«Тахир и Зухра»: 5 причин посмотреть спектакль в театре «Шалом» | Театр | Time Out

«Тахир и Зухра»: 5 причин посмотреть спектакль в театре «Шалом»

  19 апреля 2023
4 мин
«Тахир и Зухра»: 5 причин посмотреть спектакль в театре «Шалом»
Тахир и Зухра. Эскиз предоставлен пресс-службой театра Шалом
В театре «Шалом» — премьера. Режиссер Мурат Абулкатинов ставит спектакль «Тахир и Зухра» по восточной легенде о двух влюбленных, которых разлучает судьба. Первые показы постановки, созданной совместно с фестивалем «Черешневый лес», пройдут 26-28 апреля. Time Out рассказывает, почему нужно обязательно увидеть этот спектакль.

История о современных кочевниках

Тахир и Зухра. Эскиз предоставлен пресс-службой театра «Шалом»

В основе пьесы «Тахир и Зухра» драматурга Зухры Яниковой — восточная легенда о влюбленных, которые мечтают быть вместе, но встречают на своем пути множество препятствий. Автор перенесла тюркских Ромео и Джульетту в наши дни: Тахир и Зухра – мигранты, работающие на стройке. Оказавшиеся на перекрестке двух культур, они пытаются наладить свою жизнь – каждый по-своему.

Тахир старается пережить личную трагедию: родители Зухры заставили ее выйти замуж за другого, и теперь она ждет ребенка. Пьеса Яниковой вошла в шорт-лист конкурса конкурсов «Кульминация».

Режиссер – обладатель премии Эфроса

Тахир и Зухра. Эскиз предоставлен пресс-службой театра «Шалом»

Спектакль ставит обладатель именной стипендии Анатолия Эфроса, режиссер Мурат Абулкатинов. В этом году на фестивале «Золотая маска» прозвучали два его спектакля: «Делай все, что хочешь, пока я тебя люблю» в драмтеатре Прокопьевска (программа «Маска плюс») и «Поход в Угри-Ла-Брек» в Красноярском Театре Юного Зрителя (программа «Детский Weekend»).

В рамках проекта «а39» он перенес на сцену знаменитую историю времен оттепели — «Июльский дождь» Марлена Хуциева. Недавняя премьера режиссера – «Евгений Онегин» в Красноярском ТЮЗе.

Рассказывая о постановке в «Шаломе», Абулкатинов говорит:

«Во-первых, у пьесы очень поэтичный небытовой язык. Взаимодействовать с ним, искать адекватное звучание и интонацию не так уж и просто. Во-вторых, важно было понять, чем современная история Тахира и Зухры отличается от средневековой сказки, как смещаются акценты для зрителей, которые открывают эту историю сегодня».

У спектакля есть предисловие

Тахир и Зухра. Эскиз предоставлен пресс-службой театра «Шалом»

Зухра Яникова написала для спектакля вступительный текст, в котором рассказывает о понятии кочевника, человека вне родины, и о кастинге. Мурат Абулкатинов объясняет: поскольку в пьесе о мигрантах из Средней Азии играют европейцы, они посчитали важным соблюсти этическую сторону.

Необычные сценография и музыка

Тахир и Зухра. Эскиз предоставлен пресс-службой театра «Шалом»

Сценографию для спектакля создала художница Софья Шнырева, постоянный соавтор Мурата Абулкатинова. В ее багаже – работа над фильмом «Он придет» Алины Насибуллиной и спектакли в Театре Ермоловой и Мастерской Брусникина. Для постановки в «Шаломе» Шнырева создала очень лаконичную сценографию: арматурная конструкция и строительные ограждения напоминают о том, что действие пьесы разворачивается на стройке. И в то же время это аллегория поля, на котором возникает жизнь.

В спектакле будет звучать музыка Алены Хованской: работая над ее сочинением, композитор вдохновлялась восточными мотивами и современной музыкой, создавая звуковое пространство спектакля.

Пластическое решение спектакля

Тахир и Зухра. Эскиз предоставлен пресс-службой театра «Шалом»

Над хореографией спектакля работает лауреат «Золотой маски», режиссер по пластике и хореограф Никита Беляков, также выступающий постоянным соавтором Мурата Абулкатинова. В основе движений актеров — gif-изображения, эмодзи и элементы, вдохновленные среднеазиатскими этническими орнаментами.

«Моя задача — поддержать замысел режиссера и художественную концепцию художника. В этой работе важным сценографическим объектом спектакля является строительная сетка, которая дает много физических возможностей для создания визуальных образов. Вместе с артистами мы искали комфортные и зрелищные варианты взаимодействия с ней, и, как мне кажется, нам удалось выработать свой аутентичный пластический язык спектакля», — говорит Никита.