Манеры — лицо мужчины. Колин Ферт как эталон британского джентльмена | Кино | Time Out
Кино

Манеры — лицо мужчины. Колин Ферт как эталон британского джентльмена

Дмитрий Евстратов 10 сентября 2021
8 мин
Манеры — лицо мужчины. Колин Ферт как эталон британского джентльмена
Фото: Depositphotos

10 сентября День рождения отмечает Колин Ферт — актеру исполняется 61 год. Манеры, стиль, сдержанность в ролях и на красных дорожках — все выдает в нем настоящего английского аристократа. Годы идут, Ферт примеряет на себя самые разные образы, но скрыть свою природу в кадре у него не получается. Time Out поздравляет актера и выделяет 5 признаков, которые определяют мужчину как британского джентльмена.


Первый признак — обязательно снялся в экранизации британской классики

Кадр из сериала «Гордость и предубеждение»

Ферт начинал свою карьеру в театре и, как многие британские актеры, в кино пришел именно через адаптации исторических литературных произведений. Началось все в 1980-е: молодой Ферт изредка появлялся в кино- и телепроектах, большинство из которых были экранизациями британских романов («Месяц в деревне», «Таинственный сад», «Дама с камелиями»).

Фильмы эти были не слишком заметными, но в них Ферт зачастую получал главные роли. Ему легко удалось ворваться в британский кинематограф благодаря картине-лауреату Каннского кинофестиваля «Другая страна» в 1984 году. Правда, тогда до прихода к артисту мировой славы оставалось еще десять лет.

Зарождение амплуа Колина состоялось в 1989 году — с выходом в прокат фильма Милоша Формана «Вальмон», экранизации романа Шодерло де Лакло «Опасные связи».

Ферт играет аристократа-обольстителя, переживающего жизненный кризис. Хоть лента и не обрела всемирной любви, как вышедшая годом ранее экранизация того же романа, актер «нащупал» своего героя — аристократичного и статного обольстителя женских сердец.

Кадр из фильма «Вальмон»

Именно таким Ферт предстал в своей первой по-настоящему известной роли — надменного мистера Дарси в мини-сериале «Гордость и предубеждение» по мотивам одноименного романа Джейн Остин. Актер не ожидал, что в череде экранизаций великого произведения именно его мистер Дарси окажется эталоном. Тысячи влюбленных зрительниц по всему миру и памятник сцене, в которой герой выходит из озера в мокрой рубашке, — тому подтверждение.

Более того, Ферт с блеском вернулся к образу — правда, пародийной его версии — в 2001 году в комедии «Дневник Бриджит Джонс», вольной трактовке сюжета романа Джейн Остин.


Второй признак — всегда стильно одет

Поскольку Колин — завсегдатай фильмов про аристократов, где исполняет главные роли, стиль одежды его героя всегда соответствующий. По крайней мере, этому уделяется пристальное внимание: будь то отчасти гротескный зеленый костюм напыщенного лорда во «Влюбленном Шекспире» или изысканные классические наряды в «Одиноком мужчине» — кинодебюте кутюрье Тома Форда.

При этом Ферт предстает на экранах настолько стильным, что некоторые режиссеры не забывают над этим пошутить. К примеру, в «Дневнике Бриджит Джонс» сцена знакомства главной героини с Марком Дарси — одна из самых уморительных. Заинтересованная в адвокате Бриджит видит его со спины: он статен и одет в темно-зеленый свитер с высоким горлом. Она пытается завести с ним беседу, Марк оборачивается и… перед Бриджит возникает огромная вышитая морда оленя.

Постановщица Шэрон Магуайр вспоминает: «Мы отмели множество вариантов дизайна, прежде чем остановились на том самом. Марк Дарси, когда мы знакомимся с ним вначале, кажется этаким типичным британским чопорным педантом. И чтобы снизить градус его напыщенности, нужно было что-то по-настоящему смешное. Изображения Санта-Клаусов, елок, снеговиков не давали такого эффекта. А этот не то лось, не то олень оказался в самый раз».

Кадр из фильма «Kingsman: Секретная служба»

Кажется, в этом образе зрителю сложно придумать еще большую антонимичность, художественный оксюморон — всегда появляющийся в кадре элегантно одетый аристократ Колин Ферт носит домашний свитер с карикатурным оленем.

Однако это лишь ироничное исключение из правил — в отсутствии вкуса героев Ферта уличить попросту невозможно. В шпионском комедийном триллере «Kingsman: Секретная служба» одежде тоже уделяется особое внимание. Все агенты вымышленной секретной организации, помимо всего прочего, должны носить элитную модную одежду, сшитую на заказ. Ее амбассадором и становится агент Галахад в исполнении Ферта, выступающий для неряшливого кандидата в агенты Эггси одновременно и наставником, и стилистом.


Третий признак — обязательно сыграл члена королевской семьи

Кадр из фильма «Король говорит!»

Лицедеи отечественного кино и театра в зависимости от своих заслуг получают звания Народного или Заслуженного артиста России. А в Великобритании одной из негласных наград является получение роли одного из членов королевской семьи или британской аристократии. Наверное, каждый известный английский актер в свое время был обрадован таким подарком — например, Хелен Миррен («Королева»), Оливия Колман («Фаворитка») и Гари Олдман («Темные времена»).

Не мог остаться в стороне и Колин Ферт — лицо британской аристократии в кино последние 25 лет. В 2010 году на экраны вышла историческая драма «Король говорит!», в которой актеру досталась непростая роль.

Его супругу сыграла Хелена Бонем Картер: 8 фактов об актрисе

Король Георг VI страдал от заикания. К тому же на его плечи была взвалена ответственность за судьбу страны в период Второй мировой войны. Казалось, герой к этому был совсем не готов, разобраться бы для начала с заиканием. Стране не хватало твердой властной руки и мощного голоса, за которым бы следовало общество в тяжелое время.

С задачей Ферт справился виртуозно, продемонстрировав все грани своего необъятного таланта. Благодаря его игре, традиционно аскетичная и выдержанная британская драма окрашивается во все цвета радуги — актер создал одновременно трагический и комедийный образ. Работа Колина не осталась незамеченной. В 2011 году Американская киноакадемия наградила его премией «Оскар» за лучшую мужскую роль, а «Король говорит!» был удостоен звания «Лучший фильм». Вот так роль британского джентльмена-аристократа (впрочем, временами о своих джентльменских принципах Георг VI забывал) принесла ему главную награду в карьере.


Четвертый признак — не стесняется исполнять роли гомосексуалов

Кадр из фильма «Одинокий мужчина»

В Великобритании джентльменом принято называть человека, строго соблюдающего правила и нормы поведения, принятые в аристократическом обществе. Правда, со временем появилось стереотипное мнение, что джентльменом обязательно должен быть мужчина, своего рода ненарочный обольститель, учтиво обращающийся с женщинами. Во времена новой этики режиссеры стараются отходить от таких стереотипов, поэтому джентльмены могут не обольщать вовсе или, к примеру, быть геями, что невозможно было представить в кино двадцать и более лет назад.

Два наиболее известных гомосексуальных персонажа Ферта в чем-то схожи. Первый — профессор английской литературы Джордж в «Одиноком мужчине» — только что потерял человека, с которым прожил 16 счастливых лет. В его распоряжении всего один день, чтобы дать ответ на вопрос: есть ли будущее после внезапной смерти любимого? Он по крупицам старается собрать разрушенный мир и открыть для себя новый смысл жизни. Эта роль принесла актеру первую номинацию на «Оскар».

Кадр из фильма «Супернова»

Второй персонаж — Сэм из «Суперновы» — тоже совсем близок к потере любимого Таскера (Стэнли Туччи), страдающего деменцией и жаждущего уйти из жизни. И вновь герою Ферта предстоит пройти длинный путь к обретению новых смыслов, только уже вместе со своим возлюбленным.

Лирика, теплота и интеллигентность обеих лент — непосредственная заслуга Ферта, который собственными усилиями позволяет магии кино свершиться.


Пятый признак — сдержанность на экране и в жизни

Кадр из фильма «Артур Ньюман»

Проявление сдержанности на экране — наверное, основная особенность амплуа джентльмена, которое уверенно оседлал Ферт. В любой роли, вне зависимости от личности режиссера и требований конкретной сцены Колин пользуется аскетичными актерскими мазками. Это заметно даже по трем самым экспрессивным сценам в его фильмографии.

В культовом эпизоде «Дневника Бриджит Джонс» два джентльмена, герои Хью Гранта и Колина Ферта, в дорогих костюмах неумело дерутся за любимую девушку под песню It’s Raining Men. Неуклюжие удары постепенно становятся все увесистее, и в пылу борьбы они попадают в итальянский ресторанчик, где сносят несколько столиков. Марк Дарси, будучи воспитанным британцем, извиняется за каждую разбитую тарелку и обещает за все заплатить. Манеры и этикет превыше всего, даже в самых неудобных ситуациях.

Или другой пример — эпичная сцена бойни в церкви из «Kingsman: Секретная служба». Устроенная злодеем заварушка в храме похожа скорее на высадку в Нормандии — крови и сломанных костей невероятно много, а все участники как никогда близки к смерти. При этом строгий костюм не мешает агенту Галахаду совершать убийственные пируэты. Даже с измененным проделками злодея сознанием он не отказывается от своего стильного костюма истинного джентльмена и совершает убийства со спокойным и сдержанным выражением лица.

В оскароносной же драме «Король говорит!» Георг VI в строгом и элегантном костюме приходит на очередное занятие к специалисту, который поможет победить заикание. Одно из упражнений — сеанс экспрессии, во время которого король должен громко и быстро материться. Только посмотрите, как это делает Колин Ферт: его герой неуверенно подбирает нецензурную слова, боится их произносить, как бы украдкой проверяя, можно ли использовать то или иное выражение, а затем вскакивает, продолжая изливать весь свой гнев с гордой и прямой джентльменской осанкой.

В оформлении статьи были использованы фотографии с сайта Depositphotos, из архива Time Out Москва и кадры из фильмов.