Загадки, страдания и трехчасовой нуар. Как изменился «Бэтмен» с Робертом Паттинсоном | Кино | Time Out

Загадки, страдания и трехчасовой нуар. Как изменился «Бэтмен» с Робертом Паттинсоном

Стас Погорский   19 апреля 2022
8 мин
Загадки, страдания и трехчасовой нуар. Как изменился «Бэтмен» с Робертом Паттинсоном
Фото: legion-media.ru

В мире состоялась цифровая премьера нового «Бэтмена» Мэтта Ривза — фильма, который находился в разработке больше восьми лет и вышел, кажется, чудом. В нем Warner Bros. в очередной раз перезапустила всем известную франшизу, с новым актерским составом и другим тоном повествования. Time Out разобрался, что именно поменялось в «Бэтмене» 2022 году и почему он настолько отличается от предыдущих.


Бэтмен, который всегда страдает

Что неудивительно, фундаментальные отличия этой итерации истории о Величайшем детективе начинаются с титульного героя. Изначально сольный проект хотели посвятить Бэтмену Бена Аффлека — более того, он же собирался и снять картину, и поучаствовать в написании сценария. Однако с тех пор киновселенную DCEU кардинально переосмыслили, а Аффлек передал маску и плащ звезде «Сумерек» и фестивального кино Роберту Паттинсону.

Однако Бэтмен-Паттинсон совершенно не похож на Бэтмена-Аффлека, каким он был и в развлекательном «капустнике» «Лига Справедливости», и даже в куда более мрачном «Бэтмене против Супермена: На заре справедливости». Больше никаких заигрываний с Чудо-женщиной и шуток про суперсилу, которая заключается в деньгах. Все, на что способен герой в исполнении Паттинсона — это страдать.

«Бэтмен» 2022-го с первых минут подчеркивает, насколько изнурительно на самом деле вести светскую жизнь днем и супергеройствовать по ночам. Вернувшись в Бэт-пещеру после очередной вылазки, протагонист проводит болезненный ритуал: достает умные линзы из покрасневших глаз, загружает видеозапись с них в базу и параллельно документирует события ночи в дневнике. Не ради рефлексии, а чтобы зафиксировать важные детали и не полагаться на истощенный мозг, то и дело допускающий провалы в памяти.

Без костюма новый Бэтмен — никакой не Брюс Уэйн, миллиардер, плейбой, филантроп, как можно подумать, а пустая оболочка. Известный богач вообще не выходит в свет: кроме дворецкого Альфреда и еще одной прислуги, у него нет социальных связей.

Брюс Уэйн как публичная фигура появляется в фильме только однажды — и в этих сценах на экране не «тот же герой без своего бронированного костюма». Наоборот, это Бэтмен в качестве исключения натянул светскую маскировку, причем сделал это ради расследования.



Та же предыстория, оставшаяся за кадром

Фильмы и сериалы про Бэтмена снимают уже несколько десятилетий, поэтому зрителю он так или иначе знаком даже лучше, чем не менее заезженный Человек-паук. И Мэтт Ривз, прекрасно это осознавая, пропустил предысторию и становление героя в своей ленте. Да, у этого Бэтмена тоже в детстве убили родителей, он тоже рос наедине со сказочным богатством и Альфредом, тоже посвятил себя борьбе со страхами и преступностью. Нет нужды проговаривать это вновь — ни в виде красивого вступительного монтажа а-ля Снайдер, ни как-либо иначе.

Что иронично, прошлое Брюса Уэйна теперь играет даже большую роль, чем раньше. По замыслу Мэтта Ривза это не просто удобное объяснение, отчего Брюс такой грустный, но еще и полноценная сюжетная линия, органично вписанная в происходящее не самым банальным способом. Так что о трагедии героя в новом «Бэтмене» тоже рассказывают — просто делают это к месту и без вымученных флешбэков.


Меньше заигрывания с гаджетами

Бэтмена DC не зря сравнивают с Железным человеком Marvel: оба богача компенсируют отсутствие суперсил различными гаджетами, транспортом и другими дорогостоящими технологиями.

Киностудии, понятное дело, всячески монетизируют увлечения героев и выпускают десятки лицензированных игрушек, коллекционных предметов и конструкторов по каждому фильму. Для этого отдельные сцены в самих произведениях снимают почти как нативную рекламу: в этом эпизоде у нас крупным планом Бэт-мобиль красиво выпускает ракеты, а здесь Бэтмен зрелищно летит на крюке-кошке, чтобы дети захотели такой же.

Тем удивительнее, что герой Паттинсона на техногика не походит вообще. Уже упомянутые умные линзы — явно не лучший кандидат для мерча. Бэт-мобиль вроде бы крутой и технологичный, но его толком не дают рассмотреть. Шпионский наушник показывают издалека. Из нелетального оружия у героя только незаметный шокер да собственные кулаки. И даже захватывающая сцена побега с помощью костюма-крыла заканчивается совсем не так, чтобы после нее захотелось купить похожий наряд.


Больше символизма

Зато в чем фильм отрывается на полную, так это в символизме. Один из самых запоминающихся эпизодов разворачивается в начале и посвящен значению Бэт-сигнала — гигантской проекции силуэта летучей мыши в небе над Готэмом, появляющейся всякий раз, когда комиссар Гордон включает специальный прожектор.

Мы знаем, что это значит для героя: он должен как можно быстрее добраться до осветительного прибора и помочь нуждающимся. А «Бэтмен» Ривза показывает, что в это время испытывают многочисленные преступники: дикий хтонический ужас. А что, если Бэтмен сейчас возникнет из темной подворотни и накажет конкретно их?

Протагонист и сам много размышляет о себе не столько как о человеке, совершающем конкретные поступки, сколько как о движущей силе, которая меняет Готэм на всех уровнях, глобально. Эволюция Бэтмена в этом фильме — тоже скорее метафорическая, от самой Мести до воплощения Надежды.


Этот Бэтмен — просто человек

Несмотря на зашкаливающий пафос и околонуарные закадровые рассуждения, Бэтмен Роберта Паттинсона куда больше похож на реального человека, чем предыдущие итерации Летучей мыши.

Вспомнить даже Бэтмена в прочтении Кристофера Нолана: его герой считался более приземленным и правдоподобным, чем, скажем, в фильмах Тима Бертона. Вот только Кристиан Бэйл в образе успел, например, исцелить сломанный позвоночник и победить законы физики с помощью мистического аутотренинга. Бэтмен-Аффлек с самого появления только и делал, что сражался со сверхсильными инопланетянами. Ну а про самые ранние версии в этом ключе и говорить не стоит — там все признаки более простых времен, когда титульные супергерои разгуливали в карикатурных трико и совершенно не комплексовали по этому поводу.

Вот Бэтмен-Паттинсон — уже совсем иное существо. Его не пытаются изобразить ожившей экшн-фигуркой или ровней Супермену, он просто физически подтянутый мужчина, облаченный в бронированный костюм — ни больше ни меньше. Такой Бэтмен способен защитить Готэм с помощью денег и острого ума, но в бою вынужден каждый раз рисковать жизнью. В фильме герой несколько раз оказывается на грани гибели — и не по вине полубогов, а от выстрела в упор какого-нибудь безымянного психопата.

Причем похоже, что в потенциальном продолжении Бэтмен в одночасье не станет намного более сильным и неуязвимым. Все-таки в сольной картине герой уже не новичок в своем деле — значит, на неопытность его промахи списать не получится. Просто он человек.



Роман с Женщиной-кошкой — еще один повод для грусти

К удивлению многих уже в первом фильме новый Бэтмен-одиночка встречает свою большую каноничную любовь из комиксов — ловкую и коварную воровку Женщину-кошку. Героиня, на этот раз сыгранная Зои Кравиц, тоже сильно отличается от версий в исполнении Энн Хэтэуэй и Мишель Пфайффер.

Ривз в разумных пределах сбавил сексуализацию Кошки: она теперь носит вызывающие наряды разве что в образе Селины Кайл и использует красоту для достижения собственных целей. А вот боевой наряд девушки обошелся без совсем уж кричащих дизайнерских решений: мотоциклетный, в меру обтягивающий костюм в комплекте с вязанной шапочкой с едва заметными смешными «ушками».

Куда меньше в фильме романтизируют «профессиональную деятельность» героини. Она, конечно, может и сейф за считанные секунды вскрыть, и здоровяка-оппонента на лопатки уложить — но это словно бы и не слишком круто. По крайней мере, куда больше внимания уделяется трагизму Селины Кайл: она, как и Бэтмен, глубоко несчастна, с переменным успехом пытается бороться за то, что для нее важно.

Поэтому неизбежный роман дуэта не выглядит как красивая лавстори. Это просто две одиноких души, которые от бессилия стремятся найти хоть какую-то близость — но прекрасно понимают, что их опасные увлечения не оставляют места подобным радостям жизни.


Пока без Джокера

Еще одно большое и смелое решение нового фильма — представить Бэтмена не через конфликт с известнейшим архизлодеем Джокером. Вместо него Величайший детектив сталкивается с Загадочником — другим неуравновешенным злоумышленником, который жестоким розыгрышам предпочитает головоломки и квесты. В целом это не менее опасный оппонент, а еще он чуть лучше обрамил детективный талант Брюса Уэйна. Ну как «детективный»: с решением остроумных загадок герой точно справляется не хуже победителей школьных олимпиад.

Также в картине появился менее именитый криминальный авторитет Пингвин, мельком затизерили и — спойлер! — новую версию Джокера.

Что примечательно, ни с одним антагонистом Бэтмен не разделался окончательно — максимум отправил на скамейку запасных в Лечебницу Аркхем, чтобы следующая встреча в сиквелах была уже более осмысленной и обстоятельной.


Уже на три часа

Полнометражные фильмы о Бэтмене всегда отличались нескромной продолжительностью, но в этом плане работа Мэтта Ривза и Роберта Паттинсона однозначно взяла первенство: «Бэтмен» 2022 года идет 176 минут, или без малого три часа. Так что, может быть, и к лучшему, что российские зрители будут смотреть картину сразу дома, с возможностью сделать паузу в любой момент.