Королевская битва: 6 фильмов и сериалов для тех, кому понравилась «Игра в кальмара» | Кино | Time Out

Королевская битва: 6 фильмов и сериалов для тех, кому понравилась «Игра в кальмара»

Анастасия Лабурец   8 октября 2021
5 мин
Королевская битва: 6 фильмов и сериалов для тех, кому понравилась «Игра в кальмара»
Кадр из сериала «Алиса в Пограничье»

Термин «Королевская битва» возник в 1999 году после выхода одноименного романа японского писателя Косюна Таками. Жанр, набравший огромную популярность в кино- и игровой индустрии, рассказывает о группе людей, которые вынуждены сражаться друг с другом, зачастую — со смертельным исходом. По этому принципу построено и популярное сегодня южнокорейское шоу «Игра в кальмара». Time Out вспоминает ярких представителей жанра, которые появились гораздо раньше проекта от Netflix.


«Королевская битва» (2000, реж. Киндзи Фукасаку)

Популярность романа Таками не могла обойти стороной кинематограф, и в 2000 году режиссер Киндзи Фукасаку выпустил его экранизацию.

По сюжету из-за охватившего Японию экономического кризиса страна превратилась в тоталитарное государство. Для борьбы с подростковой преступностью власти придумали так называемый «образовательный» проект «Королевская битва»: школьников свозят на необитаемый остров, надевают на их шеи металлические ошейники и дают им три дня на то, чтобы убить друг друга. В конце должен остаться только один победитель — он и выйдет на свободу. Если же правило будет нарушено, у всех выживших взорвутся ошейники.

Роль учителя в фильме сыграл известный японский режиссер Такеши Китано — в том числе из-за его участия на ленту Фукасаку обратилось столь пристальное внимание мирового сообщества. В Японии выход картины произвел эффект разорвавшейся бомбы, породив впоследствии кучу подражателей. «Королевская битва» получила четыре награды Японской киноакадемии и вошел в двадцатку лучших фильмов по версии Квентина Тарантино — в его списке он занимает почетное первое место.


«Охота на индюшек» (1982, реж. Брайан Тренчард-Смит)

Дерзкая антиутопия Брайана Тренчарда-Смита разворачивается в недалеком будущем в государстве, которое за малейшую провинность отправляет человека в лагеря тюремного типа для перевоспитания. Время от времени туда приезжают высокопоставленные гости: для них сотрудники учреждения устраивают «охоту на индюшек» — игру, по правилам которой богачи должны выследить и убить своих жертв. В качестве последних выступают сами заключенные.

«Охота на индюшек» — хороший пример низкобюджетного австралийского кино. Фильм нашпигован множеством экшн-сцен, огромным количеством насилия и приправлен атмосферой безумия. За это, однако, ленту подвергли критике, и она не окупилась в прокате.

Тем не менее работа Тренчарда-Смита стала одной из многих, оказавших влияние на становление Квентина Тарантино как режиссера. А это отличный повод уделить толику вниманию «Охоте на индюшек».


«Бегущий человек» (1987, реж. Пол Майкл Глейзер)

Из-за природных катаклизмов и экономического кризиса власть в стране захватили военные. Чтобы люди обращали как можно меньше внимания на внутренние проблемы государства, они стали транслировать жестокие телешоу. Одним из них стал «Бегущий человек», участие в котором принимают тюремные заключенные. Если им удастся пройти все испытания и не стать жертвой охотника-преследователя, их ждет свобода.

Фильм был снят по одноименному роману Стивена Кинга — советуем прочитать и «Долгую прогулку», если вам нравится такой жанр.

Как это часто бывает, писатель остался недоволен увиденным. В особенности его смутил актер, подобранный на главную роль — Арнольд Шварценеггер. Кинг посчитал, что тот не справился с поставленной ему задачей, а сама атмосфера мрака и безысходности, коей он наделил роман, растворилась и превратилась в зрелищное шоу. В рекламной кампании ленты писатель попросил не упоминать свое имя.


«Алиса в Пограничье» (2020 — настоящее время, реж. Синсуке Сато)

В отличие от своих одноклассников, Рехэй Арису до сих пор не знает, чему хочет посвятить себя. Поэтому большую часть времени он проводит за компьютерными играми, из-за чего постоянно ссорится с отцом. В ходе одной из размолвок Арису уходит из дома, встречается с друзьями, и вместе они становятся причиной аварии. Ребята прячутся от полиции, а когда вновь выходят в город, Токио кажется совсем не таким, как прежде. Героев приглашают в игру, каждый тур которой соответствует одной карте из колоды.

Помимо очевидных аллюзий на «Алису в стране чудес», сериал становится наследником «Игры лжецов» или «Куросаги», где главным ключом к выживанию являются вовсе не сила, ловкость и навыки, а смекалка.

Зрителю также предлагают выступить участником игры вместе с героями — каждый раунд создатели сериала наполняют визуальными подсказками к его разгадке, так что время за экраном можно провести не только приятно, но и с пользой.


«3%» (2016-2020, реж. Сесар Чарлоне)

Постапокалиптический мир разделен на две части: в Прибрежье царит богатство и прогресс, а на Материке люди живут в нищете. Ежегодно каждому из жителей Материка предоставляется возможность перебраться в Прибрежье. Для этого им необходимо пройти отбор — выдержать все испытания, победителями из которых выйдут только сильнейшие.

«3%» — первый оригинальный бразильский сериал от Netflix. Его создатели отходят от голливудских шаблонов и вместо радикально-революционных настроений предлагают зрителю взглянуть на происходящее немного под другим углом.


«Страшная воля богов» (2014, реж. Такаси Миике)

Основанный на одноименной манге, фильм Такаси Миике рассказывает о старшекласснике Сюне Такахате, которому до смерти надоели однотипные школьные будни. Одним днем он решает обратиться к богам с просьбой разнообразить его жизнь. Вскоре юноша обнаруживает, что он и его одноклассники стали участниками игры. Тем, кто не сумеет пройти испытание, взрывают головы, а через интернет за этим наблюдает весь мир.

Классику японского кино Такаси Миике свойственно создавать оды насилию и любоваться жестокостью. Так режиссер отражает ту или иную сторону болезненности японского общества. И все же в «Страшной воле богов» можно уловить специфический юмор, найти который можно в самых неожиданных для зрителя местах.