Супружеская жизнь. Перестройка. | Театр | Time Out

Супружеская жизнь. Перестройка.

О спектаклеМатериалы
Супружеская жизнь. Перестройка.
Фото: Елена Лапина, сайт театра

О спектакле

Спектакль Андрея Кончаловского по мотивам пьесы Ингмара Бергмана, действие которой переносится в Россию 1990-х.

В Москве разбиваются сердца: «Супружеская жизнь. Перестройка» в Театре им. Моссовета

 Автор: Нелли Когут

На моссоветовской сцене к столетнему юбилею театра Андрей Кончаловский выпустил спектакль «Супружеская жизнь. Перестройка». Это очень необычная постановка об обычных, каких много, семейных взаимоотношениях. Очередной повседневный конец света в отдельно взятой семье – на этот раз еще и на историческом фоне российских 90-х.

Конечно же от спектакля Кончаловского не стоит ждать переведенного на язык сцены одноименного фильма Ингмара Бергмана, хоть имена намеренно подобраны созвучно (героев Бергмана звали Марианна и Юхан, в спектакле они – Марина и Иван) и сюжетная канва остается нетронутой – после долгих лет совместной жизни супруги приходят к кризису отношений, а после измены мужа окончательно утверждаются в мысли о разводе. Метонимическое и многозначительное «перестройка» в названии даже до просмотра спектакля сразу же накладывает дополнительные смысловые пласты. Помимо драматичного периода перемен в экономической и политической структуре страны, это и внутренние перемены, которые происходят с героями – как людьми, которые переживают новый этап в личной жизни, и как людьми, вынужденными приспосабливаться к жизни в новой реальности нового государства.

Фото: Елена Лапина

Такая «хроника сложной супружеской жизни» могла вылиться в поис духовного в окружающей чернухе, как в драматургии «новой волны», либо в сентиментальную, горькую, но добрую, «мылодраму». Кончаловский в своей работе уходит от каких-либо штампов и изучает самоощущение людей, живущих на сломе эпох, по-мудрому легким и внимательным взглядом.

У постановки уже сложилась своя сценическая история: под названием «Сцены из супружеской жизни» она шла во МХАТе им. Горького, где в паре с Юлией Высоцкой играл Александр Домогаров, а затем Гоша Куценко.

На видеопроекции – документальные свидетельства «лихих 90-х». Звучит инструментальная версия песни французской певицы Мари Лафоре «Манчестер и Ливерпуль», написанной Андре Поппом в 1966 году и известной у нас по заставке к прогнозу погоды. Под нежную, полную французского шарма мелоди на экране проносятся кадры с танцами в ресторанах, вырезки из программы «Поле чудес» еще с Владом Листьевым, молодыми Киркоровым и Аллегровой.

На сцене также разворачивается бытовая панорама перестроечной жизни: обои и занавески в одинаковый узор в цветочек, пухлый кинескопный телевизор, румынский сервант со стеклянными дверцами, баулы в клеточку, в которых переносится турецкое барахло, в одной из сцен героиня вспоминает рыбные палочки и популярный в те года ликер «Амаретто». Так проходят 20 лет их жизни, появляется даже желанный красный автомобиль, у Ивана маячит командировка в Америку.

При минимализме изобразительных средств Кончаловский, привлекая Бергмана и саму историю, дает бездну смыслов и настроений, которые транслируются, конечно же, через замечательный актерский дуэт. Два разных по темпераменту персонажа дополняют и оттеняют друг друга. Марина Юлии Высоцкой очень открыта, она все пытается объяснить, обосновать, проговорить. Она делает это не только для мужа, но прежде всего для самой себя, в поисках внутренних опор, в попытках обрести контроль над ситуацией в разрушающейся реальности. Алексей Розин создает персонажа очень обаятельного, чувствительного, но в отличие от жены, закрытого, пытающегося всеми силами уйти от конфликта. Но поиски точек соприкосновения только больше отдаляют их друг от друга.

Как и у Бергмана, актерская игра, эмоциональной напряжение, возникающее между персонажами – самое интересное, за чем наблюдаешь неотрывно на протяжении всего спектакля. На сцене удалось передать интимное пространство, свойственное как раз телевидению, для которого и была написана пьеса и которое действует гипнотическим образом.

Фото: Елена Лапина

Как и в СССР, в этой семье после всепоглощающей любви и вдохновения от новизны наступает полный развод. С другой стороны, даже если абстрагироваться от того, что происходит за окнами квартиры Марины и Ивана, это все равно остается чутко и понятно – такие истории вне времени и пространств. Это еще и об уникальной связи с человеком (или конкретным местом, страной), с которым почему-то всегда сводит вместе даже после пережитых вместе тяжелых событий. О том, как одни неоправдавшиеся надежды сменяются другими, и о том, что жизнь больше любого фильма и постановки, – большинство событий происходит «за кулисами» – пока ты жив, не смотря ни на что, жизнь продолжается, это может быть финал пьесы или спектакля, но не финал жизни.

Билетов не найдено!

Закрыть