«Любовь — метод, который работает». Как устроен инклюзивный театр-студия для всех и каждого | Дети | Time Out

«Любовь — метод, который работает». Как устроен инклюзивный театр-студия для всех и каждого

  23 сентября 2022
5 мин
«Любовь — метод, который работает». Как устроен инклюзивный театр-студия для всех и каждого
Есть в Москве один особенный, инклюзивный театр, в котором играют дети. Это студия «Сны Алисы», созданная по инициативе благотворительного фонда «Семейная в помощь» и развивающаяся как проект, направленный на адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Принимают сюда абсолютно всех желающих старше пяти лет, ведь каждый ребенок, вне зависимости от наличия или отсутствия у него диагнозов, талантлив и настроен на творчество. Time Out узнал, где, как и кто помогает детям раскрыть этот талант и создать условия для реализации способностей.

Все, как в серьезном театре

В «Снах Алисы» все устроено почти так же, как и в любом другом театре. Подбор репертуара, репетиционный процесс, разборы ролей, создание костюмов, выстраивание сценического пространства и звукоряда…

Художественный руководитель студии и режиссер Никита Малышев обсуждает с детьми сказку, предлагает каждому юному артисту выбрать себе роль. Первый спектакль был поставлен по мотивам любимой многими «Алисы в стране чудес». Он-то и дал студии название.

После распределения ролей происходит разбор – все, как в классическом театре, по Станиславскому. Дети размышляют, почему тот или иной персонаж так себя ведет, какие эмоции испытывает и так далее. Все это – через игру, обычное дружеское общение. Важно, что спектакль моделируется как конструктор – в каждой сцене заняты разные дети. И если кто-то внезапно заболел или нуждается в медицинской реабилитации, спектакль как бы «переконструируется» и может играться дальше.

Модель общества

Несмотря на профессиональный подход к работе над пьесами, прежде всего в студии ценится общение – до и после репетиции дети могут вместе играть, гулять, пить чай, обсуждать свои новости и делиться друг с другом секретами. Получается, что студия «Сны Алисы» – это своего рода модель инклюзивного общества, где каждый человек может рассчитывать на поддержку и реализацию своих самых сильных способностей. Неудивительно, что и дети, занимающиеся в студии, и их родители, с удовольствием участвуют во внестудийных мероприятиях, направленных на формирование команды и общее развитие. Это походы в цирк, парки развлечений, театры, прогулки и экскурсии, встречи с музыкантами и артистами, участие в мастер-классах.

Студия «Сны Алисы» помогает детям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) социально адаптироваться и научиться принимать свои особенности не как ограничения, а как проявление индивидуальности. Руководитель студии Любовь Ковалева считает, что главная задача каждой репетиции, каждого спектакля – показать, что любой ребенок является личностью, с особенностями характера, со своими привычками, предпочтениями. И что дети с ОВЗ – такие же дети.

Руководитель студии Любовь Ковалева

Кто выигрывает от инклюзии?

Можно сказать, что инклюзивный театр – это «игра в полный выигрыш». Дети с ОВЗ, репетируя и перевоплощаясь, улучшают речь и память, расширяют кругозор. А зрители, которые приходят на спектакли «Снов Алисы», начинают воспринимать инклюзию как совершенно нормальную и обыденную модель общества. Здесь и занимаются бесплатно, и играют спектакли бесплатно – зрителям нужно только зарегистрироваться. Публика всегда принимает юных артистов очень тепло: спектакли «Колыбельная Пушкина» и «Сны Алисы» уже снискали не только безоговорочную зрительскую любовь – они стали лауреатами многих конкурсов, премий и фестивалей.

Time Out о социализации

Жизнь в современном обществе бывает непростой, но еще тяжелее приходится людям с физическими и ментальными особенностями и ограничениями. Их положение ухудшается из-за стигматизации, незнания диагнозов и отстранения окружающих. Time Out доступно рассказывает о людях, которые сталкиваются с дополнительными трудностями в жизни.

Каковы творческие планы?

Сегодня в студии, которая основана на модели репертуарного театра, занимается 50 детей, работают три группы – две в Москве и одна в Долгопрудном. Старшая группа в Москве – это те ребята, которые уже давно занимаются в студии. Они приступают к репетициям «Тома Сойера». И в этом спектакле акцент будет сделан на одного главного героя, а не на нескольких, как было в двух предыдущих спектаклях. С одной стороны это рискованно, с другой — интересно и необычно для юных актеров.

Те московские ребята, которые только пришли в студию, будут ставить «Волшебника Изумрудного города» — совместный проект с одной из воскресных школ Москвы, а помогать Никите Малышеву в постановке будет Александр Лутошкин — выпускник режиссерского курса Сергея Женовача.

Группа в Долгопрудном планирует к постановке «Белоснежку и семь гномов». Желание детей репетировать именно эту сказку было очень велико – несмотря на то, что пока еще нет артистов на роли Королевы и Принца. Правда, студия продолжает получать заявки от родителей и ждет встречи с новыми актерами.

Первый спектакль нового сезона будет сыгран 5 октября на сцене Нового пространства Театра Наций в рамках федерального проекта по поддержке инвалидов «Театр+Общество» при поддержке Минкультуры РФ, ФГБУК «Росконцерт», АНО «Культурный мост», АНО «Зеркало искусства». Вход на спектакль (как и на все спектакли студии) бесплатный по предварительной регистрации.

«Я недавно говорил с педагогом одной школы и рассказал ей о том, чем занимаюсь. Она мне ответила – “Аутисты, ДЦП? Так с ними же проще работать, чем с обычными детьми!” Я, если честно, задумался и понял, что отчасти она права – ведь все дети разные. Иногда с нормотипичными детьми сложнее. И можно объяснить это чем угодно: время такое, когда все наоборот и другие ценности у людей, или родители так воспитали. А может и то, и другое сразу? А может это и не главное? Может, главное в том, что все мы хотим, чтобы нас любили! Все. Без исключения. Не все, правда, могут это признать. А я за эти годы работы верю в один метод, который работает. И это Любовь – Любовь к детям, Любовь к профессии».

Художественный руководитель студии и режиссер Никита Малышев:


В оформлении статьи использованы фотографии со спектакля «Сны Алисы», поставленного 24 мая 2022 на сцене Нового пространства Театра Наций.

Фотограф: Евгения Димитриади