Мастер-класс по очеловечиванию. 10 лучших короткометражных мультфильмов студии Pixar | Кино | Time Out

Мастер-класс по очеловечиванию. 10 лучших короткометражных мультфильмов студии Pixar

Дмитрий Евстратов   15 июня 2022
8 мин
Мастер-класс по очеловечиванию. 10 лучших короткометражных мультфильмов студии Pixar
Кадр из мультфильма «Луна»

15 июня в мировой прокат выходит новый мультфильм студии Pixar «Базз Лайтер», посвященный одному из главных героев «Истории игрушек» — легендарному космическому мечтателю Баззу Лайтеру. Перед сеансами многих мультфильмов от Pixar зрителям показывают короткометражные анимационные фильмы, среди которых можно отыскать настоящие шедевры. Time Out вспоминает 10 лучших короткометражных мультфильмов студии.


«Люксо-младший», 1986

Прыгающая лампа в заставке Pixar появилась неслучайно. Один из основателей студии Джон Лассетер, отец компьютерной анимации, дебютировал с милой двухминутной короткометражкой в 1986 году сразу после того, как студию выкупил Стив Джобс.

Героями мультфильма «Люксо-младший» стали две лампы, обладающие эмоциями. Маленькая играет с резиновым мячиком, сдувая его, а большая смотрит на это и умиляется. Казалось бы, ничего сложного, но для 1986 года это был настоящий технологический прорыв, демонстрация возможностей и потенциала компьютерной анимации. Неудивительно, что лампа модели Люксо стала символом — с нее начинался Pixar.


«Оловянная игрушка», 1988

Сначала Pixar не специализировался на создании собственных мультфильмов — компания занималась разработкой программного обеспечения и была ограничена в ресурсах. Однако Джон Лассетер хранил в себе множество идей и старался реализовывать их несмотря ни на что. Короткометражный фильм «Оловянная игрушка» стал официальным испытанием нового программного обеспечения. Никто и подумать не мог, что это обернется оглушительным успехом, повлиявшим на ближайшее будущее студии.

Игрушечный человек-оркестр — этот персонаж еще появится в студийных мультфильмах — привлекает внимание младенца. Пока другие игрушки прячутся под креслом в страхе быть сломанными, человеку-оркестру придется развеселить плачущего ребенка.

Сегодня младенец из «Оловянной игрушки» вполне мог бы стать героем самого страшного фильма ужасов — таким уж его создали аниматоры. Боссы Disney, увидев мультфильм, вовсе не испугались, а предложили Лассетеру развить идею и поработать над полнометражной версией. Спустя семь лет режиссер создаст «Историю игрушек» — первый трехмерный мультфильм, полностью смоделированный на компьютере.


«Игра Джери», 1997

Традиция демонстрации короткометражных мультфильмов перед сеансами полнометражных проектов Pixar зародилась в 1998 году. Вместе с «Приключениями Флика» зрителям показали трогательную «Игру Джери».

Действие мультфильма разворачивается в осеннем парке. Джери — одинокий старик, играющий в шахматы сам с собой. Он так сильно погружается в партию, что представляет себя двумя разными игроками: один — неуверенный в себе мужчина в очках, другой — решительный и немного нагловатый холерик. Игра набирает обороты, Джери заигрывается и забывает о своем одиночестве.

Детская наивность «Игры Джери» поражает. Хрупкость и беззащитность старика соперничают с его юношеским задором и максимализмом — и все это ради победы над одиночеством, которое сопровождает человека и в начале жизни, и в ее конце. Мультфильм не оставил равнодушной Американскую киноакадемию — и в 1998 году «Игра Джери» получила «Оскар» как лучший короткометражный анимационный фильм.


«Человек-оркестр», 2005

Безлюдная площадь маленького европейского города. Возле фонтана уличный музыкант исполняет зажигательную мелодию, чем привлекает внимание единственного человека — маленькой девочки, уверенно несущей ему золотую монету. В этот момент на площади появляется другой музыкант, тоже претендующий на деньги девчушки. Им придется приложить максимум усилий и таланта, чтобы склонить ее на свою сторону.

Уморительный короткометражный мюзикл появился благодаря режиссеру Марку Эндрюсу («Храбрая сердцем») и композитору Майклу Джаккино. «Человека-оркестр» показывали на больших экранах перед сеансами «Тачек» в 2006 году — и это символично, ведь оба мультфильма рассказывают истории о бескомпромиссной борьбе за победу, в ходе которой велик соблазн забыть об истинных ценностях.


«Похищение», 2006

Величайший талант аниматоров студии Pixar заключается в том, что им удается наделить человеческими свойствами даже самых необычных существ, а иногда и вовсе предметы. Это касается не только полнометражных, но и короткометражных мультфильмов.

Главным действующим лицом в «Похищении» становится юный инопланетянин, неуклюже пытающийся сдать на права. В ходе экзамена вместо унылых космических площадок или города ему предстоит сделать обычное для пришельца дело — украсть человека прямо с Земли. На этот раз не повезло мирно спящему фермеру. Сидя за многокнопочным пультом, студент раз за разом допускает ошибки, чем расстраивает преподавателя.

С помощью оригинального замысла, связывающего человеческое и инопланетное, режиссер Гари Ридстром предлагает зрителям окунуться в воспоминания о сдаче сессий и экзаменов, во время которых чаще всего хочется провалиться под землю, как и главному герою «Похищения».


«Престо», 2008

Все с детства знают, что кролик и морковка неразрывно связаны. Это аксиома. Охоте кроликов за любимым лакомством посвящено множество фильмов. «Престо» — один из них.

Фокусник готовится показать зрителям свой коронный номер с кроликом и шляпой. Перед представлением Престо заходит в гримерную, чтобы забрать зверька из клетки. Только вот незадача — совсем рядом лежит морковка, и кролик мечтает о ней так сильно, что готов пойти на все, чтобы ее получить. Даже выставить посмешищем своего хозяина.

Физические гэги в мультфильмах Pixar — большая редкость, а «Престо» только из них и состоит. Кролик испытывает на прочность фокусника почти так же, как это делает Джерри с Томом в культовом мультсериале. Зрителей ожидает счастливый финал, но это единственное, что выдает в мультфильме его создателей. Такую короткометражку можно было ждать от основного анимационного подразделения Disney, но точно не от Pixar. Как раз в этой неожиданности и кроется ее прелесть.


«День и Ночь», 2010

Мешковатый человечек разгуливает по черному экрану — там, где появляется его силуэт, возникает мир, в котором светит солнце. На своем пути он встречает равного себе, только темного и сонного. Так сталкиваются День и Ночь.

Поначалу между ними возникают споры и взаимная неприязнь, но со временем они становятся друзьями, понимая, что у каждого есть свои достоинства и недостатки.

«День и Ночь» — тоже уникальная для Pixar работа. В отличие от других анимационных проектов, этот мультфильм сочетает в себе 2D- и 3D-элементы. В причудливой форме аниматорам во главе с Тедди Ньютоном, работавшим над большинством шедевров студии, удалось создать очаровательную короткометражную оду дружбе, которая может возникнуть даже между теми, кто совсем не похож друг на друга.


«Луна», 2011

Три поколения одного семейства плывут на лодке по океану. Мальчик, впервые отправившийся в путешествие с отцом и дедом, узнает, какую важную миссию они выполняют. Прямо посреди океана они достают огромную лестницу и отправляются по ней на Луну, где им предстоит очистить поверхность от падающих звезд. Как это сделать? Дед предлагает свой способ, отец — свой. Мальчику стоит лишь выбрать… или найти собственный?

За десять лет до своего полнометражного дебюта режиссер Энрико Касароса («Лука») создал «Луну» — визуально простую и несовершенную, но чрезвычайно лиричную притчу о поиске себя в условиях, когда все вокруг так и норовят указать «тот самый» путь. Позднее в «Луке» Касароса вновь воспользуется итальянскими мотивами и той же простой анимацией, чтобы воссоздать мир своего детства.


«Песочник», 2016

Птенец песочника делает первые шаги в новом для себя мире. Вслед за старшими представителями семейства птичка отправляется к морю, чтобы выклевать пищу из песка. Неопытная птаха еще не знает, что волны следуют одна за другой, и не успевает спрятаться от очередного прилива. После этого случая маленький песочник больше не выходит к морю за пищей, пока не замечает, как это делают раки-отшельники, закапывающиеся в песок при наступлении волны.

Мультфильм о преодолении негативного опыта — самый красивый во всей линейке короткометражных проектов Pixar. Фотореалистичная графика потрясает воображение: в кадре можно отчетливо рассмотреть каждую песчинку, перышко, даже каплю воды. Эта новая кинематографическая реальность позволила создателям «Песочника» получить «Оскар» в категории «Лучший короткометражный анимационный фильм» в 2017 году.


«Бао», 2018

Во время приготовления традиционного китайского блюда баоцзы — паровых булочек, напоминающих пельмени — в доме канадско-китайской женщины случается невероятное. Один из бао оживает и становится новым членом семьи. Постепенное взросление ребенка-бао сопровождается типичными подростковыми проблемами. Впрочем, психологические трудности испытывает и мать, не способная отпустить взрослого сына из дома. Еще одну стадию синдрома пустого гнезда она не перенесет.

«Бао» — первый анимационный проект Pixar, созданный женщиной. Постановщица Доми Ши имеет китайские корни, поэтому мультфильм буквально кишит отсылками к культуре и быту Востока. При создании ленты Ши опиралась на личный опыт и с любовью переносила на экран воспоминания из канадского детства в доме китайской семьи.

Помимо точной проработки культурных деталей, «Бао» едва ли не серьезнее всех остальных короткометражек студии говорит о вполне реальных трудностях в отношениях детей и родителей. Впоследствии Ши представится еще один шанс глубже исследовать эту тему в полнометражном мультфильме «Я краснею» (2022), целиком и полностью сотканном из личного детского опыта китайской иммигрантки.