Упрямый рыцарь и противник смартфонов. 10 фактов о Ридли Скотте | Кино | Time Out
Кино

Упрямый рыцарь и противник смартфонов. 10 фактов о Ридли Скотте

Стас Погорский 30 ноября 2021
6 мин
Упрямый рыцарь и противник смартфонов. 10 фактов о Ридли Скотте
Фото: Depositphotos

30 ноября исполняется 84 года Ридли Скотту — эпохальному британскому режиссеру, чьи фильмы во многом сформировали современную поп-культуру. Именно благодаря ему на экранах появились «Чужой», «Бегущий по лезвию», «Гладиатор» и не только. В честь праздника Time Out вспомнил 10 интересных фактов о Ридли Скотте.


Он родом из уважаемой и серьезной семьи

Фото: Depositphotos

Ридли Скотт родился 30 ноября 1937 года в английском городе Саут-Шилдс в семье высокопоставленного военного. Его отец — полковник Фрэнсис Перси Скотт — был офицером королевских инженеров, а старший брат Фрэнк совсем молодым отправился на службу в торговом морском флоте.

Учитывая, что Ридли родился незадолго до начала Второй мировой, отец практически не принимал участия в жизни сына. В результате мама Ридли самостоятельно воспитывала всех детей.


Кинематографическая карьера Ридли началась с британского телевидения

Фото со съемок фильма «Царство небесное»

Одну из первых работ Скотт получил на канале BBC в 1962 году — он стал дизайнером декораций к различным телешоу. Если бы все сложилось несколько иначе, то именно ему выпала бы честь придумать дизайн культовой расы полукиборгов далеков из «Доктора Кто» — он отказался от работы из-за плотного графика.

Руководство помогло Ридли пройти режиссерские курсы, после чего он снял один эпизод телевизионной полицейской драмы «Автомобили Z».


Его первые выдающиеся работы — рекламные ролики

Фото со съемок фильма «Робин Гуд»

После ухода с BBC Ридли основал собственное рекламное агентство Ridley Scott Associates вместе со своим младшим братом и будущим режиссером «Лучшего стрелка» Тони Скоттом.

Ридли снял множество известных рекламных роликов для британского телевидения, включая известную во всем мире рекламу первого Macintosh от Apple, в которой пародируется сюжет романа «1984» Джорджа Оруэлла.


Дебютный полнометражный фильм Скотта получил важную награду

В 1977 году Ридли Скотт наконец снял военную историческую драму «Дуэлянты». Фильм рассказывает о временах военных кампаний Наполеона, а конкретно — про многолетнее противостояние двух французских офицеров, которые никак не могли найти точки соприкосновения.

Лента с успехом была показана на Каннском кинофестивале 1977 года: получила награду «Лучший дебют» и даже была номинирована на Золотую пальмовую ветвь.


Ридли использовал хитрость в сцене с рождением Чужого

Кадр из фильма «Чужой»

Пожалуй, самый известный и культовый момент оригинального «Чужого» — рождение ксеноморфа, вырывающегося из грудной клетки одного из персонажей. Сцена получилась настолько запоминающейся во многом благодаря решению Скотта лишь частично предупредить актеров о происходящем.

Никто из ансамбля не ожидал, как именно будет выглядеть эпизод. Особенно актеров удивило количество искусственной крови, которая мгновенно запачкала декорации и их самих. Актрису Веронику Кэтрайт произошедшее по-настоящему шокировало — ее искренняя реакция попала в финальный вариант фильма.


Благодаря Скотту у нас есть Эллен Рипли

Фото со съемок фильма «Чужой» 

Сценарий важнейшего фильма в карьере Скотта — «Чужого» — писал не он сам, а Дэн О’Бэннон и Рональд Шусетт. Тем не менее именно режиссер настоял на том, что протагонист должен быть не мужчиной, а женщиной.

Решение оказалось судьбоносным для всей индустрии. Именно Эллен Рипли считается одним из первых примеров образа «сильной героини» в боевиках и хоррорах: она двигает сюжет самостоятельно, ее мотивация не построена вокруг мужчины, она не нуждается в постоянном спасении от опасности и не фигурирует в фильме в качестве чьего-то любовного интереса. В 1979 году, когда вышел «Чужой», такие героини были большой редкостью, а успех картины стал примером для других студий.

Интересно, что эта негласная инициатива роднит «Чужого» с фильмом «Звездные войны: Новая надежда», который вышел двумя годами ранее — там феминистские идеи продвигала принцесса Лея. Именно «Звездные войны» вдохновили Ридли Скотта снимать блокбастеры с использованием практических эффектов.


Производство «Бегущего по лезвию» — самое сложное в карьере режиссера

Кадр из фильма «На краю ”Бегущего по лезвию”»

Сейчас «Бегущий по лезвию» справедливо считается одним из основоположников киберпанка и классикой кинематографа, однако за этим успехом стоит запутанная история и долгая борьба Ридли Скотта.

Когда режиссер сдал первую версию фильма, ее хронометраж насчитывал аж четыре часа. В ходе производства было множество проблем и творческих разногласий, из-за которых Скотта даже временно уволили: студия внесла в картину изменения, которые шли вразрез с видением постановщика. Изначально «Бегущий по лезвию» получил очень смешанные отзывы как раз из-за ощутимой неуверенности в повествовании — зрители и критики просто не могли понять фильм.

На протяжении последующих лет в прокат вышло как минимум семь версий картины: они отличались концовками, в одной значительную часть повествования добавлял закадровый голос. Только на 25-летие фильма Ридли Скотт выпустил «окончательную версию» — единственный вариант «Бегущего по лезвию», над которым он имел полный творческий контроль.


Ридли Скотт — настоящий рыцарь

Фото: Depositphotos

В 2003 году королева Елизавета II посвятила Ридли Скотта в рыцари. Такой почести режиссер удостоился за свой вклад в развитие индустрии развлечений, а также многочисленные заслуги перед британской киноиндустрией.

Ридли тогда заявил, что и мечтать не мог о получении подобного признания от самой королевы.


Он презирает миллениалов с их смартфонами

Кадр из фильма «Вторжение к Бергману»

Недавняя историческая драма Ридли Скотта «Последняя дуэль» с треском провалилась в мировом прокате: при производственном бюджете в 100 млн долларов фильм собрал меньше 30 млн долларов. При этом у картины крайне положительные рецензии и отзывы зрителей, так что проблема кроется в чем-то другом.

Возможно, причиной таких низких сборов стала не самая удачная маркетинговая кампания или просто сказались ограничения постковидного проката. Сам Ридли Скотт, впрочем, винит миллениалов, не способных подолгу фокусировать внимание на чем-то одном:

«То, с чем мы имеем дело сегодня — это аудитория, которая выросла вместе с этими чертовыми сотовыми телефонами. Миллениалы не хотят что-либо изучать, если только это не находится в телефоне».

К тому, как Disney продвигала фильм, Скотт претензий не имеет — по его словам, боссам студии «Последняя дуэль» очень понравилась.


Режиссерское дело теперь у Скоттов в крови

Майкл Фассбендер, Ридли Скотт и Билли Крудап. Фото: Depositphotos

У Ридли Скотта трое детей: сыновья Джейк, Люк и дочь Джордан. Кроме отца, всю троицу объединяет успешная карьера кинематографистов. Джордан Скотт сняла множество рекламных роликов для Prada, Nike и Amazon. Джейк Скотт стал режиссером музыкальных клипов The Smashing Pumpkins, R.E.M., U2 и Джорджа Майкла. Наконец, Люк Скотт помогал отцу со съемкой фильмов «Исход: Цари и боги» и «Марсианин», а также снял пролог для «Чужого: Завет» под названием «Тайная Вечеря».