История Темного рыцаря: Бэтмен в кино с 40-х годов до наших дней | Кино | Time Out

История Темного рыцаря: Бэтмен в кино с 40-х годов до наших дней

Клара Хоменко   20 апреля 2022
17 мин
История Темного рыцаря: Бэтмен в кино с 40-х годов до наших дней
Кадр из фильма «Темный рыцарь: Возрождение легенды»

В цифровой прокат вышел «Бэтмен» — суровый нуар с Робертом Паттинсоном в главной роли. Были дни, когда против его участия в картине составляли петицию. Сейчас все полностью довольны: в кои-то веки зрительский рейтинг и оценка кинокритиков почти совпали. Time Out, с удовольствием посмотрев фильм, вспоминает всех Бэтменов в кино: актеров, которые играли Темного рыцаря Готэма, истории создания фильмов и особенности съемок тех лет.


Льюис Уилсон, 1943

Первый экранный «Бэтмен» появился в разгар Второй мировой — и оценить его надо именно с этих позиций. По сути, это была суровая приключенческая агитка, в которой брутальный американский герой противостоял злобному японскому Доктору Дака и его шпионской сети. Сериал был нашпигован расистскими замечаниями и оскорбительными национальными прозвищами, что сочеталось с трогательной законопослушностью сценаристов. Они не особенно много изменили в облике Бэтмена, зато подправили ему биографию: защитник Готэма, как и его помощник Робин, из героя-одиночки превратился в правительственного агента. Могут ли обычные граждане заниматься военными делами? Нет, это прерогатива государства!

Американские зрители, которые двумя годами ранее одобрили перемещение рожденных в США «япошек» в концентрационные лагеря, любили «Бэтмена».

Это был самый популярный проект студии Columbia Pictures — хотя ему явно не хватало изобретательности и финансов, как, впрочем, и всем телепроектам того времени.

Уже после войны все серии «Бэтмена» часто крутили в кинотеатрах под названием «Вечер с Бэтменом и Робином». Льюис Уилсон в главной роли — это воплощение образа из Золотого века комиксов: суровый, патриотичный, со сломанным носом и квадратной челюстью, не знающий сомнений и жалости.


Роберт Лоури, 1949

Успех военного «Бэтмена» привел к тому, что спустя семь лет та же Columbia Pictures выпустила телешоу о сражении Бэтмена и его верного юного помощника Робина со злодеем по имени Маг. Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что только тайна его личности удерживала зрителей у экранов на протяжении 15 серий.

Даже по меркам телевидения того времени это невероятно бестолковое зрелище с кучей ляпов. Например, знаменитый бэт-сигнал в виде круга с эмблемой летучей мыши в небе каким-то образом виден и работает среди бела дня. Или вот ремни и пояса супергероев, которые в комиксах начинены всякими специальными «плюшками»: в сериале их сделали совершенно обычными, что не помешало Бэтмену в самый ответственный момент выволочь из своего пояса целый шланг и ацетиленовую горелку, которая даже по размерам была такой, что никак не поместилась бы в пояс.

Самым же нелепым было то, что сериал позиционировался как прямое продолжение «Бэтмена» 1943 года — в то время как даже главную роль там исполнял совершенно другой актер. Это был Роберт Лоури, звезда средней величины на телевидении 30-60-х годов. Играл он в основном в вестернах и приключенческих фильмах, так что Бэтмен в исполнении Лоури — это плюс-минус любой герой из «Призрака Мумии» или «Молодых стрелков Техаса». Кстати, вот курьезный факт: Бэтмен-Лоури появляется в одной из серий «Приключений Супермена», где главную роль играет Джордж Ривз. Это вторая их совместная работа после короткометражки Минобороны США «Половая гигиена».

Картина представляла собой историю двух военнослужащих, один из которых во время увольнительной заразился сифилисом. Весь фильм он вместе с другом посещал врачей, которые долго и подробно рассказывали, как предохраниться от такой напасти и чем ее лечить.


Адам Уэст, 1966

В январе 1966 года на телеэкраны США вышел новый сериал «Бэтмен и Робин», который, в отличие от предшественников, был явно снят в пародийном ключе. Чего стоит одна только приставка «бэт» буквально ко всем предметам: бэт-фонарь, бэт-ремень, бэт-весло. Тем не менее, шоу смотрели с удовольствием. Мало того: когда сериал еще находился в процессе съемок, его создатель Уильям Дозье уже обивал пороги боссов 20th Century Fox с просьбой снять полный метр. Ему отказали — ни одна студия в здравом уме не пошла бы на такой риск. Однако тут в кинотеатрах вновь начали показывать тот самый сериал 1943 года, на который совершенно внезапно валом повалили зрители. Тогда полнометражному «Бэтмену» был дан зеленый свет.

Почти все роли в этом фильме сыграли те же актеры, что и в сериале. Бэтмен достался Адаму Уэсту — человеку с роскошным бархатным голосом. Его карьера в то время находилась где-то между небольшими работами в кино и съемками в рекламе. Как раз благодаря рекламе Уэст и получил роль всей своей жизни. Дозьер увидел его в образе шпиона, который употреблял только напиток Nesquik — и решил, что этот парень ему идеально подходит. И фильм, и сериал были очень популярны, но ничто не длится вечно.

Уже в 1968 году, после трех сезонов, «Бэтмена и Робина» убрали из телепрограммы, а Уэст так и не нашел себе другую хорошую работу. Для всех он стал — и остался — Бэтменом. Именно его образ во всем мире считается классическим.

Этот фильм стоит посмотреть не только затем, чтобы посмеяться над спецэффектами того времени (наш выбор — воздушный бой с акулой в самом начале), но и ради проникновенного голоса Уэста-Бэтмена. Сцена, в которой он тихо отдает Робину приказ прыгать в окно на бэт-веревке, прекрасна. И кстати — здесь наконец-то появляется бэтмобиль! В 40-е на него не хватало денег, и рыцарю Готэма приходилось водить то лимузин, то Mercury.


Майкл Китон, 1989-1992

То, что между экранизациями комиксов о Бэтмене проходило лет по двадцать, а то и больше, объясняется тем, что интерес читателей к супергероям то появлялся, то угасал. К середине 80-х в индустрии был кризис, казалось, что Бэтмена, его товарищей и недругов можно смело хоронить.

Однако тут случилось буквально чудо: DC наняли Фрэнка Миллера — и тот создал великий комикс «Возвращение Темного рыцаря». Брюс Уэйн здесь был постаревшим страдающим человеком, который тем не менее возвращался к борьбе с преступностью, потому что видел в этом свой долг. Этот комикс потряс всех, в том числе Тима Бертона, который никогда не был поклонником этого легкомысленного «детского» жанра и не ожидал от него чего-то настолько серьезного и страшного.

Когда Warner Bros. пригласили Бертона снять нового «Бэтмена», режиссер согласился, но захотел полностью переписать старомодный сценарий, который лежал в компании бог весть сколько лет и совсем не походил на «Темного рыцаря». Между тем поклонники комиксов были в легком ужасе: Бертон тогда был известен прежде всего как комедийный режиссер. Когда же выяснилось, что он хочет взять на главную роль Майкла Китона, все пришли в окончательное замешательство. Ведь в числе кандидатов были гораздо более подходящие актеры: Мэл Гибсон, Кевин Костнер, Пирс Броснан. А Бертон хотел взять человека из фильма «Мистер мама»!

Это точно не могло хорошо закончиться, но режиссер настоял на своем и казался прав: контраст между интеллигентным и ранимым Брюсом Уэйном и брутальным Бэтменом просто поражает. Правда, в итоге в глазах критиков главного героя все равно затмил Джокер, но тут уж ничего не поделаешь. Не родился еще человек, которого не выдавил из кадра Джек Николсон.

После «Бэтмен возвращается» стало понятно, что Майкл Китон все же камерный актер и невероятные готические декорации и феерические злодеи попросту отодвигают Бэтмена в тень. Как и в случае с Адамом Уэстом, роль едва не стала для актера роковой: почти двадцать с лишним лет он не мог найти достойной работы. Его спас «Бердмен» — великий фильм Алехандро Гонсалеса Иньярриту о неудачливом актере, который когда-то давно сыграл одну роль, супергероя Человека-птицы.



Вэл Килмер, 1995

Не все знают, но большую часть прибыли от блокбастеров студии зарабатывают даже не на самих фильмах, а на продаже прав на игрушки и мерч. «Бэтмен возвращается» с этим не справился: фильм получился слишком мрачным и жутким, McDonald’s отозвала контракт по Happy Meal. Так что Тима Бертона со всем уважением попросили оставить режиссерское кресло и передали его Джоэлу Шумахеру.

Дальше начался производственный ад: Шумахер хотел снять приквел о становлении Темного рыцаря — ему отказали, он хотел сохранить картину максимально серьезной — ему отказали. Студия хотела беззаботный легкий фильм для поколения MTV, хотела продавать фигурки. А потом из проекта ушел Майкл Китон, который не горел желанием изображать подростковую икону. Его не остановили даже 15 миллионов долларов, которые Warner Bros. готовы были заплатить за эту работу.

Тогда для «Бэтмен навсегда» студия стала искать более молодого актера. Вариантов было много, в том числе Киану Ривз. Шумахер выбрал Вэла Килмера — и крупно пожалел об этом.

Килмер подписал договор, даже не прочитав сценарий, играл отлично, но постоянно ругался со всей съемочной группой, коллегами и режиссером. Однажды они с Шумахером не разговаривали две недели.

Зато Бэтмен у него вышел совсем не похожий на предыдущую версию. Это был еще молодой человек, измотанный кошмарами, добрый и едва не ломающийся под грузом своей великой ответственности. Во всяком случае, это видно по той версии фильма, которая в итоге вышла на экраны и дошла до наших дней. Изначально «Бэтмен навсегда» был на 40 минут длиннее, намного мрачнее и уделял много внимания отношениям между Бэтменом и Робином, которые помогали герою справиться со своими проблемами. Но студийные боссы картину обрезали и даже пересняли финал: вместо сцены, где Бэтмен и его юный помощник плечом к плечу стоят на фоне Готэма, появилась нежная сцена с Николь Кидман. По сей день поклонники Бэтмена ждут, когда из подвалов Warner Bros. извлекут исходный материал и покажут миру «Шумахер-кат», как это было с «Лигой справедливости» Зака Снайдера.


Джордж Клуни, 1997

«Бэтмен и Робин» — фильм-курьез. Синекожий Шварценеггер, броня с сосками, кошмарная музыка, нелепая в каждом поступке Зеленый плющ — и все это длится два невыносимых часа. Критики провозгласили картину худшей из когда-либо снятых — и с ними принято соглашаться и ругать Джоэла Шумахера. Много ли на нем вины на самом деле? В одном из интервью режиссер рассказывал, что студия хотела сделать новый фильм «еще более игрушечным». В результате сценарист Акива Голдсман поставил в фильм максимум персонажей и сюжетных линий. Декорации сделали почти мультяшными. А сам Шумахер сидел на кране с мегафоном и перед каждым дублем орал: «Помните все, что это мультфильм!».

Стоило ли удивляться, что в итоге каждое слово и каждый жест в «Бэтмене и Робине» выглядели фальшивыми? Исполнитель роли Робина Крис О’Доннелл рассказывал, что вообще не понимал, в чем именно снимается:

«Когда я работал в “Бэтмене навсегда”, я знал, что играю в фильме. На съемках “Бэтмена и Робина” я все время чувствовал себя в рекламе игрушек».

О’Доннелл был единственным, кто перешел в новый фильм из предыдущего — Вэла Килмера уволили за невыносимое поведение. Вместо него на роль Бэтмена пригласили Джорджа Клуни — импозантного, с роскошной челюстью, всеобщего любимца из сериала «Скорая помощь». Впоследствии актер назвал этот фильм своей большой ошибкой и бессмысленной тратой денег. Мы бы так не сказали.

Несмотря на все кошмарные недостатки, временами «Бэтмен и Робин» смотрится как очаровательная семейная комедия из жизни двух вечно ссорящихся мужчин. И если бы фильм действительно унаследовал ироничность сериала 1966 года, как хотел Шумахер, то этот «Бэтмен» был бы одной из лучших экранизаций. Во всяком случае, нестандартной.



Кристиан Бэйл, 2005-2012

И прошло еще десять лет, и зрители опять похоронили кинокомикс навсегда. Шумахер уничтожил не только планы на пятый фильм о Бэтмене, он угробил Робина: никогда больше Темный рыцарь Готэма не работал с напарником. Отныне ему полагалось только одиночество и печальные романы с неподходящими женщинами. Даже мысль о супергероях после 1997 года приводила студии в ужас.

Однако в 2002 году Сэм Рейми снял «Человека-паука» — и оказалось, что заказывать похоронный марш еще рано. Фильм собрал отличную кассу, Sony Pictures Entertainment готовилась выпустить еще две картины. В Warner Bros. вздохнули: хорошо было этим ребятам, им достался Питер Паркер, герой всех подростков. А что делать, если твой главный актив — здоровый мужик, который скачет по крышам в лосинах, изображая летучую мышь?

В 2003 году студия наняла Кристофера Нолана на новый фильм о Бэтмене и поставила ему одно главное условие: никакого рейтинга R. Нолан согласился легко — в отличие от многих, он не видел никакого противоречия между серьезностью и фильмом, который бы он сам хотел посмотреть в 11 лет. Он видел Бэтмена романтическим героем и хотел прежде всего рассказать историю человека, а не упражняться в стиле. Из множества кандидатов на роль Нолан выбрал Кристиана Бэйла, который впечатлил его в «Машинисте».

Они быстро нашли общий язык: Бэйл тоже считал, что все предыдущие режиссеры занимались не тем, поскольку уделяли почти все время злодеям. Нолан был уверен, что в Бэйле есть идеальный баланс света и тьмы, а его актерских способностей хватит, чтобы справиться со сложной ролью.

Угадал ли он? Ответ на этот вопрос зависит от отношения не столько к актеру, сколько к самому Нолану. Многим его режиссура кажется безэмоциональной, а для такого психологически сложного героя, как Бэтмен, нехватка чувств равна уничтожению. И если в «Начале» все шло хорошо, то уже в «Темном рыцаре» Бэйла полностью переиграл Джокер-Леджер, а в «Возрождении легенды» главный герой потерялся на фоне множества персонажей и событий. Собственно, даже Том Харди в маске Бейна выглядел харизматичнее. Что ж, тоже трагедия героя.

Сами фильмы Кристофера Нолана о Бэтмене, признанные лучшими и ставшие каноническими, сыграли не самую однозначную роль для компании Warner Bros. С одной стороны, они полностью перевернули представление о кинокомиксе как «несерьезном» жанре, с другой — загнали DC в яму многолетних попыток повторить неповторимое, где эта киновселенная и сидит по сей день.


Бен Аффлек, 2013-2017

В то время, как Зак Снайдер только снимал первый фильм о Супермене, Нолан уже закончил свою трилогию и занимал должность продюсера в будущей расширенной киновселенной. Они со Снайдером готовились вместе работать над продолжением, но потом Нолан покинул проект, а в 2013 году было объявлено, что у «Человека из стали» все-таки будет сиквел и в нем все-таки будет Бэтмен.

Затем стало известно, что Бэтменом станет Бен Аффлек — и интернет взорвался. Во-первых, зрители помнили опыт участия Аффлека в супергеройском фильме — он играл главную роль в совершенно чудовищной экранизации «Сорвиголовы». Во вторых, многим было трудно принять другого Бэтмена, кроме Бэйла.

Сам Аффлек заинтересовался этой работой, потому что ему показалось интересным сыграть как раз кого-то, принципиально отличного от нолановского Бэтмена. Его герой — потрепанный и зрелый, он давно в этом бизнесе и чертовски устал. В каком-то смысле его противостояние с Суперменом — результат этой усталости. Видишь что-то очень могущественное и бесконтрольное — делай стойку. Неудивительно, что в «Лиге справедливости» именно Бэтмен становится тем, кто носится по свету и уговаривает всех вступить в отряд, ибо грядет что-то страшное. Одна из лучших сцен фильма — та, в которой Уэйн объясняет Альфреду, почему никуда не годится как глава и спаситель. Потому что несовершенен и уязвим. В этом вся суть этого героя.

«Бэтмен против Супермена» критики разгромили, похвалив только визуальные эффекты и Аффлека. Первое было естественно — только Снайдер мог снять кино, в котором по сути ничего не запоминается, кроме изумительно падающих жемчужин. Второе оказалось полной неожиданностью. Снайдера в итоге выдавили из проекта, заменив его Джоссом Уидоном, «Лига справедливости» прошла через производственный ад и существует сейчас в двух вариантах: том, что шел в кинотеатрах, и в режиссерской версии Снайдера. Смотреть обе невыносимо, но Бэтмен-Аффлек несколько утешает.


Загадки, страдания и трехчасовой нуар. Как изменился «Бэтмен» с Робертом Паттинсоном

Time Out разобрался, что именно поменялось в новом «Бэтмене» и почему он настолько отличается от предыдущих.


Роберт Паттинсон, 2022

После выхода «Лиги справедливости» расширенной киновселенной DC нужен был новый «Бэтмен». И поскольку Снайдер уже не устраивал студию, а с Джоссом Уидоном, как выяснилось, было невозможно работать, то Warner Bros. предложила снять картину Бену Аффлеку. Тот сперва согласился, но вскоре понял, что все сценарные варианты его не устраивают и он просто не выдержит. Как раз в то время Аффлек разводился, опять начал пить, прошел лечение — и был уверен, что запьет снова, если свяжется с «Бэтменом», потому что впечатления от работы на «Лиге справедливости» у него остались совсем не радужные. Тогда картину передали Мэтту Ривзу, режиссеру фильма «Планета обезьян. Война».

Ривз посмотрел на ситуацию трезвыми глазами и понял, что ни о каком продолжении киновселенной и речи быть не может. Надо снова снимать фильм о становлении героя, который после двух лет борьбы с преступностью только глубже погружается в одиночество и депрессию. Собрав сценарий из примерно десятка разных комиксов, стали искать актера. Ну как «стали» — Ривз изначально писал сценарий под Роберта Паттинсона, но боялся, что тот не согласится. На самом деле Паттинсон очень хотел эту роль: ему нравилась идея играть супергероя без суперспособностей да еще и в состоянии страшного душевного раздрая.

Фанаты между тем подняли крик и даже написали петицию с требованием убрать актера из проекта. Однако тут выступил обожаемый всеми Кристиан Бэйл и заявил, что уже видел такое — когда на роль Джокера взяли Хита Леджера. Всех тогда возмутило, что он не похож на Джека Николсона. Люди не любят новое, что правда, то правда.

Ривз, Паттинсон и Warner Bros. выиграли: новый «Бэтмен» получил хорошую критику и очень теплый прием зрителей. Такого Бэтмена нам еще не показывали: это чистейший, дистиллированный нуар, в котором всегда идет дождь и льется кровь. Предательство — норма, коррупция — данность. А Брюс Уэйн, как и положено герою нуара, одинок, депрессивен, абсолютно несчастен и из последних сил пытается удержаться на той грани, за которой потеряет человечность. И, разумеется, он не пользуется своими деньгами во благо, предпочитая быть героем в маске — травма все еще удерживает его от взросления точно так же, как она свела с ума Загадочника. Готэм — это город потерянных и брошенных детей, и ему еще через многое предстоит пройти, чтобы мальчики и девочки не вырастали в сломанных взрослых.