Смерть ей к лицу: 5 причин успеть посетить мюзикл «Живая история» | Театр | Time Out

Смерть ей к лицу: 5 причин успеть посетить мюзикл «Живая история»

Нелли Когут   23 февраля 2023
4 мин
Смерть ей к лицу: 5 причин успеть посетить мюзикл «Живая история»
Фото: Никита Чунтомов
Пермский академический Театр-Театр сегодня заслуженно квалифицируется как один из центров экспериментального театра в России, а также как одно из главных мест, где развивается наш аутентичный отечественный мюзикл. Театр-Театр получил целых девять «Золотых Масок» за мюзиклы «Алые паруса», «Восемь женщин» и «Винил». С 22 по 26 февраля на недавно открытой московской сцене театра «Маска» проходят гастрольные показы свежей премьеры из Перми – мюзикла «Живая история». Time Out рассказывает, почему стоит увидеть спектакль, который продолжает развивать этот «легкий нелегкий» жанр.

Фото: Никита Чунтомов

Выход из матрицы

В июне 2021 года Театр-Театр провел первый фестиваль «Лаборатория мюзикла. Резиденция ТТ». Целью организаторов стало собрать молодых талантливых либреттистов и композиторов в одном месте и посмотреть, насколько пластичен может быть жанр мюзикла – как известно, такие постановки зачастую тяготеют к калькам, трафаретным формам и устоявшимся сюжетным и музыкальным схемам, кочующим со сцены на сцену. Лаборатория показала варианты выхода за рамки «матрицы» мюзикла, ну и, самое главное, большую галерею эскизов, которые имеют шанс перерасти в полномасштабные постановки.

В работе над одной их таких заявок и встретились создатели «Живой истории» – автор либретто Наталья Макуни, композитор Евгения Терехина и режиссер Татьяна Михайлюк. Это редкий случай, когда мюзикл основан на авторском материале, буквально созданном с нуля, а не на покупной франшизе спектакля из США, Франции или Германии. По форме «Живая история» – это камерный мюзикл, что делает еще больший акцент на актерской игре, дает возможность углубиться во внутренний мир персонажей, показать тонкости душевных переживаний – и все это лаконичным средствами сценического и музыкального оформления.

Живая и оригинальная история

Изюминка спектакля в том, что такой небанальный персонаж, как художник-гравер на надгробном камне, переосмыслен как герой мюзикла. Мастерская фирмы по предоставлению ритуальных услуг становится прибежищем несчастных душ – сюда заглядывает одинокая старушка (Наталья Макарова), которая не может заказать себе надгробие без поручителя (вон, сколько этих памятников стоит, брошенных и никому не нужных), здесь обитают четыре колоритных призрака – домохозяйка, красотка, клерк и студент (Ольга Пудова, Юлия Никитина, Владислав Чучумов, Александр Харченко) и стучащая своей тростью Черная (Ульяна Букина).

Однако главное, что тут спектакль начинает говорить на стопроцентно мифологическом языке – пространство становится местом встречи мира живых и мира мертвых. К хозяину-граверу (Александр Гончарук) приходит девушка (Анна Огорельцева), которая после трагического происшествия не ушла в мир иной, но и среди живых ее уже нет. Ему предстоит, как Орфею за своей Эвридикой, пуститься в таинственное и сложное путешествие, чтобы узнать печальную тайну и помочь юной красавице, которая стала «в потоке земных новостей простою помехой» вновь обрести себя.

Как и в знаменитом фильме «Привидение» с Деми Мур и Патриком Суэйзи, в спектакле соединяются, казалось бы, несочетаемые жанры: мистический триллер, мелодрама и комедия. От чрезмерной трагичности и серьезности действие удерживает острохарактерный квартет, отвечающий за комедийные ситуации: небесный хор, он же полиция, патологоанатомы, врачи, сотрудники морга (Мария Полыгалова, Эмилия Веприкова, Анастасия Панова, Дарья Копылова).

Костюмы и грим удивят

Актеров, которые играют призраков в мастерской гравера, для создания эффекта металла на коже и чтобы они своим видом были похожи на памятники, покрывают с помощью аэрографа серебряной краской. Их костюмы застыли в остановленном, словно в стоп-кадре, движении. Галстук и бусы взмывают вверх, подол тренча и юбка развеваются на ветру, которого нет. Для них время остановилось в момент, тут невольно вспоминается булгаковское: «Человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!».

Звуки гаджетов

Эксперимент коснулся и музыкальной структуры спектакля – конвенциональное представление о мюзикле как о череде следующих друг за другом песенно-танцевальных номеров будет разрушено. Хоть в постановке и присутствует живой вокал, само музыкальное сопровождение – это непрерывный саунд-дизайн, где музыкальные темы звучат будто бы «за кадром», становясь звуковым воплощением внутренних переживаний героев.

Музыка исполнена и записана на виртуальных инструментах композитором Евгенией Терехиной в ее личной студии в Красноярске. Современные гаджеты имитируют звучание струнных, духовых (даже органа), ударных и других инструментов. Вокальные партии готовили с артистами композитор Евгения Терехина, а также хормейстер Театра-Театра Владимир Никитенков (хоры) и заведующая музыкальной частью Театра-Театра Татьяна Виноградова (солисты).

Светлый финал

Мюзикл выдерживает непростую, редкую интонацию. Темы одиночества, смерти, смысла жизни – с одной стороны, любовная история, требующая голливудского хэппи энда, – с другой. Раскрывать все карты не будем, но один из главных секретов спектакля – его неслащавый, печальный, но очень жизнеутверждающий финал. Это сочетание горечи и освобождающей легкости, уверены, заставит многих всплакнуть.

После смерти все только начинается.