Жизнь в дороге: 9 отличных роуд-муви | Кино | Time Out
Кино

Жизнь в дороге: 9 отличных роуд-муви

Анастасия Лабурец 17 марта 2021
7 мин
Жизнь в дороге: 9 отличных роуд-муви
Кадр из фильма «Борат: изучение американской культуры на благо славного народа Казахстана»
Закрытые в связи с пандемией границы оставляют нам только одну возможность — вспоминать о прошлых путешествиях. Однако наша редакция не может позволить вам унывать и предлагает вновь почувствовать дух приключений. Time Out выбрал несколько достойных роуд-муви для вечернего просмотра.

«Маленькая мисс Счастье», 2006

Используя элементы роуд-муви, семейной комедии и истории о взрослении, фильм Джонатана Дэйтона и Валери Фэрис рассказывает о неблагополучной семье. Отец Ричард зациклен на своей теории о «девяти шагах успеха», мать Шэрил — заядлая курильщица, которая пытается совладать с царящим в доме безумием, а ее брат Фрэнк склонен к самоубийству. Однако и это еще не все семейные странности — сын пребывает в постоянном молчании и читает Фридриха Ницше, а дедушка балуется запрещенными веществами. Посреди этого балагана — семилетняя Олив, которая мечтает попасть на конкурс красоты. Ради того, чтобы исполнить заветное желание девочки, родственники садятся в ярко-желтый фургон и направляются в жаркую Калифорнию.

Это одно из тех путешествий, где все, что может пойти не так, идет не так. Наряду с радостными моментами героев ждет разочарование и даже столкновение со смертью, но каким-то чудесным образом семья решает остаться сплоченной до самого конца. Да, каждый из ее членов далеко не идеален, но они готовы двигаться дальше с высоко поднятой головой.


«Мой личный штат Айдахо», 1991

Майк Уотерс и Скотт Фэйвор — хастлеры. Мужчины оказывают сексуальные услуги за вознаграждение. Скотт – сын мэра, бунтующий против зажиточного мира отца, в то время как Майк происходит из небогатой семьи, страдает нарколепсией и влюблен в своего спутника. В один день герои решают отправиться на поиски матери Майка.

По сути, «Мой личный штат Айдахо» — это история о поиске себя и потерянного дома, вернуться в который уже невозможно. Эта дорога символизирует внутреннее путешествие Майка от хрупкой юности к опасной взрослости, а фильм — еще и обещание Америки защищать своих граждан, в особенности наиболее уязвимых.


«Беспечный ездок», 1969

Этот фильм положил начало эпохе Нового Голливуда и был сделан за небольшие деньги без поддержки голливудских студий. На момент съемок режиссер Деннис Хоппер злоупотреблял алкоголем и наркотиками, а актеры курили настоящую марихуану.

Кинематограф 70–80-х годов:

10 знаковых фильмов Нового Голливуда

Двое байкеров держат путь в Новый Орлеан после того, как нажились на контрабанде запрещенных веществ в Мексике. Консервативные южане видят в них чужаков, поэтому Уайатт и Билли вынуждены ночевать под открытым небом. Абсолютно свободные, герои постоянно находятся в пути, то есть в бесконечном поиске. В путешествии они заново открывают Америку, где душный истеблишмент соседствует с молодым поколением, изголодавшимся по переменам.


«Дикие сердцем», 1999

Дэвид Линч экранизировал одноименный роман Барри Гиффорда о двух любовниках. Сексуальная Лора Дерн и харизматичный Николас Кейдж хотят сбежать от авторитарной матери девушки, но по дороге встречают несколько серьезных препятствий, которые могут разорвать их отношения. Лента была отчасти вдохновлена любимой сказкой Линча — «Волшебник страны Оз». Лула носит красные туфельки и в момент опасности, словно Элли, стучит каблучками. Ее мать Мариэтта летает на метле и носит остроконечные ботинки, как у злой ведьмы. А в финале появляется добрая волшебница.

Будучи известным сюрреалистом, режиссер экспериментирует со стилистикой ленты, привнося в нее визуальный хаос. Сверхкрупные планы перемежаются с наложением светофильтров, монтаж то ускоряется, то замедляется, и все действо пышет яркими красками, акцентируя внимание на красном — чтобы подчеркнуть огненный характер картины.

Линч создает собственный мир, в котором зло соседствует с добром, жестокость — с благородными порывами, и эти препятствия возникают на пути столь странного, страстного и абсолютно фантастического романа.


«Пустоши», 1973

Действие фильма о влюбленной паре в бегах разворачивается посреди пустынных пейзажей Южной Дакоты. Мусорщик Кит (Мартин Шин) и подросток Холли (Сисси Спейсек) скрываются от полиции после того, как молодой человек убивает отца девушки.

«Пустоши», или «Бесплодные земли», стали дебютной работой главного визионера современности Терренса Малика. В основу ленты легла реальная история Чарльза Старквезера и Кэрил Фьюгейт, совершивших серию убийств в 1958 году.

Режиссер использует прием ненадежного рассказчика. Пятнадцатилетняя Холли без особого энтузиазма пытается описывать произошедшее с ней и ее возлюбленным фразами из модных журналов и любовных романов, и подчас ее слова не соответствуют показанному на экране. Кит — типичный представитель поп-культуры: в одной из сцен он выглядит как молодой бунтарь в образе Джеймса Дина или Марлона Брандо, одетый в белую футболку и джинсы и с сигаретой во рту. Оба персонажа пытаются подражать своим кумирам, но зачастую излагают банальности, что обнажает скудность их интеллекта.

Малик говорит о первой влюбленности, но совершенно не романтизирует своих персонажей. Кит и Холли будут бесконечно рады стать национальными героями, однако кажутся оторванными от реальности. В своей простоте и отсутствии мотивации они, несмотря на все свои деяния, даже вызывают симпатию.


«Борат», 2006

Фильм «Борат: изучение американской культуры на благо славного народа Казахстана» был либо опережающим свое время, либо вневременным в своем пасквиле на ксенофобию, гомофобию и ультрапатриотизм американцев. Саша Барон Коэн играет казахстанского журналиста Бората Сагдиева, который по приказу Министерства информации Казахстана отправляется в США снимать репортаж. Увидев по телевизору серию «Спасателей Малибу», герой влюбляется в Памелу Андерсон и решает на ней жениться.

Отходя от значения дороги как символа протеста и поиска себя, Саша Барон Коэн превращает путешествие в насмешку над великой Америкой, а сам Борат не выносит из него никаких уроков.


«Простая история», 1999

В одной из самых необычных лент Дэвида Линча Ричард Фарнсуорт играет одинокого пожилого мужчину, который на газонокосилке отправляется улаживать десятилетнюю вражду со своим братом. Эта простая история основана на реальном событии. Осенью 1993 года житель Айовы Элвин Стрейт узнал, что его брат перенес инсульт. Пока обоих окончательно не подкосила старость, Элвин решил преодолеть триста миль и помириться с Лайлом. Из-за слабого зрения мужчина не мог водить автомобиль, поэтому для передвижения использовал газонокосилку.

Картина спокойно фиксирует течение времени и поднимает вопрос о значении семьи для человека. Настроение фильма находится в диапазоне между меланхолией и проблесками наслаждения.

В истории найдется место и ужасам старости, и трудностям повседневной жизни, но Элвин научился справляться с ними. На открытой дороге начинается дождь, и он паркует свой транспорт в заброшенном сарае на обочине. Хотя мужчина ничего не говорит, мы знаем — он больше благодарен за убежище, чем расстроен из-за дождя. Из-за этого «Простая история» становится самым человечным фильмом Линча на сегодняшний день.


«Более странно, чем в раю», 1984

Второй полнометражный фильм Джима Джармуша следует за Вилли и его другом Эдди. Они отправляются в Кливленд, чтобы навестить Еву — двоюродную сестру Вилли из Венгрии.

Картина снята на высококонтрастную черно-белую пленку, которая отчетливо фиксирует нелицеприятный облик страны: облупившаяся краска, грязная плитка, ковры, покрытые сажей. Три центральных персонажа непосредственно связаны с этой средой — их одежда неразличима, а речь искажена. Черно-белая стилистика передает чувство пустоты и душевного холода. Герои хотят найти рай, но в итоге ходят по кругу, постоянно возвращаясь в исходную точку.


«Такси», 2015

За рулем такси сидит иранский кинорежиссер-диссидент Джафар Панахи. Хладнокровно обходя ограничения, он помещает камеру на приборную панель своего автомобиля и снимает пассажиров, которых возит по Тегерану. Зритель встретится с эксцентричным мужчиной, который вступает в дискуссию о смертной казни с пассажиркой; фанатом режиссера, который попытается завербовать его в сомнительный DVD-бизнес; и самоуверенной племянницей Панахи, которая должна снять свой фильм в соответствии с жесткими правилами национального кинематографа.

Неподвижная камера и длительные съемки не делают фильм скучным. Подобно ленте Джармуша «Ночь на Земле», «Такси» Панахи прославляет этих чудаков на заднем сиденье, разыгрывая трогательные и ироничные сцены. С улыбкой на лице режиссер наслаждается каждым мимолетным взглядом на окружающую его жизнь, в результате чего получается смелая и наводящая на размышления картина.