5 причин смотреть сериал «Перевал Дятлова» — новый проект создателей «Эпидемии» и «Колл-центра» | Кино | Time Out
Кино

5 причин смотреть сериал «Перевал Дятлова» — новый проект создателей «Эпидемии» и «Колл-центра»

Тимур Алиев 16 ноября 2020
6 мин
5 причин смотреть сериал «Перевал Дятлова» — новый проект создателей «Эпидемии» и «Колл-центра»
С 16 ноября на телеканале ТНТ и на платформе Premier выходит сериал «Перевал Дятлова» продюсеров Валерия Федоровича и Евгения Никишова. Проект будет представлен в двух версиях — 16+ для телевидения и 18+ для онлайн-платформы. Time Out разбирается, в чем особенности новой телевизионной интерпретации трагических событий, произошедших с группой туристов в 1959 году.

Разгадка одной из главных тайн Советского Союза

Как бы фантастически это ни звучало, авторы сериала обещают рассказать, что именно произошло с «дятловцами» той злополучной зимой, когда они отправились на Урал покорять две труднодоступные горные вершины. По словам продюсеров, они изучили все наиболее популярные неофициальные версии, а также ознакомились с материалами уголовного дела, рассекреченного в начале 90-х годов. В итоге сценарист сериала Илья Куликов пришел к своему варианту гибели туристов, скорее всего отличному от официального вердикта «Причиной гибели туристов явилась стихийная сила, преодолеть которую туристы были не в состоянии».

Вся съемочная группа должна была в обязательном порядке знать от корки до корки «Библию проекта» — так называемый технический документ, в котором были собраны все материалы по этому загадочному делу. Авторы рассказали, что «Библия» уже переведена на английский язык, поскольку тайна перевала Дятлова давно стала популярным феноменом не только в России, но и за ее пределами. Мировая премьера сериала состоялась в рамках основного конкурса Женевского кинофестиваля в Швейцарии, где им уже заинтересовались иностранные продюсеры.

Новые лица в режиссерском кресле

Для Федоровича и Никишова этот сериал стал не только очередным продюсерским проектом, но и пробой режиссерского «пера». За плечами у руководителей кинокомпании 1-2-3 Production, экс-Premier Studios, самые разнообразные фильмы и сериалы — от кинотрилогии «Гоголь» и социальной драмы «Обычная женщина» до эротической ленты «Верность» и научно-фантастического сериала «Эпидемия», проданного на Netflix и расхваленного писателем Стивеном Кингом.

Именно «Перевал Дятлова» стал для Валерия Федоровича и Евгения Никишова поворотным проектом. Продюсеры взялись и за режиссуру сериала, сняв все нечетные эпизоды первого сезона. Постановкой четных серий занимались Павел Костоваров и Степан Гордеев, до этого работавший в команде 1-2-3 Production монтажером. Вследствие этого четные и нечетные серии сезона выполнены в своей собственной стилистике, отличающейся друг от друга. Единственным связующим звеном между ними становятся, собственно, туристы во главе с Игорем Дятловым: в одном случае уже погибшие, в другом — еще живые.


10 главных сериалов ноября по версии Time Out

Нас ждут Кейли Куоко в роли подозреваемой в убийстве бортпроводницы, монахини в Гималаях и амбициозный сериал про становление Древнего Рима.

Читать статью


Два сюжета в одной истории

Разделенная между двумя режиссерскими дуэтами, история трагедии «дятловцев» разбита по хронологии. В «цветной» половине сезона — первый, третий, пятый и седьмой эпизоды, — поставленной Федоровичем и Никишовым, главными действующими лицами становятся майор КГБ Олег Костин в исполнении Петра Федорова и медицинский работник Екатерина, которую сыграла Мария Луговая. Приехавший из столицы Костин, в прошлом ветеран Великой отечественной войны, старается скрыть свои истинные мотивы пребывания здесь. Федорович и Никишов превращают его похождения в нуарный советский детектив. Он прячется за условной должностью помощника прокурора и модной широкополой шляпой, но то и дело проявляет невиданную для местных коллег проницательность в расследовании трагедии. Рядом с ним медэксперт Екатерина — скромная, молчаливая спутница, потерявшая на войне мужа и в одиночку воспитывающая сына. Девушка довольно оперативно попадает в сети харизматичного столичного КГБшника. Еще немного, и напряжение между Костиным и Екатериной можно будет сравнить с отношениями героев «50 оттенков серого». Но режиссеры уверенно направляют персонажей по сюжетной тропе, не пересекая невидимых зрителю границ.

В «черно-белой» части «Перевала Дятлова» — второй, четвертый, шестой и восьмой эпизоды, — за режиссуру которой отвечали Костомаров и Гордеев, перед зрителем открывается совершенно другое кино. Рамки экрана сожмутся до формата 4:3, изображение с избытком наполнится зерном крупного и среднего размера — съемки на пленку здесь становятся особенно заметны по сравнению с «цветной» половиной сезона. «Дятловцы» только собираются идти в поход и еще даже не сели на поезд. Члены спортклуба Уральского политехнического института радуются жизни в атмосфере хрущевской оттепели. Костомаров и Гордеев старательно воссоздают дух эпохи, реконструируя поход по сохранившимся дневниковым записям. Эти четыре серии с первых минут погружают в советское кино 50-60-х.

Советская стилистика

Деталям происходящих событий авторы уделили огромное внимание. Личные вещи туристов и фотографии настоящих «дятловцев», орудия охотников-манси и быт поселений вольноотпущенных и ссыльных, с которыми встречаются члены спортклуба по пути к горе — все выдержано в атмосфере того времени. В «черно-белой» части сериала зритель будто следует за героями с ручной пленочной камерой; в «цветной» — внимательно изучает поведение и мотивы дуэта КГБшника и медэксперта, находясь с ними и в морге, и в комнате допроса, и за обеденным столом.

Оператор сериала Глеб Филатов — ранее он снимал «Быка» Бориса Акопова и сериал «Колл-центр» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова — делает визуальные отсылки то к «Девчатам» Чулюкина, то к «Неотправленному письму» Калатозова. Особенного внимания заслуживает сцена «допроса» Золотарева, персонажа Егора Бероева. Подозрительного персонажа прикрепили к «дятловцам» в последнюю очередь, и один из ссыльных намекнул, что тот особист, и хорошо бы держать ухо востро. Вчерашние студенты прямо-таки взрослеют в один миг, вероятно, впервые столкнувшись лицом к лицу с представителем госорганов. Филатов выстраивает этот эпизод так, что грех не вспомнить знаменитую сцену допроса Штирлицем радистки Кэт из «Семнадцати мгновений весны».


Лучшие сериалы по версии Time Out

Time Out подготовил ультимативный гид по малому экрану, в котором собраны новинки месяца, лучшие сериалы Netflix, HBO, Amazon, Showtime и BBC, а также проверенные временем хиты из 90-х.

Читать статью


Фантастические флэшбэки

Вишенкой на торте становятся военные флэшбэки, значительно расширяющие внутренний мир «Перевала Дятлова». Учитывая, что майор Костин никогда не существовал в реальности и является собирательным образом, достаточно интересно наблюдать за его «подвигами» во времена Великой Отечественной войны. Благодаря этому зрителю становится проще понять мотивы его поступков в настоящем. Обратная сторона флэшбэк-историй — прошлое героя Егора Бероева, также напрямую связанное с нацистами и одним из их «оккультных отрядов», захваченных в плен.

И Костин, и Золотарев столкнутся с миром иррационального, законы которого напрочь противоречат здравому смыслу и логике. Так, герой Петра Федорова начнет расстреливать внезапно очнувшегося нацистского офицера. На звуки выстрелов прибегут сослуживцы и с удивлением отметят, что Костин расстрелял сидящий труп, который вряд ли двигался. В то же время Золотарев, увидев идущего по воде призрака убитого им вышестоящего по званию офицера, спасется от бомбежки и останется в живых. Его секрет — в кольце, «прячущем» его владельца от смерти. Эти двое живут с памятью о войне. Вряд ли их душевные и физические раны затянулись ко времени туристического похода.

Реклама