Фильм Праведник (Россия, 2023): трейлер, актеры и рецензии на кино
4.0/5

Праведник (2023 год)

12+

Страна
Россия
Режиссер/Постановщик
Сергей Урсуляк
Длительность
140 мин.
Премьера в мире
16 февраля 2023 г.

О фильме

В 1942 году Николай Киселев, офицер Красной Армии, выводит с оккупированных белорусских территорий более двухсот евреев. Истощенным, изученным страхом людям предстоит пройти по лесным тропам сотни километров, чтобы снова обрести надежду на спасение.

Актеры

Рецензия на фильм

Тропой Моисея


Июнь 1942 года, оккупированная немцами территория Беларуси. В деревне Долгиново фашисты проводят карательную операцию по ликвидации еврейского гетто, в ходе которой расстреливают несколько тысяч евреев. Выжившие — не более 300 человек — бегут в окрестные леса, ища защиты у партизан. Однако у тех нет ресурсов для помощи, поэтому командиры принимают решение перевести гражданских через линию фронта. Ответственным за этот переход назначается Николай Киселев.

Задача оказывается практически невыполнимой: 278 человек, большинство из которых старики, женщины и дети (к тому же сильно истощенные) должны были пройти по лесам и болотам почти полторы тысячи километров. Несколько раз группа попадала в засады, из-за чего погибло более пятидесяти евреев. 218 беженцев Киселеву все-таки удалось спасти: в благодарность за это Международный институт по изучению холокоста присвоил ему звание Праведника народов мира в 2005 году.

В СССР, однако, об этом переходе предпочитали не говорить. Рассказывать о нем не торопился и сам Киселев: по словам режиссера Сергея Урсуляка, в послевоенное время подвиг по спасению евреев мог бы стать отягчающим обстоятельством и сильно подпортить биографию. К тому же после выхода из немецких тылов у Николая Киселева начались проблемы: его кандидатурой сильно заинтересовалась военная контрразведка. Если бы не заступничество тех, кого он перевел через линию фронта, дело могло закончиться сроком.

Впрочем, об этих подробностях «Праведник» скромно умалчивает: фильм режиссера Сергея Урсуляка и сценариста Геннадия Островского концентрируется на самом переходе и на присвоении Киселеву звания праведника. Вторая история выполняет функцию рамки, обрамляющей основной сюжет: нас перебрасывают в начало 2000-х, когда один из 218 выживших, Моше Таль, отказывается давать показания в пользу Киселева из-за полудетских обид. Правда, такой прием трудно назвать однозначным. С одной стороны, он должен приблизить события тех времен к нашим дням и к нам самим. На деле же эффект приближения не срабатывает: в итоге второй сюжет утяжеляет и без того громоздкую конструкцию фильма и увеличивает хронометраж до двух с половиной часов.

Зато основная история заряжена сильными эмоциями и сделана максимально честно. В ней нет какого-либо нарочитого патриотизма, а есть живые люди со своим ворохом проблем и предубеждений. К примеру, одним из самых ярких героев фильма становится персонаж Евгения Ткачука — урка из Тагила по кличке Ферзь, который относится к евреям, мягко говоря, настороженно. Любовь перекраивает его практически полностью: неожиданно для себя Ферзь влюбляется в молодую еврейку — да так сильно, что готов играть свадьбу по еврейским обычаям.

Благодаря Александру Яценко образ Киселева тоже получился живым и емким: перед нами обычный бухгалтер, у которого нет желания идти на рожон и получать звание героя посмертно. И все же он берется за задание, которое считает невыполнимым, потому что не может бросить людей в безвыходной ситуации — и находит в себе силы защитить тех, кто рядом. Те же силы находятся и у рядовых участников перехода, которые явно не родились солдатами и совершенно не приспособлены к военным походам — ради своих близких они оказываются способными на очень многое.

Правда, есть в фильме и не совсем убедительные персонажи. К примеру, основной антагонист — фашистский офицер-аристократ, помешанный на искусстве и на уничтожении евреев. Он слишком сильно напоминает ожившую карикатуру, что мешает поверить в происходящее. Есть вопросы и к герою Сергея Маковецкого, сыгравшего в картине очередного Фиму из «Ликвидации». Понятно, что этот персонаж отвечает в картине за юмор, без которого на войне просто не выжить. Однако в итоге он получился слишком анекдотичным и не всегда вписывается в стилистику фильма.

Как бы то ни было, «Праведник» все-таки сделан на порядок интереснее и честнее, чем многие современные фильмы о Великой Отечественной. Поэтому если у вас есть возможность — постарайтесь картину не пропустить.

Открыть рецензию

Трейлер

Кадры из фильмa