Самые скандальные фильмы 2020 года | Кино | Time Out

Самые скандальные фильмы 2020 года

Виктория Савина   16 декабря 2020
6 мин
Самые скандальные фильмы 2020 года
Кадр из фильма «Охота»
Фильмов, которые угодили бы всем сразу, не существует: критики обязательно найдут какой-нибудь недочет, а зрители непременно останутся чем-то недовольны. Однако крупные кинематографические скандалы, как правило, связаны не с качеством конкретных лент, а с отраженными в них реалиями актуальной повестки — политическими, этическими или культурными. Time Out вспоминает картины, вокруг которых развернулись серьезные драмы в и без того непростом 2020 году.

«Охота»

(The Hunt, 2020, реж. Крэйг Зобел)

Скандалы вокруг «Охоты» начались еще в сентябре 2019 года — именно тогда должен был состояться релиз картины. Все началось со стрельбы в Эль-Пасо и Дейтоне: после этих событий Universal притормозила с пиар-кампанией фильма, так как на постерах его главные герои были изображены с оружием в руках. Тем не менее ленту все больше критиковали за пропаганду жестокости. Вскоре к ней присоединились и консерваторы, недовольные тем, что действие картины разворачивалось вокруг охоты богатой элиты на выходцев из рабочего класса.

На актуальную тему в своем Twitter высказался даже Дональд Трамп: он счет фильм расистским и популяризирующим насилие. В итоге продюсерам при разработке рекламной кампании пришлось сместить акцент на окруживший «Охоту» ореол скандала, в результате чего картина получила слоган: «Самый обсуждаемый фильм года, который никто не видел».

В ленте действительно есть высказывания относительно острых социально-политических проблем — вот только имеют они двусторонний характер. Либеральная элита у Зобела невероятно озабочена сексизмом, яро дискутирует, стоит ли включать афроамериканца в список жертв, и предвкушает охоту на «отбросов», которые выставляют в сеть фото с убитыми животными. Ее противники ненавидят представителей ЛГБТ-сообщества и мигрантов, молятся на вторую поправку к Конституции США и наплевательски относятся к экологии.

Пожалуй, черный юмор Крэйга Зобела оказывается еще более жестким, нежели чем у Ника Кьюза и Дэймона Линделофа в «Хранителях», явно повлиявших на «Охоту». Однако в фильме совсем нет злобы, подстрекательств и провокаций. Сатирический и кровавый экшен-триллер остроумно высмеивает и либералов, и консерваторов с помощью гиперболизированных образов, диалогов и ситуаций.

Гораздо большего осуждения заслуживают сделанные зрителями и критиками поспешные выводы, которые, к сожалению, все больше замещают осмысленный анализ.


8 скандальных фильмов, запрещенных к показу в России

Time Out рассказывает, какие фильмы в России признаны скандальными и запрещены к показу и по каким причинам.

Читать статью


«Аутло»

(2020, реж. Ксения Ратушная)

В связи с российским законом о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних было до последнего непонятно, разрешат ли прокат ЛГБТ-драмы «Аутло» в нашей стране. В фильме переплетаются две параллельные линии. Первая посвящена старшекласснику Никите, который влюбляется в своего друга Альфача — агрессивного гетеросексуального бунтаря. Параллельно же мы переносимся в 1980-е, где развивается история запретной любви женатого генерала Вячеслава и трансгендерной персоны Нины.

У создателей картины изначально были проблемы и с поиском прокатной компании, и в переговорах с инвесторами — в итоге Ксения Ратушная вложила в создание фильма собственные деньги. Однако будущее у «Аутло» оказалось лучше, нежели можно было предположить. Лента приняла участие в «Духе огня», где получила несколько призов, а также, несмотря на магистральную тему сюжета, добилась прокатного удостоверения от Минкульта.

В итоге релиз «Аутло» состоялся 29 октября, однако накануне премьеры опять начались проблемы. От показа фильма начали одна за другой отказываться площадки, в числе которых Третьяковская галерея, «Октябрь» и «Президент-отель». Стоит ли упоминать ярую дискуссию, разделившую зрителей на противников и поклонников картины?

«Аутло» прежде всего интересен своей чувственной визуальной эстетикой, а также гармоничным сочетанием настроений современности и советской эпохи. Тонко воссозданная атмосфера СССР и нынешняя российская действительность в виде обшарпанных подворотен и окутанных пьяным угаром квартир переплетаются здесь с сюрреалистической поэтикой и античными мотивами. В фильме присутствуют сюжеты из «Декамерона» Боккаччо, упоминание диалога Платона «Пир» и подростковые сходки, перекликающиеся с картинами Босха (особенно с «Садом земных наслаждений»).

Меланхолия героев, которые подавляют собственные желания, перемежается общим ощущением тщетности каких бы то ни было усилий, несмотря на кажущуюся вседозволенность. Однако чем больше «Аутло» близится к финалу, тем ярче просматривается лейтмотив свободы — и внешней, и внутренней.


7 ЛГБТ-актеров и актрис, которые отлично сыграли гетеросексуальных героев

Time Out выбрал 7 примеров, которые прекрасно показывают, что для того, чтобы отлично исполнить роль, нужны только талант и профессионализм. А сексуальная идентичность тут вообще ни при чем.

Читать статью


«Добро пожаловать в Чечню»

(Welcome to Chechnya, 2020, реж. Дэвид Фрэнс)

В 2017 году прогремели новости о задержаниях и убийствах жителей Чечни, которых обвиняли в гомосексуальной ориентации. Пока информация о новых инцидентах продолжала распространяться, активисты организовывали экстренную помощь, чтобы вывести находящихся в опасности людей из региона. Эта драма и стала центральной темой и вместе с тем основным саспенсом документальной картины Дэвида Фрэнса — степени ее напряженности может позавидовать даже самый остросюжетный триллер.

На протяжении съемок Фрэнс следовал за центральными героями своего фильма Давидом Истеевым (координатор программы экстренной помощи ЛГБТ-сети) и Ольгой Барановой (директор московского комьюнити-центра для ЛГБТ-инициатив). После новостей 2017 года они вместе с коллегами оперативно начали принимать заявки и организовывать спасение людей, которые находились под угрозой.

Повествование складывается из фиксации процесса организации и подготовки вывоза беженцев, который Фрэнс и оператор Аскольд Куров снимали скрыто, чтобы не привлекать лишнего внимания. Также мы видим интервью, которые режиссер брал у Давида, Ольги и пострадавших, чьи подлинные лица замаскированы при помощи VFX-технологии, которая, кстати, до этого в кинематографе не применялась.

Одной из важнейших фигур фильма стал Максим Лапунов, который был первым человеком, публично рассказавшим о чеченской кампании против ЛГБТ-сообщества. Большую часть картины мы знали Максима как Гришу (вымышленное имя), но к концу его маска растворяется по мере того, как он открыто дает интервью: это выглядит как буквальное обретение голоса.

Разумеется, в «Добро пожаловать в Чечню» есть упоминания и о политике, однако связующим звеном фильма, соединяющим разрозненные частные истории, является пронизывающее картину человеческое участие, касающееся как активистов, так и беженцев. Из этого колоссального количества эмоциональных эпизодов Дэвид Фрэнс и сплетает свой тревожный и пронзительный фильм.


5 шокирующих фильмов о геноциде

Time Out вспоминает пять шокирующих лент о геноциде. Все истории о том, как людей преследуют за то, что они чем-то отличаются, одинаково чудовищны — вне зависимости от места, времени и обстоятельств.

Читать статью