Социопат, неонацист, боец. Самые запоминающиеся образы Эдварда Нортона | Кино | Time Out

Социопат, неонацист, боец. Самые запоминающиеся образы Эдварда Нортона

Иван Афанасьев   18 августа 2021
5 мин
Социопат, неонацист, боец. Самые запоминающиеся образы Эдварда Нортона
Кадр из фильма «Призрачная красота»

Эдвард Нортон получил славу одного из самых сложных коллег по съемочной площадке, что, однако, не помешало ему трижды номинироваться на «Оскар» и получить «Золотой глобус». В день рождения актера Time Out решил изучить его послужной список и выбрать 10 лучших ролей.

Первобытный страх (1996, реж. Грегори Хоблит)

Не каждый актер умудряется с первой роли в кино сорвать куш в виде номинаций на Оскар, BAFTA и Золотой глобус, но Эдварду это удалось. Увлекательный фильм, начинающийся как традиционный процедурал о суде над невинным подростком, которого застали над трупом высокопоставленного священника. Но постепенно действие разворачивается в построенный на флешбеках триллер, в котором фигура героя Нортона, обвиняемого, раскрывается перед зрителем и главным героем, адвокатом Мартином Вейлом (Ричард Гир), с неожиданного ракурса.

Народ против Ларри Флинта (1996, реж. Милош Форман)

Яркого актера не могли не заметить, и следом Нортон меняется ролями с Ричардом Гиром — теперь он уже играет адвоката. Герой Эдварда защищал знаменитого бизнесмена Ларри Флинта (Вуди Харрельсон), выпускавшего скандально известный журнал Hustler. Фильм Милоша Формана не только о бунте против заскорузлости мышления — он еще и о дружбе. У героя Нортона особенная роль: с одной стороны, он играет типичного «дельца», ввязавшегося в защиту провокатора ради громкого дела в послужном списке, с другой — именно его человечность в итоге оказывается решающим фактором, который спасает Ларри Флинта от огромного штрафа.

Американская история Икс (1998, реж. Тони Кэй)

По мнению некоторых — лучшая роль Нортона за всю его карьеру. Устрашающе честная, отлично сыгранная и пугающая. Актер настолько убедительно вжился в роль американского националиста, что некоторые ультраправые сообщества даже избирали его персонажа в качестве ролевой модели — невзирая на то, что во второй половине фильма Дерек Виньярд отказывается от своих расистских взглядов. Видимо, настолько настоящим получился персонаж: он действительно пугает своим суровым видом, своей откровенной ненавистью, и поэтому его перемена так весома и значительна. Недаром за эту роль Нортон получил вторую номинацию на Оскар.

Бойцовский клуб (1999, реж. Дэвид Финчер)

Удивительно, как одна роль может повернуть все вспять. После выхода фильма Нортон проснулся не звездой, а настоящим символом поколения американского общества потребления. Его одновременно запоминающееся и, в то же время, типичное лицо «менеджера среднего звезда» идеально гармонировало с идеей бунта горожанина-потребителя, разочаровавшегося в «американской мечте». Тут, кажется, и говорить ничего не нужно: вкупе с Дереком Виньярдом из «Американской истории Икс» эти две роли Нортона формируют его облик как актера, который берет роли, требующие невероятных психологических трансформаций.

25-й час (2002, реж. Спайк Ли)

Еще одна выдающаяся роль: Нортон играет своеобразного антипода своего персонажа из «Американской истории Икс» — наркодилера, который в силу глупого стечения обстоятельств получил семь лет тюрьмы. Последний день, проведенный им на воле, становится временем для принятия запоздалых решений. На наших глазах персонаж буквально рождается заново — из потерянного человека он превращается в человека, нашедшего правильный путь, пускай и поздно. И благодаря Нортону мы проходим этот процесс духовной трансформации вместе с ним.

Иллюзионист (2005, реж. Нил Бергер)

Вышедший почти в один год с «Престижем», этот фильм вроде бы играл с ним на одном поле, но и не совсем. Если в картине Нолана был показан триллер о противостоянии двух искусных мастеров иллюзии, то герой Эдварда Нортона — принципиально другой персонаж: трагичный и фатальный. Эйзенхайм — джентльмен, который намерен помочь герцогине Софи бежать из нежеланного союза с высокомерным и жестоким принцем Леопольдом. Он — настоящий романтический идеал: ловкий, красивый и благородный человек, способный растопить сердце любой девушки.

Разрисованная вуаль (2006, реж. Джон Керран)

Вслед за красивым образом иллюзиониста и дамского угодника, Нортон презентовал образ диаметрально противоположный: невзрачный, не слишком интересный врач Уолтер, настолько жалкий, что даже жена не стесняясь ему изменяет. Но здесь снова проявляется склонность Нортона к удивительным психологическим трансформациям: постепенно в его герое обнаруживается невероятное благородство, которое меняет как главную героиню, так и людей вокруг. Фильм по роману Моэма — не банальная мелодрама, а история о верности и чести. И персонаж Нортона служит ее катализатором.

Невероятный Халк (2007, реж. Луи Летерье)

До «Мстителей» Халку не особенно везло с приемом зрителей: что фильм 2003 года, что перезапуск 2007 раскритиковали за чрезмерную мрачность и отход от канонов комиксов. Но на наш взгляд «Невероятного Халка» просто не поняли. Нортон, актер с мощным драматическим потенциалом, переписывал сценарий, стараясь привнести в него элементы греческой трагедии и сделать из ученого-монстра персонажа страдающего. Должно быть, именно это послужило причиной замены на Марка Руффало в следующих фильмах, но Халк в исполнении Нортона — это, вне всяких сомнений, одно из самых человечных воплощений персонажа комиксов на экране, наравне с Росомахой в «Логане» и грядущим Джокером в исполнении Хоакина Феникса.

Королевство полной луны (2012, реж. Уэс Андерсон)

Безусловно, у персонажа Нортона в шедевре Андерсона второстепенная роль, но немаловажная. Именно с подачи неравнодушного вожатого бойскаутов начинаются поиски пропавшего мальчика. Он будто пришел из «Бойцовского клуба»: невротичный, дерганый, постоянно дымящий сигаретами предводитель ребят. Типичный представитель категории «вечных детей», для которого служба в лагере стала делом всей жизни. Впоследствии похожего персонажа Нортон сыграет у Андерсона еще раз — в «Отеле Гранд Будапешт». Только на этот раз до абсурда загнавший самого себя в рамки дисциплины офицер будет служить условному злу, а не добрым детям.

Бердмэн (2014, реж. Алехандро Гонсалес Инъяритту)

На данный момент, пожалуй, вершина актерской карьеры Нортона. В образе дико вредного актера Бродвея Эдвард неожиданно раскрыл себя как комического артиста. «Бердмэн» вообще легко расхватывается на архетипы, но Майк Шайнер — это ходячий символ всего актерского сословия Голливуда. Капризный, до ужаса невыносимый и вообще отвратительный человек, от которого, впрочем, невозможно оторвать взгляд — настолько он притягателен. Особенно на контрасте с несчастным героем Майкла Китона. Ну и нельзя забывать сцену драки в трусах — такого гениального кривляния мы не припомним со времен Бастера Китона, которого Нортон иногда напоминает.