Безумная мультивселенная. 6 нетипичных фильмов о параллельных мирах | Кино | Time Out

Безумная мультивселенная. 6 нетипичных фильмов о параллельных мирах

Дмитрий Евстратов   26 апреля 2023
6 мин
Безумная мультивселенная. 6 нетипичных фильмов о параллельных мирах
Кадр из фильма «Инцидент»

26 апреля отмечается День вылазок в параллельные миры. А триумфатором «Оскара»-2023 стал фильм «Все везде и сразу», где герои столкнулись с множеством альтернативных реальностей. Концепция мультивселенной пользуется особой популярностью в современном кино – Disney, к примеру, опирается на нее при создании новых лент вселенной Marvel. Time Out вспоминает 6 нетипичных фильмов о параллельных мирах.


«Связь» 

2013

Компания молодых людей собирается на званом ужине. Друзья общаются, обсуждают планы и пролетающую прямо сейчас над Землей «комету Миллера», которая, по их мнению, стала причиной потери в доме мобильной связи и интернета. Вскоре отключается и электричество. Двое из компании выходят посмотреть, что случилось, и возвращаются уже совсем другими людьми.

Оказывается, за дверью есть совершенно такой же дом и такие же люди в нем. Так друзья обнаруживают, что могут путешествовать между параллельными мирами.

Режиссер Джеймс Уорд Биркит снял «Связь» в своем доме всего за пять вечеров. Минимум финансовых вложений, отсутствие спецэффектов и подробного сценария не помешали ему создать фильм-загадку на стыке философии и квантовой физики, увлекательную научно-фантастическую историю об аномалиях и взаимосвязи всего существующего. На это намекает и оригинальное название проекта, «Когерентность» (от англ. Coherence).

«Человек-паук: Через вселенные» 

2018

Супергерои существуют в каждом измерении. Это стало очевидно в результате работы гигантского коллайдера, открывшего двери в разные миры. В одной из таких реальностей живет Майлз Моралес – самый обычный подросток, сын честного полицейского. Однажды его кусает радиоактивный паук, и Майлз обретает суперспособности, которыми ему еще предстоит научиться пользоваться. Параллельно с этим злодей Кингпин создает специальную машину, чтобы воссоединиться со своей погибшей семьей, только из альтернативного мира. Однако через открытые окна из параллельных вселенных в реальность Майлза попадают и другие Человеки-пауки. Теперь они все вместе должны остановить коварного врага.

Анимационный проект основан на серии комиксов о Майлзе Моралесе – наполовину афроамериканском, наполовину латиноамериканском персонаже вселенной Marvel, созданном относительно недавно, в 2011 году.

«Человек-паук: Через вселенные» — пожалуй, одна из лучших кинореализаций комиксов. Специально для мультфильма была разработана особая стилистика, объединяющая CGI-анимацию и технику рисования комиксов. Благодаря революционной визуальной составляющей и сценарию, максимально приближенному к первоисточнику, создателям удалось сделать смелый и яркий мультфильм, удовлетворивший самые высокие запросы поклонников мультивселенной. А премии «Оскар», «Золотой глобус» и «BAFTA» за лучший анимационный фильм стали приятным бонусом.

«Извне»

1986

Ученый Эдвард Преториус вместе с ассистентом создал специальную машину, стимулирующую «третий глаз» и позволяющую перемещаться между измерениями. По мнению ученых, человечество существует параллельно другому, невидимому миру, населенному опасными существами, способными передвигаться по воздуху. Одно из них пересекло границы измерений и откусило умнейшему профессору самое ценное, что у него есть – его голову.

«Извне» будто бы рожден грайндхаусным кино 1960-х и 1970-х. Как и некоторые боди-хорроры Дэвида Кроненберга, лента режиссера Стюарта Гордона может быть мерзкой, отвратительной, а иногда и противоестественно пленяющей.

В фильме пугает абсолютно все: и странные костюмы чудовищ, и напряженная атмосфера, и даже компьютерные спецэффекты, на которые создателям так и не хватило средств. Лавкрафт в такое кино обязательно бы влюбился.

«Осторожно, двери закрываются»

1997

Хелен только что уволили с работы. Она спускается в метро, чтобы сесть на поезд и добраться до дома. Двери вагона закрываются прямо перед ней. Но это только в одной вселенной, в другой она успела забежать в поезд, вернуться домой и застать своего бойфренда с любовницей. Момент, когда двери поезда закрылись, стал переломным для Хелен – ее реальность разделилась надвое и приготовила для девушки сразу две судьбы.

Мелодраму британского режиссера Питера Хауита вполне можно было бы отнести к категории легкого кино на вечер, если бы не интересная сюжетная конструкция и задумка, основанная на теории возможных миров. Миры эти реальны, отличаются они только по содержанию – одно событие влечет за собой вереницу других, отличных от реальности параллельного мира.

В картине Хауита таким событием становится закрытие дверей поезда. Режиссер параллельно демонстрирует сразу две разных вселенных, в одной из которых Хелен становится счастливой, а в другой – преданной своим бойфрендом.

Роль девушки, чья судьба разделилась надвое, с разными прическами, чтобы не потеряться в пространстве фильма, играет Гвинет Пэлтроу, в 1997 году находившаяся на пике популярности.

«Коралина в стране кошмаров»

2008

Маленькая девочка Коралина вместе с родителями переезжает в новый дом. Во время знакомства с жилищем и его окрестностями она обнаруживает дверцу, за которой скрыт другой мир. Альтернативная вселенная для Коралины оказывается намного лучше реальной: родители с пуговицами вместо глаз любят ее еще больше, вкусно кормят и обещают все, чего нет в ее привычной действительности. Однако позже она понимает, что параллельный мир — ловушка, и теперь ее настоящие родители в опасности. Ей придется рискнуть, чтобы раз и навсегда покинуть альтернативную реальность и спасти своих близких.

«Коралина в стране кошмаров» – экранизация детской повести писателя Нила Геймана, созданная легендарной студией «Лайка», специализирующейся на стоп-моушн анимации. За постановку отвечал режиссер Генри Селик, за 15 лет до «Коралины» создавший «Кошмар перед Рождеством».

Пугающий и макабрический кукольный мультфильм в духе кэрролловской «Алисы в Зазеркалье» или «Лабиринта фавна» Гильермо Дель Торо умудряется быть захватывающей и визуально совершенной лентой для детей. В то же время «Коралина» представляет собой и трогательную притчу про настоящие любовь и счастье, которые существуют только в одном из миров – реальном.

«Инцидент»

2014

В мексиканском фантастическом триллере рассказываются сразу две истории. Одна происходит на лестнице многоэтажки. Полицейский преследует преступников и стреляет одному из них в ногу. Этот инцидент становится поворотным – преступник умирает, а другие герои на 35 лет остаются на лестнице, во временной и пространственной бесконечности.

Вторая история происходит на дороге к морю. Мужчина везет свою возлюбленную и ее детей на отдых. У дочери случается приступ астмы, и она погибает, потому что отчим случайно разбивает ампулу с лекарством. Троица не может выбраться с бесконечной дороги на протяжении 35 лет.

Концепция параллельных реальностей в «Инциденте», временами излишне эмоциональном, прямом и даже тошнотворном, раскрывается только в финальной части, а все, что происходит до нее – попытка подобрать ключи к загадке бесконечности.

Лента стала для мексиканского режиссера Исаака Эсбана полнометражным дебютом и задала тон карьере: по-настоящему популярных фильмов он так и не снял, но все работы после «Инцидента» оказались на него похожими – изобретательные фантастические сюжеты и конфликты в закрытом пространстве, рожденные благодаря несовершенству придуманных Эсбаном мультивселенных.