Мумия карьеры. 5 культовых фильмов «плохих» режиссеров | Кино | Time Out

Мумия карьеры. 5 культовых фильмов «плохих» режиссеров

Алиса Нурова   20 марта 2023
9 мин
Мумия карьеры. 5 культовых фильмов «плохих» режиссеров
Милла Йовович, кадр из фильма «Обитель зла» Фото: legion-media.ru
Быть режиссером одного шедевра та еще участь: вроде бы печально за всю жизнь снять только одно успешное кино, а с другой стороны, у некоторых и это за всю жизнь не получается. В марте празднуют день рождения сразу несколько человек, которые ровно один раз смогли порадовать зрителя чем-то выдающимся, после чего их карьера заглохла. Гор Вербински, Стивен Саммерс, Пол Андерсон – великие имена, но кто помнит у них больше одного фильма? Time Out вспоминает отличные фильмы именинников и их коллег, которым в карьере по сути повезло ровно один раз, зато как!

Гор Вербински, «Пираты Карибского моря»

Кадр из фильма «Пираты Карибского моря»

В юности Гор Вербински увлекался музыкой, фанател от Black Sabbath и играл на гитаре в нескольких панк-рок группах. Ему было 15 лет, когда он по-настоящему увлекся кинематографом и снял несколько короткометражек вместе с друзьями. Ради этого юному режиссеру пришлось продать любимую гитару, чтобы на вырученные деньги купить свою первую камеру.

Отучившись в киношколе при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, Вербински получил работу в качестве режиссера музыкальных клипов и рекламных роликов. Его реклама для Budweiser даже была награждена Серебряным львом в Каннах. Полнометражный дебют тоже получился удачным: наивная семейная комедия «Мышиная охота» была хорошо принята зрителями и окупила бюджет в три раза. Вербински закрепил свой успех хитовым боевиком «Мексиканец» с Джулией Робертс и Бредом Питтом и ремейком культового японского хоррора «Звонок», после чего Disney Pictures пригласила талантливого режиссера присоединиться к съемкам «Пиратов Карибского моря».

К началу 2000-х пиратский жанр считался безвозвратно устаревшим, так что многие пророчили фильму кассовый провал. Однако приключения Джека Воробья не только побили все рекорды по сборам, но и принесли съемочной группе пять номинаций на премию «Оскар», сделав Вербински самым востребованным режиссером Голливуда. Тем печальнее, что пиратская трилогия стала его первым и последним настоящим триумфом.

Вербински нельзя назвать плохим режиссером. Одним из его достоинств можно считать потрясающее умение работать со своими актерами и отстаивать их перед начальством. Именно он убедил Disney, что образ Джека Воробья, сыгранный Джонни Деппом в «Пиратах», станет ключевым для успеха фильма, а игра Джеффри Раша и Билла Найи поистине стала главным украшением последовавших сиквелов. Кроме того, он одинаково хорошо справляется и со скромными независимыми проектами, и с блокбастерами.

Кадр из фильма «Пираты Карибского моря», Джеффри Раш

В то же время Вербински словно преследуют неудачи. Большинство его проектов проходили через настоящий бюрократический ад, многократное переписывание сценариев, смену концепций, раздувание или сокращение бюджета, проблемы с правами, несчастные случаи на площадке и многое другое. В итоге те немногочисленные фильмы, которым удалось дожить до выхода на экраны, получили смешанные отзывы от критиков и провалились в прокате. И, несмотря на все палки, вставляемые в процессе производства самими студиями, крайним всегда оказывался именно Вербински.

Как следствие, гиганты кинопроизводства отказались работать с режиссером, а сам он ушел в длительный творческий отпуск, так и оставшись в памяти зрителя человеком, снявшим «Пиратов Карибского моря».


Пол Андерсон, «Обитель зла»

Кадр из фильма «Обитель зла»

Похожая история у британского кинорежиссера, любителя научной фантастики и компьютерных игр Пола Андерсона. В 1995 году он громко заявил о себе всему миру, сняв боевик «Смертельная битва», по сюжету которого шаолиньский монах, голливудский актер и агент спецназа спасают мир от вечной тьмы. Продюсеры предпочли никому не известного Андерсона нескольким режиссерам, успевшим зарекомендовать себя в индустрии, после выхода его дебютного фильма «Шоппинг», который, по их мнению, продемонстрировал нестандартный подход британца к материалу, свежий стиль и способность ограничиваться небольшим бюджетом. В итоге фильм стал кассовым хитом, не разделив печальную судьбу адаптаций последних лет, вроде «Супербратьев Марио» и «Двойного дракона». Критики также благосклонно отнеслись к картине, похвалив за атмосферу, боевую хореографию и визуальные эффекты.

Успех «Смертельной битвы» предоставил Андерсону большую свободу в выборе будущих проектов. Режиссер снял парочку проходных научно-фантастических боевиков, прохладно принятых публикой, прежде чем взялся за адаптацию компьютерной игры «Обитель зла».

«Я больше месяца не выходил из квартиры, даже не отвечал на телефонные звонки, потому что ни на секунду не мог оторваться от игры. Мои друзья уже начали серьезно беспокоиться. Я прошел первые три части и буквально помешался. Когда месяц спустя я, наконец, вышел из дома – с длиннющей лохматой бородой и красными от недосыпа глазами, первой моей фразой было: “Кто-то должен снять об этом кино”», – рассказал режиссер в интервью.

Андерсон сам написал сюжет, почти не включавший каноничных персонажей, что до сих пор подвергается критике со стороны фанатов игры, придумал новую главную героиню и согласился на весьма скромный бюджет, своей сговорчивостью выбив из режиссерского кресла Джорджа Ромеро. В итоге «Обитель зла» не только собрала отличную кассу, но и развилась в собственную оригинальную франшизу. Спустя 20 лет после выхода фильма первая часть зомби-хоррора до сих пор считается одной из лучших киноадаптаций по компьютерным играм. К сожалению, она же стала последней по-настоящему прорывной работой Пола Андерсона.


Стивен Соммерс, «Мумия»

Кадр из фильма «Мумия»

Карьера Стивена Соммерса началась в 90-х после выхода на экраны двух адаптаций классических детских рассказов – «Приключений Гека Финна» и «Книги джунглей». Фильмы не сумели добиться большой популярности, но критики похвалили режиссера за сценарий и постановку. Несколько лет после дебюта Соммерс занимался в основном написанием сценариев, пока Universal Pictures не предложила ему заняться разработкой ремейка картины 1932 года «Мумия». Режиссер с энтузиазмом взялся за работу, провел собственные исследования, пригласил в качестве консультанта профессора археологии, чтобы сделать древнеегипетский язык максимально достоверным, уговорил продюсеров отказаться от идеи простого осовременивая исходного сценария и превратить банальный хоррор в остросюжетный приключенческий боевик. Студии так понравился подход Соммерса, что ему не только одобрили концепцию, но и увеличили бюджет.

Обновленная «Мумия», как и последовавший сиквел «Мумия возвращается», имела смешанные отзывы критиков, но при этом стала кассовым хитом, в несколько раз окупив бюджет. На волне успеха Соммерс собирался окончательно покорить Голливуд, взявшись за съемки мрачного фэнтези «Ван Хельсинг». Продюсеры делали большую ставку на этот проект: Universal планировала развить историю об охотнике за нечистью в целую вселенную, включающую многочисленные сиквелы, телешоу, видеоигры и даже тематический парк аттракционов. Увы, фильм провалился в прокате, похоронив не только планы на перспективную франшизу, но и карьеру Соммерса.

Кадр из фильма «Мумия»


Шон Каннингем, «Пятница, 13-е»

Кадр из фильма «Пятница, 13-е»

Дебютная работа Каннингема в качестве режиссера не удостоилась особой реакции зрителей, да и критики обошли ее стороной, зато документальный фильм «Искусство брака» привлек внимание тогда еще никому неизвестного Уэса Крейвена. После знакомства два будущих популяризатора жанра слэшер решили объединиться, чтобы выпустить первый в карьере обоих фильм ужасов – «Последний дом слева». Вопреки их ожиданиям, картина получила довольно широкий прокат, из-за чего Крейвен и Каннингем, выступавший в качестве продюсера, подверглись резкой критике за содержание и чрезмерно реалистичное изображение насилия.

После столь негативного опыта Крейвен решил вовсе отречься от жанра ужасов (что ему, к счастью, не удалось), а Каннингем почти на пять лет пропал из киноиндустрии. Вернувшись, он выпустил несколько комедий, которые ругали за посредственную актерскую игру и унылый сценарий, а в 1980 году вдруг выдал первый и единственный бриллиант в своей карьере, один из лучших слэшеров всех времен – кровавый хоррор о маньяке Джейсоне Вурхисе «Пятница, 13-е».

По мнению критиков, режиссура Каннингема довольно небрежна и в этом фильме, но нельзя отрицать, что «Пятница, 13-е» стала фундаментальной классикой, сумевшей дать толчок культовой франшизе, которая остается популярной по сей день.


Джон Мактирнан, «Крепкий орешек»

Кадр из фильма «Крепкий орешек»

Нельзя назвать Джона Мактирнана однозначно плохим режиссером, совсем не оправдавшим надежд зрителей. Его карьера стремительно стартовала в конце 80-х с триллера «Бродяги», который стал дебютным не только для самого режиссера, но и для Пирса Броснана, сыгравшего в нем первую главную роль. Фильм не был особенно тепло принят публикой, однако Арнольд Шварценеггер настолько впечатлился напряженной атмосферой кино, что нанял Мактирнана для режиссуры «Хищника». После выхода критики окрестили картину банальной и ужасно скучной, несмотря на неплохие сборы. Впрочем, в последующие годы их отношение к фильму сильно потеплело.

Мактирнан постарался как можно прочнее закрепиться в Голливуде, чтобы не прослыть любителем, чей успех оказался случайным и одноразовым, поэтому следующим его проектом стал перспективный сценарий боевика «Крепкий орешек». Изначально студия планировала снять продолжение криминального фильма Фрэнка Синатры «Детектив» с ним же в главной роли, однако актер в силу возраста отказался от предложения. Несколько месяцев сценарий кочевал от агента к агенту, однако рассматриваемые в качестве претендентов Сталлоне, Харрисон Форд, Ричард Гир, Клинт Иствуд и Дон Джонсон один за другим отказывались от участия. Так сценарий попал к малоизвестному тогда Брюсу Уиллису, и звезды сошлись.

Кадр из фильма «Крепкий орешек»

«Крепкий орешек» стал безоговорочным хитом, породившим четыре сиквела и множество самостоятельных фильмов с идентичной концепцией «небогатый одинокий парень сражается с врагами в замкнутом пространстве». Например фильм «Пассажир 57» с Уэсли Снайпсом многие называют не иначе, как «Крепкий орешек в лодке», а «Скалолаз» с Сильвестром Сталлоне – «Крепкий орешек на горе». Режиссура Мактирнана и незатейливое обаяние Брюса Уиллиса превратили стандартный боевик в бесконечно цитируемый, невероятно напряженный рождественский фильм, который заслуживает каждое хвалебное слово, полученное за эти годы.

Последующие проекты режиссера не смогли приблизиться к успеху «Крепкого орешка», хотя некоторые из них провальными назвать нельзя. Возможно, со временем в его руки попал бы отличный сценарий, благодаря которому Мактирнан вернулся бы на голливудский пьедестал, но в апреле 2006 года режиссер был обвинен в незаконном прослушивании продюсера Чарльза Ровена и даче ложных показаний. За это он получил год тюрьмы. На репутации и карьере был поставлен крест.

В оформлении статьи были использованы фото с сайта legion-media.ru.