6 спектаклей мая: королева-мать в кризисе, нэповский кураж и космическая любовь | Театр | Time Out

6 спектаклей мая: королева-мать в кризисе, нэповский кураж и космическая любовь

Нелли Когут   2 мая 2023
5 мин
6 спектаклей мая: королева-мать в кризисе, нэповский кураж и космическая любовь
Спектакль «Подарок» в Мастерской Петра Фоменко. Фото: сайт театра. Автор: Алена Бессер
Жизнь набирает обороты и в городских парках, и на сценических подмостках. В мае московские театры не только подготовили новую порцию премьер, но и показывают свои лучшие постановки перед тем, как закрыть сезон. Time Out изучил афишу на май и выбрал спектакли, которые точно стоит посетить в разгар весны.

6 лучших московских спектаклей мая по версии Time Out:


«Ревизор»

Фото: Виктор Пушкин

Роль Хлестакова в «Ревизоре» Антона Федорова с этого сезона исполняет Максим Севриновский, заменивший выбывшего из состава Семена Штейнберга.

Севриновский – звезда Театра имени Евгения Вахтангова, недавно завораживающе-монументально сыгравший на родной сцене главную роль в премьере «Генерал и его семья» по роману Тимура Кибирова. Хлестаков – еще одна возможность увидеть значительного артиста в значительной роли.

Гоголевский абсурдизм накрывает зрителей с головой. В этой палате сумасшедшего дома изо всех дыр и нор вылезают кроты и крысы (те самые две огромные крысы из сна Хлестакова, которые «пришли, понюхали и ушли»), а жена и дочь Городничего как «панночки» из «Вия» восстают из мертвых. Все это вдобавок приправлено отрывками из парадоксального интервью композитора Олега Каравайчука, сравнившего Гоголя с рукой, когда она прикасается к рюмке – сразу наступает весна, возникает искренняя «ода, гимн или тост».


«Королева-мать»

В спектакле по пьесе итальянца Манлио Сантанелли, написанной в 1980-е годы, главные роли исполняют Людмила Максакова и Владимир Логвинов. Режиссер Сергей Яшин решает эту щемящую сердце драму о мучительности и сложности взаимоотношений отцов и детей (если быть точнее, матери и сына) в духе психологического экзистенциализма.

Мать – королева без королевства, не желающая расставаться со своей властью, пусть даже над самым близким ей человеком. Сын, потерявший семью, работу, дом, на пороге краха в своей жизни возвращается в материнский дом, дабы найти там утешение. Они пытаются понять самих себя, нащупывают путь навстречу друг другу, но все больше втягиваются в тяжелую и долгую эмоциональную дуэль, выход из которой оказывается катастрофичен.


«Войцек»

Фото: сайт театра

Спектакль Филиппа Гуревича поставлен по драме Георга Бюхнера о лейпцигском цирюльнике, который, обезумев от ревности, решился на убийство собственной жены и был приговорен к смертной казни.

В версии Театра имени Маяковского история превращается в притчу о необходимости поддержки, возможности или, напротив, невозможности спастись в удушающих обстоятельствах жизни. Герои спектакля буквально помещены на «выжженное поле», где вокруг только темнота и пепел.

«Он не вписывается в эти обстоятельства, он тотально одинок, и все это приводит к ужасным последствиям», – рассказывает исполнитель главной роли Илья Никулин. В начале главный герой пытается закрасить черной краской написанную по-немецки на стене надпись «Нести свой крест» (Sein Kreuz Tragen). Мрачность и бескомпромиссность высказывания в полной мере оправдывается главной темой – непосильной ношей маленького человека, впрочем, как и самим фактом того, что пьеса так и не была завершена. Ответы предстоит искать самим зрителям.



«Подарок»

Фото: сайт театра. Автор: Елена Юнина

Режиссер Юрий Титов ставит пять рассказов «короля новеллы» Ги де Мопассана, чтобы отправиться в опасное и мистическое путешествие в тайны любви и женской души.

Получился очень броский и яркий спектакль в ретро-стиле, посвященный не только всем разновидностям любовного чувства и извечной «войне полов», но и, подобно импрессионистам, схватывающий мир мимолетных впечатлений.

Названия рассказов говорят сами за себя: «Знак», «Неосторожность», «Избавилась», «В пути», «Шпилька». Мопассан отличался удивительной способностью увидеть вечное даже в самом, казалось бы, мимолетном происшествии, проявить драму привычных каждодневных событий. Поэтому его проза так легко переносится на сцену. Из эпизодов, где героинями становятся прекрасные коварные баронессы, соблазнительные горничные, ущемленные в своем самолюбии жены складывается своеобразный театральный альманах, очень разный по интонациям и настроению.


«Зойкина квартира»

Одна из самых ожидаемых премьер этой весны – спектакль Евгения Писарева по пьесе Булгакова о жизни обитателей шестикомнатной квартиры и ее предприимчивой хозяйки по имени Зоя с Александрой Урсуляк в главной роли.

Спектакль, как и сама пьеса, написанная в бурные и безудержные 1920-е в годы НЭПа, впитал в себя противоречивую атмосферу эпохи, полной юмора и трагизма одновременно.

Как и в окружающей реальности, в квартире Зои земля буквально уходит из-под ног – герои вынуждены постоянно сохранять равновесие, перемещаясь по наклонному полу. Приподняться над бытовой реальностью – сверхзадача спектакля, в котором Евгений Писарев максимально вывел наружу все чертовское и мистическое, еще раз подчеркнув, что на сцене текст автора «Мастера и Маргариты» и «Собачьего сердца».


«104 страницы про любовь»

Известный писатель и драматург Эдвард Радзинский писал про проживание чувства любви в эпоху 1960-х, времени надежд, ощущения свободы в воздухе и смелых мечтаний. Носителями прекрасного и светлого чувства он сделал представителей одних из главных профессий поры «оттепели» – стюардессу Наташу и работника НИИ Электрона Евдокимова.

Виктория Печерникова оживляет текст Радзинского джазовым ансамблем на сцене, подкупающей естественностью действия и футуристическим оформлением, где все напоминает космический корабль. Для полетов в поисках любви не бывает больших расстояний.