Народная комедия с южным колоритом. 8 фактов о создании «Кавказской пленницы» | Кино | Time Out

Народная комедия с южным колоритом. 8 фактов о создании «Кавказской пленницы»

Дмитрий Евстратов   3 апреля 2023
10 мин
Народная комедия с южным колоритом. 8 фактов о создании «Кавказской пленницы»
Кадр из фильма «Кавказская пленница»
3 апреля 1967 года на советские экраны вышла комедия «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Она появилась на волне популярности других фильмов Леонида Гайдая и стала абсолютным народным хитом – зрители до сих пор активно и с упоением смотрят картину по телевидению почти в каждый государственный праздник. Time Out вспоминает восемь интересных фактов о создании «Кавказской пленницы».

Идея «Кавказской пленницы» возникла во время создания «Операции “Ы”»

«Операция “Ы”» (1965) была в производстве, когда режиссер Леонид Гайдай и сценаристы задумали еще один сборник новелл о приключениях чудаковатого студента Шурика. Однако с выходом «Операции “Ы”» в широкий прокат энтузиазм Гайдая резко убавился:

«Как мне тогда казалось, я рассказал о Шурике во всех возможных его ипостасях, я вытряс из троицы Труса, Балбеса и Бывалого (и она из меня) все, что она могла дать, о погонях я не мог думать без содрогания».

Однако успех только что вышедшей «Операции “Ы”», которую в кинотеатрах посмотрели почти 70 миллионов человек, заставил Гайдая передумать. Об этом ему твердили на студии, это понимал и он сам, поэтому производство нового фильма было запущено уже в середине 1965 года.


«Кавказская пленница» задумывалась как сборник новелл

Сценаристы Яков Костюковский и Морис Слободской черпали идеи для нового фильма о приключениях Шурика в газетах. Так, например, они наткнулись на статью с подробным описанием сохранившейся на Кавказе традиции выкупать и продавать невесту, превратив ее в увлекательные приключения спортсменки, комсомолки и просто красавицы Нины.

Первая версия сценария была отправлена на «Мосфильм» летом 1965 года. Картина называлась «Шурик в горах» и состояла из двух эпизодов: «Кавказская пленница» и «Снежный человек и другие». Вторую отклонил сам Гайдай, сочтя ее вольным повторением «Человека из ниоткуда» Рязанова, а первая превратилась в полнометражный фильм.

На обсуждении сценария редколлегия «Мосфильма» нерешаемых вопросов перед Гайдаем не поставила. Ключевой претензией стало включение в ленту Труса, Балбеса и Бывалого – по словам режиссера Лео Арнштама, их присутствие утяжеляло сюжет, на что Гайдай твердо ответил: «Их в фильме не будет». И благополучно включил троицу в кино позднее.


Все актеры на главные роли, кроме Натальи Варлей, были утверждены моментально

С кастингом у Гайдая проблем почти не было. Александр Демьяненко получил роль вне конкурса – его герой перекочевал в «Кавказскую пленницу» из «Операции “Ы”». Образ товарища Саахова с самого начала писался сценаристами под Владимира Этуша. Гайдаю актер понравился еще в картине «Время летних отпусков», где тот убедительно сыграл «южного человека». Трио Трус, Балбес и Бывалый, как и Шурик, явилось прямиком из предыдущих работ режиссера, поэтому участие Вицина, Никулина и Моргунова даже не обсуждалось.

Самым сложным этапом проб стал выбор актрисы на роль Нины. Она была предложена почти 500 претенденткам, среди которых: были Лариса Голубкина, Марианна Вертинская, Наталья Фатеева, Жанна Болотова и многие другие. В списке находилась и Наталья Селезнева, но от ее кандидатуры было решено отказаться – создатели не хотели, чтобы образ Нины связывался с персонажем из «Операции “Ы”». Выбор был сделан в пользу молодой цирковой артистки Натальи Варлей. Позже она вспоминала:

«На кинопробах я совершенно не волновалась, потому что особого желания сниматься в кино у меня не было. Я работала в цирке, любила свой воздушный номер и на “Мосфильм” приехала скорее из любопытства: мне очень нравились фильмы Гайдая “Пес Барбос…” и “Самогонщики”. И было интересно с ним познакомиться. На встрече я себя чувствовала абсолютно свободно. Думаю, если бы со всей серьезностью отнеслась к пробам, то, наверное, зажалась бы. Меня привели в кабинет Гайдая, за столом сидел мрачный, серьезный человек в очечках. Ощущение было как на экзамене – Леонид Иович задавал вопросы, я отвечала. Потом он попросил принести сценарий, мы с ним почитали по ролям, дальше меня отвели на фотопробу. Так я получила эту роль».


Жанр «Кавказской пленницы» – эксцентрическая комедия

«Кавказская пленница» – один из ярчайших представителей советской эксцентрической комедии. Режиссеры, работающие в этом поджанре, черпают вдохновение в ранних фильмах Чарли Чаплина, Гарольда Ллойда и Бастера Китона. Главная особенность эксцентрических комедий – жизнерадостная атмосфера, энергия и бесконечные гэги и трюки. Есть в таких картинах и образы-маски, популярные еще на заре немого кинематографа. В «Кавказской пленнице» и других гайдаевских фильмах эту роль на себя берут Трус, Балбес и Бывалый.

«Родословную фильмов, которые я снял, выводят от короткометражек Мака Сеннета и Бастера Китона, Макса Линдера и Чарли Чаплина. Иногда даже упрекают в подражании ранним фильмам Чаплина. Однако у меня есть утешение. В подобных случаях я каждый раз вспоминаю вундеркинда из фельетона Ильфа и Петрова, который ужасно беспокоился о том, чтобы будущий фильм не получится как у Чаплина. А ему отвечали: “Не бойся, мальчик. Как у Чаплина не получится”», – шутил Гайдай.


Наталья Варлей сама выполняла большинство трюков

Молодая цирковая артистка удивила Гайдая не только своими актерскими способностями, но и беспрекословной готовностью исполнять в кадре многие сложные трюки, коих в фильме было немало. Ее героине пришлось водить машины (делать это она научилась на съемках), нырять в реку, выбрасываться из окна и спускаться на тросе со скалы.

Например, в эпизоде, в котором Нина прыгает в реку за Шуриком, Гайдай планировал использовать дублеров. К рискованной сцене сначала был привлечен каскадер-мужчина, но оператор Константин Бровин его забраковал – видна подмена. Затем создатели обратились за помощью к одной из наблюдательниц съемок. Она оказалась мастером спорта по прыжкам в воду. Впрочем, регалии и опыт ей не помогли – она едва не утонула в первом же дубле. Впоследствии оказалось, что она обо всем солгала. Тогда было решено, что 19-летняя Варлей сама исполнит трюк.

«Не могу сказать, что плавание в ледяной речке с не очень теплым названием Мзымта доставило такое уж удовольствие! Река брала начало в ледниках Кавказских гор. Температура в ней была, наверное, градусов 5-6… Дублей много: прыжки, потом само “спасение”, потом еще нас поливали водой из Мзымты. Когда мы с Шуриком сидим, стучим зубами от холода, надо сказать, стучали мы практически по-настоящему».


Гайдай чуть было не рассорился с композитором Александром Зацепиным

До «Кавказской пленницы» советский композитор Александр Зацепин работал с Гайдаем лишь два раза. Впервые они пересеклись в комедийно-сатирическом альманахе «Совершенно серьезно» (1961), но совместным дебютом оба называют «Операцию “Ы”».

Удивительно, но первая часть приключений Шурика могла остаться единственным проектом, в котором режиссер и композитор поработали бы вместе. Все дело в том, что Гайдай долгое время не принимал композиции Зацепина, отбраковывая одну за другой песни и мелодии, на что композитор поставил ультиматум:

«После того, как Гайдай не принял несколько моих песен, я поехал в Дом творчества композиторов “Иваново” и работал “во всю ивановскую”. Там родились мелодии, одна из которых потом легла в основу “Песенки о медведях”. Я послал кассету Гайдаю в Алушту, где проходили съемки, сопроводив ее письмом: “Леня, обрати внимание на третью песню, я считаю, она может быть самой яркой. И лучше я вряд ли что-то сделаю. Поэтому, если тебе не понравится, пригласи, пожалуйста, другого композитора».

Гайдай согласился, что третья композиция – лучшая из всех написанных, но он не был уверен, что она станет популярной. После ответа Зацепин отправился на «Мосфильм» и написал заявление об уходе из картины. Однако руководитель творческого объединения Пырьев это заявление порвал и настоятельно рекомендовал композитору отправиться в Алушту и решить все вопросы на съемочной площадке. Разобраться в небольшом конфликте помогли сценаристы, уговорившие Гайдая принять музыку. С тех пор, несмотря на продолжительную совместную деятельность, между режиссером и композитором не возникло ни единого спора.

Александр Зацепин. Фото: legion-media.ru

Героиню Натальи Варлей в фильме озвучила Надежда Румянцева

До «Кавказской пленницы» у Натальи Варлей не было опыта в кино, поэтому Гайдай не доверил ей даже озвучки своей героини. По мнению режиссера, вместо нее это должна была сделать профессиональная актриса. Этой актрисой оказалась Надежда Румянцева, а популярную песню о медведях в ленте исполнила Аида Ведищева. Тем не менее голос Варлей в фильме мы все же слышим – ей доверили одну-единственную фразу: «Ошибки надо не признавать, их надо смывать кровью!». Гайдай считал, что с такой интонацией это может сделать только Наталья Варлей.

«В записи песни о белых медведях участвовало много певиц: и Нина Бродская, и Лариса Мондрус… Но Гайдаю все не нравилось. На прослушиваниях я сидела рядом и видела, как он все время морщился. А потом предложил мне: “Попробуй сама”. И когда я спела, Леонид Иович сказал: “В картине будешь петь ты”. И мы сняли эпизод песни под мою фонограмму. Но когда Леонид Иович стал собирать ленту, пришел Саша Зацепин, наш композитор, с Аидой Ведищевой и предложил Гайдаю, чтобы она спела в фильме. Да, она поет хорошо, но эта песня все-таки студенческая. В титрах можно было оставить Ведищеву, а в фильме – меня. Музыкой я занималась с детства, и слух у меня абсолютный, поэтому я рыдала на премьере. И конечно, то, что вместо меня Нину в большинстве сцен озвучивает Надежда Румянцева, – это моя боль», – вспоминала Наталья Варлей.


«Кавказская пленница» была принята к прокату не сразу

Картина была готова к концу 1966 года. В ноябре состоялось заседание художественного совета, на котором «Кавказской пленнице» и Гайдаю было высказано несколько замечаний. Касались они, как и на этапе принятия сценария, троицы Труса, Балбеса и Бывалого – Рязанов считал, что герои мешают режиссерскому развитию Гайдая, а кинокритик Майя Туровская, отметила, что Вицин, Никулин и Моргунов «перекривлялись». Были претензии к персонажу Владимира Этуша и к музыкальному сопровождению Александра Зацепина – его называли инородным и устаревшим. Песня «Если б я был султан…» и вовсе оказалась «пошлой».

Эти и некоторые другие замечания стали причиной отказа «Кавказской пленнице» в широком прокате. Гайдай согласился и обещал перемонтировать ленту, и уже через две недели представил на заседание исправленную версию, которую приняли почти без претензий.

Трудности вновь возникли в декабре на заседании комиссии Госкино СССР. Главным фатальным замечанием к «Кавказской пленнице» была демонстрация товарища Саахова в одном из эпизодов. По мнению членов комиссии, этот небольшой фрагмент создавал ассоциацию со Сталиным. В финальной версии картины он был вырезан. В итоге фильм все-таки получил высшую прокатную категорию не в последнюю очередь благодаря Леониду Ильичу Брежневу, который высоко оценил «Кавказскую пленницу» и рекомендовал ее к показу советским зрителям.