Лобстер, Агамемнон и киллер: 6 лучших ролей Колина Фаррелла | Кино | Time Out

Лобстер, Агамемнон и киллер: 6 лучших ролей Колина Фаррелла

Дмитрий Евстратов   31 мая 2023
8 мин
Лобстер, Агамемнон и киллер: 6 лучших ролей Колина Фаррелла
Кадр из фильма «Залечь на дно в Брюгге»
31 мая исполняется 47 лет ирландскому актеру Колину Фарреллу. И зрители, и кинематографисты никогда не были уверены в его невероятном таланте. Впрочем, Фаррелл все же ни разу за свою более чем 20-летнюю карьеру не попал на актерскую обочину, всегда умудрялся находить интересные проекты и быть востребованным артистом. А в 2022-м он и вовсе стал одним из главных актеров года, сыграв сразу в четырех отличных фильмах. Time Out поздравляет ирландца и рассказывает о шести лучших ролях из его фильмографии.

Рядовой Роланд Бозз («Страна тигров», 2000)

До 2000 года Колин Фаррелл появлялся на большом экране всего несколько раз, а заметных ролей в его карьере не было и вовсе. В основном ирландца можно было встретить на телевидении, но переломным оказался первый год нового тысячелетия: Фаррелл успешно прошел пробы на роль рядового Роланда Бозза в военном фильме Джоэла Шумахера «Страна тигров».

Действие ленты разворачивается в тренировочном лагере в Луизиане, где новобранцев готовят к войне во Вьетнаме. Это настоящее пекло для молодых парней: особые правила и законы центра не просто помогают воспроизвести военные условия, а натурально превращают клочок земли в филиал ада. Молодые люди становятся боевыми машинами, нормы морали уходят на второй план, а последующее направление во Вьетнам может показаться отпуском.

Именно герой Колина Фаррелла пытается противостоять этим адским жерновам. Он — ходячая харизма, пацифист и лидер, который никогда не сдастся и не даст в обиду своих товарищей.

Кажется, в этой роли Фаррелл ходит по лезвию ножа. Еще немного, и его персонаж станет Суперменом или Капитаном Америка с причитающимся набором личных характеристик. Однако актеру удается не превратить Роланда Бозза в типичного американского героя, из-за чего многие критики высоко оценили игру ирландца и пророчили ему звездное будущее в кино.


Стю Шепард («Телефонная будка», 2002)

Восхитившись работой с ирландцем над «Страной тигров», режиссер Джоэл Шумахер позвал его в один из своих следующих фильмов — «Телефонную будку». По сюжету герой Фаррелла Стю — циничный рекламный агент и публицист — решает воспользоваться телефонной будкой, чтобы позвонить начинающей актрисе, солгать о кинопробах и соблазнить ее. Закончив разговор и параллельно оскорбив разносчика пиццы, Стю собирается выйти из будки.

Однако таксофон звонит вновь — на другом конце провода оказывается киллер, который угрожает застрелить Стю из снайперской винтовки, если тот выйдет из будки. Так начинается чудовищная игра, а на кону — несколько человеческих жизней.

«Телефонная будка» — не только прекрасный триллер, держащий зрителя в напряжении все 80 минут с помощью саспенса, но и блестящий актерский бенефис Колина Фаррелла. Ему Шумахер и выделяет больше всего экранного времени, хотя в фильме задействованы еще Кифер Сазерленд, Форест Уитакер и Кэти Холмс. Однако именно Стю — тот самый герой-маховик, благодаря которому зрители чувствуют широчайший диапазон эмоций, от отвращения до сочувствия.


Рэй («Залечь на дно в Брюгге», 2007)

Джоэл Шумахер далеко не единственный постановщик в карьере Фаррелла, с которым актеру удалось сработаться. Вторым стал Мартин МакДона, и его первая полнометражная работа «Залечь на дно в Брюгге» уже успела стать культовой.

Запоротое задание в Лондоне стало причиной ссылки двух киллеров, Рэя и Кена, в спокойный бельгийский Брюгге, где закадычные друзья должны были «залечь на дно» и не высовываться. И если Кен следует указаниям шефа и пытается превратить это время в полезный отпуск, то Рэй словно ищет неприятности на свою голову: то с местной красоткой флиртует, влезая в цепочку распространения наркотиков, то ранит в глаз ее бывшего парня. А ведь это только начало чудесных выходных в славном Брюгге.

Ирландец Мартин МакДона не мог не пригласить на ведущие роли в свой первый фильм двух земляков — ими стали Брэндан Глисон и Колин Фаррелл, сыгравшие пару разнохарактерных киллеров. В этом тандеме герой Колина отвечал за экспрессию: психовал, пытался покончить с собой, рефлексировал. В общем, Фарреллу вновь пришлось доставать из-за пазухи свои лучшие актерские качества. Как оказалось, не зря: в 2009 году за роль Рэя он получил самую престижную награду в карьере — «Золотой глобус».


Дэвид («Лобстер», 2015)

Следующим режиссером, который смог раскрыть новые грани таланта Колина Фаррелла, стал грек Йоргос Лантимос, известный своими нетривиальными и удивляющими фильмами. Фаррелл поработал с ним на съемках «Лобстера» — первого международного проекта постановщика.

Ближайшее будущее. Одиноких людей арестовывают и отправляют в отель, где они обязаны найти себе пару всего за полтора месяца, иначе их превращают в животных на выбор. У многих он прозаичен: «Буду собакой». А вот Дэвид выбирает совсем уж экзотическое животное — лобстера. Правда, до превращения он не дотягивает, присоединяясь к группе одиночек, бегущих от строгих правил отеля любви.

Абсурдистское антиутопическое полотно Лантимоса — радикальный взгляд на общество, навязывающее строго определенные модели поведения и отношений. Фарреллу в этих игрищах досталась роль человека, оказавшегося посреди борьбы за счастливое будущее между действующей властью, системой и оппозицией. Дэвид — немногословный и замкнутый в себе меланхолик, по велению Лантимоса переживающий бурю эмоций внутри, но практически не выплескивающий их наружу. Потрясающее сочетание режиссера и актера!


Стивен Мерфи («Убийство священного оленя», 2017)

На «Лобстере» совместная работа Фаррелла и Лантимоса не закончилась. Уже через два года Каннский кинофестиваль включил новый фильм грека «Убийство священного оленя» в Основной конкурс. Режиссера вновь ждал триумф — лента завоевала приз за лучший сценарий.

Колин Фаррелл играет успешного кардиохирурга, у которого есть все: профессиональная слава, любящая семья, двое детей и спокойствие. Впрочем, последнее внезапно становится иллюзорным: в жизнь Стивена врывается странный мальчик с предложениями о дружбе. Отказать ему — значит подставить семью под удар, ведь когда-то Стивен, будучи пьяным, провел неудачную операцию отцу подростка.

В основе «Убийства священного оленя» лежит трагедия Еврипида «Ифигения в Авлиде». Кардиохирург Стивен Мерфи в новом прочтении древнегреческого произведения — Агамемнон, которого богиня Афина просит принести в жертву собственную дочь, чтобы попутный ветер помогал его войску на пути к Троянской войне. Мастерские ухищрения Лантимоса ставят героя Фаррелла в положение, знакомое любому современному человеку, — выбор есть, но его нет. Попадая в такую ситуацию, известный кардиохирург постепенно теряет самообладание и совершает необдуманные поступки. Колин в этой роли чрезвычайно хорош.


Падрайк («Банши Инишерина», 2022)

Режиссеры, однажды поработавшие с Фарреллом, стремятся непременно поработать с ним еще – таких в карьере актера было сразу три: Джоэл Шумахер, Йоргос Лантимос и Мартин МакДона. Именно в их фильмах Колин сыграл свои лучшие роли.

В третий раз сняться у своего земляка МакДоны ирландцу посчастливилось в 2022 году. «Банши Инишерина» – кино тихое и громкое одновременно. Действие разворачивается на отдаленном ирландском острове. Пока страну разрывает Гражданская война, на Инишерине жизнь идет своим чередом. Нет никаких новостей. Местный одинокий мужчина Падрайк каждый день приходит к своему другу-музыканту Колму, чтобы позвать его в бар выпить по пинте пива. Но в один из дней Колм отказывается от предложения друга и перестает с ним общаться. Недоумевающий Падрайк не может понять, в чем же дело, пока Колм не объясняет – ему надоело тратить время на пустую болтовню. Чтобы впредь Падрайк не докучал, бывший друг ставит ему кровавое условие: каждый раз, когда Падрайк заговорит с ним, Колм будет отрубать по одному своему пальцу. Постепенно конфликт разрастается, перекидывается на других людей и даже животных, а закончится, вестимо, трагически.

В кадре у МакДоны вновь встречается потрясающий актерский дуэт Фаррелла и Глисона. Драматургия картины прелестна – маленькая, но странная история о конце дружбы, одиночестве, разочаровании и пустоте на деле оказывается аллегорической притчей о Гражданской войне и истинной ценности искусства. Между персонажами, которым МакДона рисует образцовые арки, возникает мировоззренческая бойня. К концу истории диспозиция в отношениях между Падрайком и Колмом изменится, оба фактически развернутся на 180 градусов по сравнению с самими собой в начале фильма. Особенно это касается главного героя в исполнении Колина Фаррелла.

Для ирландского актера роль стала поистине знаменательной – он впервые в карьере был номинирован на «Оскар», получил второй «Золотой глобус» и был награжден Кубком Вольпи за лучшую мужскую роль на Венецианском кинофестивале.