5 режиссеров, которые пересняли собственные фильмы | Кино | Time Out
Кино

5 режиссеров, которые пересняли собственные фильмы

Стас Погорский 1 октября 2020
5 мин
5 режиссеров, которые пересняли собственные фильмы
Такаси Симидзу и Сара Мишель Геллар на съемках второй версии фильма «Проклятие», фото: wiki

Современный Голливуд выпускает ремейки известных картин так часто, что кажется, будто новые произведения уже не выходят. Альтернативная съемочная команда, вывернутый наизнанку сценарий, иногда даже смена жанра: получается знакомый, но все-таки другой фильм. Однако изредка ремейки снимают авторы оригинала — причем по своей собственной инициативе. Time Out вспомнил 5 режиссеров-перфекционистов, которые провели масштабную работу над ошибками.


Такаси Симидзу

(«Проклятие» 2000 года / «Проклятие» 2004 года)

Примерно в начале нулевых Голливуд узнал, что хоррор-фильмы можно снимать без фокуса на шокирующие и кровавые сцены: японские режиссеры делали ставку на атмосферу и саспенс. Одной из таких «пугающих иначе» лент стал «Звонок» Хидэо Накаты — и вскоре появился его западный ремейк, ставший крайне прибыльным в прокате.

Глядя на успех адаптации, автор другого культового хоррора «Проклятие» Такаси Симидзу захотел повторить эту операцию со своим собственным фильмом — причем снять новую версию он вызвался сам. Ведь логично предположить, что зрители охотнее пойдут на ремейк, если его сделал создатель оригинала.

В фильме с Сарой Мишель Геллар Симидзу изменил структуру повествования: японское «Проклятие» показывает скорее серию преследований людей призраком, связанных между собой весьма относительно. Новый сценарий получился куда более логичным и цельным. Героиня пытается разобраться, почему странные события происходят именно с ней, при этом на фоне развиваются несколько второстепенных сюжетных линий. Режиссер также поменял концовку — она стала ближе к финалу сиквела японского оригинала.

Обе версии получили смешанные отзывы: по мнению фанатов, каждое «Проклятие» имеет собственные сильные стороны, поэтому сравнивать их сложно.


Майкл Манн

(«Сделано в Лос-Анджелесе» 1989 года / «Схватка» 1995 года)

Обычно люди делятся на защитников оригинала и ремейка, но это — совсем другой случай. Зрительский консенсус однозначен: «Сделано в Лос-Анджелесе» был лишь пробной версией или репетицией фильма 1995 года, который, как водится, оказался намного лучше во всем.

Картина 1989 года изначально была пилотом сериала для NBC — однако его так и не запустили, поэтому проект переделали в ТВ-фильм. У него тот же сюжет о противостоянии двух гениальных преступников и лучшего детектива города, и даже имена персонажей в обеих версиях почти не отличаются. Зато разница в бюджете и масштабе бросается в глаза: «Сделано в Лос-Анджелесе» часто выглядит дешево, в фильме используется не совсем подходящая музыка и в целом чувствуется зажатость действия из-за выбранного формата. Хотя сложно отрицать, что у оригинальной версии есть некий особенный шарм.

Вышедшая 6 лет спустя «Схватка» отличается от картины 1989 года так же, как детский рисунок от холста выпускника художественной школы. Манн заметно вырос как режиссер, в его распоряжении оказался большой бюджет и именитые актеры вроде Аль Пачино и Роберта Де Ниро. В результате просто хороший триллер превратился в классику кинематографа.


Альфред Хичкок

(«Человек, который слишком много знал» 1934 года / «Человек, который слишком много знал» 1956 года)

В фильмографии Хичкока можно проследить множество общих тем и постепенно развивающийся общий стиль, так что неудивительно, что знаменитый режиссер однажды решил снять ремейк собственной ленты. В книге французского кинорежиссера Франсуа Трюффо о творчестве Альфреда сам Хичкок назвал оригинал «работой талантливого любителя», оценив ремейк как «работу профессионала».

Картины получились довольно разными. Их объединяет общая сюжетная канва, зато детали вроде мест действия и даже профессии главного героя отличаются. Это произошло из-за того, что Хичкок попросил сценариста ремейка не смотреть оригинальный фильм и рассказал ему лишь про несколько ключевых сюжетных поворотов, от которых следовало оттолкнуться.

Также отличается и стиль: версия 1956 года пронизана духом 50-х, а также снята более изысканно и точно, поскольку Хичкок к тому времени стал гораздо опытнее и изобретательнее.

Многие фанаты находят сценарий и стиль оригинального «Человека, который слишком много знал» более привлекательными, но в целом обе картины заслуживают внимания.



Михаэль Ханеке

(«Забавные игры» 1997 года / «Забавные игры» 2007 года)

Австрийские «Забавные игры» Ханеке можно назвать «большим прорывом» режиссера, к тому же это просто культовое кино. Сюжет прост: счастливая женщина, ее муж и их ребенок отдыхают в загородном доме у озера. Однажды к ним стучатся двое доброжелательных на вид юношей, которые просят одолжить несколько яиц. Вскоре гости вламываются в дом, связывают всех членов семьи и начинают их пытать, называя это забавной игрой.

Ханеке сделал посыл картины очевидным: это не «пыточное порно», а, напротив, комментарий о засилии жестокости в кино. Точнее, о том, что людям почему-то нравится на такое смотреть. Несколько раз персонажи напрямую обращаются к зрителям, стыдя их и заставляя задуматься о своей извращенной натуре — режиссер буквально читает нотации своей аудитории.

Именно из-за неприкрытого укора лента и стала известной. Неудивительно, что у нее есть как ярые защитники, так и ненавистники — последние посчитали морализаторство режиссера слишком высокомерным и даже непристойным.

10 лет спустя Ханеке получил финансирование на американский ремейк фильма. Роли родителей на этот раз исполнили Наоми Уоттс и Тим Рот, но в остальном все осталось практически неизменным — это один из примеров покадровых ремейков.


Сэм Рэйми

(«Зловещие мертвецы» 1981 года / «Зловещие мертвецы 2» 1987 года)

Дебют Рэйми в большом кино был запоминающимся: первых «Мертвецов» сделали с крошечным бюджетом, но картине удалось запустить новое поколение хорроров, совершить революцию в технике съемки и показать, что выпускать фильмы для домашнего видеопроката — хорошая идея. Казалось, что после этого режиссер выпустит сиквел с большим бюджетом, но Рэйми оступился: релиз провальной криминальной комедии «Волна преступности» практически похоронил его карьеру.

Чтобы спасти положение, Сэм вернулся к своему первому хиту и наконец снял вторую, более дорогую часть. Точнее, несмотря на «2» в названии, фильм оказался скорее именно ремейком — таким безопасным способом Рэйми перезапустил сам себя и напомнил миру о своем таланте. Заодно в «сиквеле» удалось довести до совершенства все аспекты оригинала и подробнее раскрыть мифологию вселенной, придуманной режиссером в 1981 году. Практически единогласно считается, что «Зловещие мертвецы 2» лучше.

  • Спецпроект