятно, зачем снимать такие экранизации: у обычных игровых сериалов куда более широкая потенциальная аудитория, чем у аниме — особенно старого.

Вот только сложно спорить и с тем, что смотреть имитацию чего-то великого и культового довольно бессмысленно, когда можно без особых проблем ознакомиться с оригиналом. «Ковбой Бибоп» 1998 года — не просто «хороший мультсериал», а без преувеличения классика кинематографа, повлиявшая на развитие аниме и даже игрового кино.

Так что если история Спайка Шпигеля вызывает интерес, то лучше все-таки увидеть ее более достоверный вариант. Ну, а настоящие пуристы и вовсе могут прочитать мангу-первоисточник.