Хоррор-апдейт. 6 классических фильмов ужасов, которые успели обзавестись ремейками | Кино | Time Out

Хоррор-апдейт. 6 классических фильмов ужасов, которые успели обзавестись ремейками

Анна Самойлова   25 августа 2021
7 мин
Хоррор-апдейт. 6 классических фильмов ужасов, которые успели обзавестись ремейками
Кадр из фильма «Суспирия» (2018)

26 августа на российские экраны выходит одноименный ремейк культового фильма ужасов 1992 года «Кэндимен». Продюсирует проект Джордан Пил — это дает все основания полагать, что фильм будет злободневным, оригинальным и дерзким. Современные авторы все чаще берут сюжеты классических картин и показывают знакомую историю с новой стороны. Time Out решил вспомнить 6 культовых хорроров, которые уже успели переснять.


«Плетеный человек» (The Wicker Man, 1973)

Сержант полиции Нил Хоуи (Эдвард Вудворд) отправляется на остров Саммерайленд, чтобы расследовать исчезновение местной девочки. Герой сталкивается с враждебно настроенным населением, исповедующим древнюю языческую религию и будто скрывающими что-то от чужака. Погружаясь в запутанное дело, мужчина больше узнает о культах и кровавых ритуалах жителей Саммерайленда. Он единственный христианин на острове, и его вера здесь подвергается страшному испытанию.

«Плетеный человек» снят гипнотически. Сложно не засмотреться на английский фарфор, кремовые пирожные, принадлежащие разумному миру Хоуи, и причудливые одеяния, увитых лентами жутких идолов из мира иррационального, языческого. Зритель во время просмотра, подобно слышащему колдовскую песню голой язычницы герою, впадает в транс и не может оторваться от зрелища до последнего кадра.

В ремейке 2006 года с Николасом Кейджем религиозный конфликт не получает развития, а заменяется личным: на передний план выводятся переживания главного героя, его болезненные воспоминания и тайна, связывающая полицейского с уединенным островом.


«Омен» (The Omen, 1976)

Американский посол Роберт Торн (Грегори Пек) долгое время живет в Италии. Мужчина далек от религии, но в скором времени он, как никто другой, будет нуждаться в Божьей помощи. Его супруга (Ли Ремик) переносит тяжелые роды и теряет младенца. Не желая травмировать женщину, Роберт выдает новорожденного, чья мать погибла, за их ребенка.

Дэмиен растет очаровательным и совершенно здоровым мальчиком, что называется кровь с молоком. Вот только где бы он ни находился, происходят страшные события: то бабуины в зоопарке взбесятся, то молодая няня признается в любви к мальчику, а затем с широкой улыбкой повесится на карнизе. До последнего Роберт пытается сохранять спокойствие, однако слова священника о том, что его сын — Антихрист, начинают медленно овладевать разумом мужчины.

«Омен» стал культурным феноменом. Он повлиял на становление целого направления в жанре, где в роли антагонистов выступают дети, и положил начало одноименному литературному циклу, ряду сиквелов и даже пародий.

Современная версия вышла 06.06.06 — в день трех шестерок. Она практически дословно повторила фабулу оригинала, лишь в некоторых сценах прибегнув к большей «кровавости». Новый «Омен» не открыл ничего нового, но напомнил зрителям о том, что зло может принимать совершенно безобидный облик и оно всегда где-то рядом.  


«Суспирия» (Suspiria, 1977)

Похожая на готическую принцессу балерина Сьюзи (Джессика Харпер) переезжает из Америки в Германию, чтобы учиться в танцевальной академии с мировой славой. Едва появившись на пороге, она сталкивается со студенткой в эмоциональном припадке, которая кричит про проклятие здания.

С первого дня обучения Сьюзи замечает, что происходит что-то странное: спальни кишат личинками, вороны нападают на сотрудников, а во время занятий героиня чувствует недомогание. До нее доходят слухи о том, что та самая девушка была найдена мертвой и это не первый случай, когда балерины из академии погибают при странных обстоятельствах. Сьюзи решает разгадать тайну прежде, чем она услышит за своей спиной хриплое дыхание, предвещающее смерть.

Один из самых неоднозначных европейских режиссеров последних лет Лука Гуаданьино, взяв за основу страшную сказку Дарио Ардженто, создал свой сложный кинотекст — здесь перемежаются размышления о Второй Мировой войне, оккультизме и современной Европе. Эстетика кровавых убийств, свойственная всем джалло*, была полностью растоптана Гуаданиьно. В его «Суспирии» насилию возвращен истинный статус — оно безобразно и бессмысленно.


«Ужас Амитивилля» (The Amityville Horror, 1979)

Основанный на реальных событиях фильм ужасов Стюарта Розенберга рассказывает историю семьи Латс. Они въезжают в дом, где ранее молодой мужчина Рональд Дефео жестоко убил своих родных. На новом месте с героями происходят пугающие вещи: сначала прибывший на освящение дома отец в страхе убегает прочь, потом дети начинают говорить с воображаемыми друзьями, а матери семейства снятся кошмары, в которых муж убивает ее топором.

Убийства в Амитивилле по сей день являются одной из самых загадочных глав в истории Америки — доподлинно неизвестно, что толкнуло молодого мужчину застрелить членов семьи. Поскольку оригинальный фильм был снят всего через пять лет после происшествия, режиссер не пытается разобраться в причинах поступка и природе зла, поселившегося в доме. Это всего лишь игровое переосмысление неприятного опыта, полученного семьей Латс на месте преступления. Вопросы остаются, ответов нет.

Иной подход избирает Эндрю Дуглас в ремейке 2005 года. Он не только показывает призраков, населяющих комнаты (в оригинальном фильме героев тревожили ночные кошмары и жуткие звуки), но и пытается дать свое обоснование тому, почему люди, переступившие порог дома, становятся одержимыми злой силой.


«Полтергейст» (Poltergeist», 1982)

Страх перед новыми технологиями всегда преследовал человечество. Видеокассеты, мобильные телефоны и даже дроны неоднократно становились проводниками темных сил в фильмах ужасов. Одним из первых к этой теме обратился Тоуб Хупер в «Полтергейсте».

Семья обнаруживает, что по ночам их младшая дочь — Кэрол Энн (Хезер О’Рурк) — садится у транслирующего белый шум телевизора и разговаривает с кем-то по ту сторону экрана. В один день девочка исчезает, но родители продолжают слышать ее голос, раздающийся в стенах дома. Чтобы спасти ее, герои обращаются за помощью к группе парапсихологов.

Дом в фильме Хупера напоминает аттракцион «Комната страха», в котором есть и жуткий клоун, ухмыляющийся, как создание из Преисподней, и живое дерево, своей рукой-веткой стучащее по окну, и где висит жуткое зеркало, в которое лучше не смотреть: вместе лица там отражается лишь череп.

Попытка рассказать историю заново была предпринята Гилом Кенаном в 2015 году. Драматургия оригинальной картины сохранена, и новыми в фильме оказываются лишь спецэффекты и обилие современных технологий, которыми пользуются персонажи.


«Кошмар на улице Вязов» (A Nightmare On Elm Street, 1984)

Фильм о старшеклассниках, чья повседневная жизнь превращается в ночной кошмар после того, как их во сне начинает преследовать мужчина в полосатом свитере с обгорелым лицом. Эта история известна даже тем, кто не видел ни одной части «Кошмара на улице Вязов». Фредди Крюгер (Роберт Инглунд) наряду с Джейсоном Вурхизом («Пятница, 13-е») и Майклом Майерсом («Хэллоуин») стал одним из самых узнаваемых кинозлодеев. Оригинальная часть, в которой совсем юный Джонни Депп и Хезер Лэнгкэмп, перевоплотившись в американских школьников, противостоят неубиваемому гостю из мира сновидений, не потеряла своего шарма и сегодня.

Однако любую историю рано или поздно нужно рассказать заново — для новых поколений, не знакомых с первоисточником. Фильм 2010 года лишен сюрреалистической атмосферы оригинала, напоминающей сновидение, в котором хрупкая школьница внезапно может заговорить мужским голосом, а кожа — сойти с лица человека.

Версия Сэмюэла Байера больше апеллирует к реальности и повседневным проблемам героев. Окружающий мир предельно реалистичен, и даже их сны лишены фантасмагоричности. Крюгер в исполнении Джеки Эрл Хейли жесток и мстителен, но не азартен, и лишен вкуса к оригинальным убийствам (вроде перемалывания юношеского тела в кровавый порошок). Однако именно в ремейке о прошлом маньяка становится известно чуть больше, чем в первой версии.