Искусство страха: 8 авторских фильмов ужасов, которые пугают красиво
«Паранормальное», 2017
![](https://www.timeout.ru/wp-content/uploads/2021/03/1-59.png)
Еще несколько лет назад Аарон Мурхед и Джастин Бенсон были малоизвестными инди-постановщиками, снимавшими фильмы за копейки, и знала о них разве что фестивальная публика. Однако их третья по счету и самая амбициозная лента «Паранормальное» вышла в прокат под громкой эмблемой арт-хоррора — и на то есть причина.
Сюжет новой картины рассказывает о братьях (их играют сами режиссеры), которые решают вернуться в некогда покинутый ими культ и обнаруживают следы потустороннего присутствия. Вооруженный только наглой идеей и парой нехитрых спецэффектов, дуэт Мурхеда и Бенсона цепляет прежде всего умением выразить ужас поистине лавкрафтианского масштаба с помощью минимального набора средств. Подобно Шейну Кэрруту, некогда поразившему «Сандэнс» сделанным на коленке «Детонатором», эти двое в очередной раз напоминают — для убедительного художественного высказывания не требуется запредельных бюджетов и студийной поддержки. Достаточно лишь по-настоящему гореть желанием и не бояться идти до конца.
«Бабадук», 2014
![](https://www.timeout.ru/wp-content/uploads/2021/03/2-3.jpeg)
Мрачную сказку австралийки Дженнифер Кент называют одним из лучших хорроров в истории жанра. Что делает фильм столь исключительным, так это крайне эффектная и неоднозначная фигура злодея, не сводящаяся к простому клише о монстре, которого необходимо победить. Бабадук, или бабайка, терзает главных героев, мать и ребенка, не просто так, а с целью заставить их взглянуть собственным демонам в глаза и исправить ошибки в самих себе. По сути, фильм в очередной раз убеждает: все монстры — внутри нас.
«Ведьма», 2015
![](https://www.timeout.ru/wp-content/uploads/2021/03/3-3.jpeg)
Еще один безоговорочный арт-хит последних лет, «Ведьма» повествует о семье колонистов-протестантов, которые в середине XVII века уходят жить на отдельную ферму и сталкиваются с ведьмой, промышляющей воровством младенцев в соседнем лесу. Для тех, кому «Ведьма из Блэр» до сих пор казалась детским лепетом, в этом фильме приготовлено несколько сцен, после которых невозможно без страха пройти даже по городскому парку. Вдобавок режиссер Роберт Эггерс, которому не зря доверили делать ремейк «Носферату», погружает зрителя в исторический контекст с целью поговорить о вполне животрепещущей теме мужского доминирования. По мнению постановщика, оно существует лишь для того, чтобы подавить страх перед женской сексуальностью и эмансипацией.
«Оно», 2014
![](https://www.timeout.ru/wp-content/uploads/2021/03/4-3.jpeg)
В истории кинематографа хоррор нередко становился идеальной площадкой для остросоциального и даже политического высказывания. Так, во «Вторжении похитителей тел» советская угроза обретала зловещий инопланетный облик, а у Ромеро, по одной из версий, вторжение США во Вьетнам легло в основу «Ночи живых мертвецов». На плодотворном поле аллегории работает и «Оно» Дэвида Роберта Митчелла — каннский хит 2010-х, в котором переспавшую с парнем героиню (Майка Монро) начинает преследовать страшное неистребимое существо. На первый взгляд это типичный слэшер со скримерами и предсказуемой охотой на маньяка; на деле — тревожное напоминание о цене потерянной невинности и последствиях незащищенного интимного контакта, оставляющее неизгладимое впечатление.
«Неоновый демон», 2016
![](https://www.timeout.ru/wp-content/uploads/2021/03/5-2.jpeg)
Николас Виндинг Рефн («Драйв»), с 2013 года ушедший в затяжной заплыв по водам абстрактного жанрового кино, в 2016-м выплыл со своей самой причудливой и самой противоречивой в карьере картиной. Технически перед нами простая история восхождения юной звезды (Эль Фаннинг) на арену модельного бизнеса, которой ставят палки в колеса более опытные конкурентки. В действительности этим нехитрым фасадом Рефн маскирует сюрреалистическую и визуально безупречную (точь-в-точь как современные fashion show) притчу, где действует лишь один принцип: ешь или будешь съеден. Пожалуй, более точную аллегорию миру высокой моды сложно подобрать.
«Студия звукозаписи «Берберян»», 2011
![](https://www.timeout.ru/wp-content/uploads/2021/03/6-2.jpeg)
Англичанин Питер Стрикленд задумывал эту уникальную постмодернистскую ленту как дань итальянскому хоррору джалло. При этом вышло у него ничуть не хуже, чем у предшественников — Марио Бавы и Дарио Ардженто. Рассказывая фантасмагорическую историю звукозаписывающего инженера (бенефис Тоби Джонса), постепенно теряющего рассудок во время работы над озвучанием фильма, режиссер с помощью мастерской работы со звуком добивается поистине жутковатого эффекта в тех местах, где, казалось бы, не происходит ровным счетом ничего ужасного. Кажется, это единственный в мире хоррор, в котором самая страшная сцена заключается в смачном потрошении арбуза.
«Оно приходит ночью», 2017
![](https://www.timeout.ru/wp-content/uploads/2021/03/7-1.jpeg)
Фильм Трея Эдварда Шульца («Криша»), одного из новых американских режиссеров, вырос из чувства скорби, которое переполняло автора после смерти отца. Тогда он придумал историю с эпидемией, которую отдельно взятая семья во главе с авторитарным патриархом (Джоэл Эдгертон) переживает в заколоченном доме в лесу. Они сталкиваются с незнакомцем (Кристофер Эбботт из «Девочек») и решают впустить его семью в свой дом, после чего их жизнь незаметно меняется навсегда. Смерть, сожаление и горе подпитывают глубинный страх всех без исключения героев этой мрачной картины — и эти же ощущения неминуемо передаются зрителю.
«Побудь в моей шкуре», 2013
![](https://www.timeout.ru/wp-content/uploads/2021/03/8-3.jpeg)
Один из самых недооцененных и величественных фильмов 2010-х, «Побудь в моей шкуре» формально является экранизацией фантастического романа Мишеля Фейбера о пришельцах, охотящихся на людей — но в реальности скорее является наследием Кубрика. Шотландский клипмейкер Джонатан Глейзер, снимающий кино чрезвычайно редко, в своей третьей работе выстраивает психологически сложное и визуально гипнотизирующее полотно о том, что от хищника до жертвы — один шаг, а за телесной оболочкой может скрываться как человек, так и леденящая душу космическая пустота. Тем более, если она имеет облик Скарлетт Йоханссон.