8 недавних театральных премьер, с которых стоит начать новый год | Театр | Time Out
Театр

8 недавних театральных премьер, с которых стоит начать новый год

Нелли Когут 12 января 2022
7 мин
8 недавних театральных премьер, с которых стоит начать новый год
Спектакль «С художника спросится»

Блокбастер от Римаса Туминаса, спектакль о судьбе Юсуповых, экзистенциальная драма по Ерофееву в МХТ, байопик о Сулержицком, режиссеры-дебютанты и именитые мастера — Time Out собрал самые интересные премьеры, которые можно увидеть в ближайшее время.


«Птица Феликс»

Где: Современник

Когда: 23 января

Купить билеты 

Опера Александра Маноцкова по пьесе Михаила Чевеги в постановке Олега Глушкова представляет собой поэтическое осмысление трагической судьбы княжеского рода Юсуповых со времен Ивана Грозного до убийства Распутина.

По заветам создателей «Современника» разговор будет как всегда будет актуальный, даже на историческом материале, охватывающем период в 300 лет. История Феликса Феликсовича Юсупова — самого эпатажного из братьев, любившего театр, экстравагантные костюмы и быть в центре внимания — подана эклектично. В сплетении стилей и жанров создается своеобразная зрелищная полиформа, совмещающая визуальное и пластическое, с применением балетных и цирковых техник. Каждый из этой семьи — человек-праздник, любивший проводить время на балах, в окружении шедевров живописи, богатого убранства и только крепче связывающий свой род цепью мифов и легенд.


«Война и мир»

Фото: Яна Овчинникова

Спектакль, созданный худруком «вахтанговской империи» Римасом Туминасом к 100-летнему юбилею театра, сразу после премьеры был занесен в списки шедевров.

Масштаб толстовского романа-эпопеи соответствует пятичасовому театральному действию не только по внушительному хронометражу, но и по вложенным в спектакль смыслам и философии, представляющей человека на сломе эпох.

На сцене — звезды театра разных поколений: Сергей Маковецкий, Андрей Ильин, Евгений Князев, Ирина Купченко, Людмила Максакова, Виктор Добронравов, Ольга Лерман, Ольга Тумайкина, Ольга Чиповская, Юлия Рутберг, Анна Дубровская и молодые артисты — Юрий Поляк, Павел Попов, Денис Самойлов и Ксения Трейстер. Все играют в несколько составов, но это тот случай, когда каждый из них лучше другого.


«Вальпургиева ночь, или Шаги Командора»

Фото: Олег Черноус

Бенефис Игоря Верника и Дмитрия Назарова в постановке Уланбека Баялиева по трагикомедии Венедикта Ерофеева. Баялиев, ученик Женовача, уже ставил на мхатовской сцене «Сахарного немца» по прозе Сергея Клычкова и, подобно своему учителю, отличается бережным отношением к авторскому тексту.

Атмосфера ерофеевского хаоса, жажды свободы в болоте социального, политического и личного распада, передана на сцене в сером монохроме с редким вкраплением ярких красок. Например, в виде красной шапки, которую носит Прохоров, герой Верника.

В основу пьесы легли воспоминания Ерофеева о его пребывании в психиатрической больнице, а потому пространство спектакля наполнено одинокими голосами ненужных стране недолюбленных людей. Однако в спектакле немало и смешного, ведь кто, как не Ерофеев, знал средства, чтобы справиться с невыносимой тяжестью бытия. Помимо 40-градусной микстуры.


«По ту сторону ветра»

Фото: Лариса Герасимчук

Где: Мастерская Петра Фоменко

Когда: 21 и 29 января

Купить билеты

Главные герои спектакля Майи Дороженко по сказкам Романа Михайлова на поле боя пытаются ответить на вопрос: что все-таки происходит вокруг — война или учение? Войны нет или уже ведутся бои? Если война есть, то где она? Не в голове ли у нас? Ответ зависит от того, что в душе у каждого из героев.

Основой постановки служит рассказ «Война» из сборника Михайлова «Ягоды» и другие тексты автора. Все они метафоричные, сложноустроенные, говорящие об иррациональности за внешней простотой повседневности. Постепенно зрители все больше погружаются во внутренний мир чудаковатых неприкаянных персонажей, в их размышления о страхах и преодолении, о столкновениях с жестокостью, устройстве времени, пространства и воспоминаниях, от которых не уйти.


«Онегин»

«Онегин» — первая премьера воссоединившегося из двух коллективов и обретшего былую целостность Театра на Таганке. Это российская версия канадского мюзикла Onegin по пушкинскому роману в стихах — а также по опере Чайковского — драматурга Амиеля Гладстоуна и композитора Веда Хилле. У себя на родине мюзикл имел большой успех.

Без «корректировки на местности» не обошлось: был восстановлен стихотворный текст, а также возвращены некоторые российские реалии, которые пали жертвой иностранной адаптации. Алексей Франдетти, главный популяризатор мюзикла в России и многократный лауреат «Золотой маски», переносит действие в условные 1970-е, добавляет в атмосферу нотку инди-рока и бохо-шика, намекая, что история все так же свежа и не подвержена влиянию времени.


«С художника спросится»

Где: Театр им. Вахтангова

Когда: 17 января

Купить билеты

Спектакль Аси Князевой — байопик и оммаж Леопольду Сулержицкому, которого Евгений Вахтангов называл своим учителем. Проживи театральный деятель чуть дольше — и определенно считался бы, наряду со Станиславским и Немировичем-Данченко, третьим идеологом и руководителем Художественного театра.

Сулержицкий стоял у истоков МХАТа и Театра им. Вахтангова, а также внес большой вклад в разработку Станиславским его метода по обучению актерскому мастерству. Постановка «С художника спросится» приурочена к 105-летию со дня смерти этого выдающегося человека и предстоящему 150-летию со дня его рождения.

Шесть рассказчиков-слуг просцениума, или цанни, как они назывались в итальянском театре масок, отсылают к героям знакового для вахтанговского театра спектакля «Принцесса Турандот». Материалом для сценического действия послужили письма, воспоминания современников и фрагменты постановок, в создании которых принимал участие Сулержицкий. По сути, это документальный спектакль о человеке, безгранично любившем театр и до последнего боровшемся за свое искусство.


«Аномальная Лиза»

Где: Театр Человек

Когда: 21, 22 и 23 января

Купить билеты

Психопатологическая драмеди «Аномальная Лиза» — первая постановка по мотивам произведений Чарли Кауфмана, обладателя премий «Оскар» и BAFTА, приправленная текстами Франца Кафки. Режиссер Скворцов превращает сценарий в мультимедийное шоу с видео и нестандартной рассадкой зрителей. 

Бизнес-коуч Майкл Стоун, приехавший по работе из Цинциннати в Лос-Анджелес, перестает различать лица и голоса — все становятся для него одинаково безлики. Временная прозопагнозия, от которой страдает герой, продолжается до тех пор, пока он не встречает девушку по имени Лиза — «единственную и неповторимую».

Объемный художественный мир Кауфмана позволил на сцене задать такую систему координат, где несостоявшаяся любовная история заостряется сюрреализмом, гротеском и комплексом вопросом по мировой социальной и политической повестке.


«Как важно быть серьезным»

В спектакле Театра им. Маяковского как минимум можно насладиться блистательным дуэтом Светланы Немоляевой и ее внучки Полины Лазаревой, играющих в остроумной комедии Оскара Уайльда мать и дочь. А как максимум — погрузиться в атмосферу пленительной викторианской Англии. Режиссер Анатолий Шульев поместил персонажей в пространство, заполненное скульптурами, портретами почтенных предков, белыми колоннами и потому напоминающее Лондонскую национальную галерею.

На сцене, по словам режиссера, — «пространство с выключенной тревогой». Это сказка со счастливым концом, где жизнелюбивые люди противостоят закостенелым традициям, отдаются во власть своего природного любопытства и попадают в череду комических ситуаций.


Также советуем посмотреть: «Влюбленный Шекспир»

Где: Театр им. А.С. Пушкина

Когда: 29 января

Купить билеты

Спектакль «Влюбленный Шекспир» Евгения Писарева — обладателя многих престижных наград, среди которых «Хрустальная Турандот», «Звезда Театрала» (обе за режиссуру) и «Гвоздь сезона». В пьесе Тома Стоппарда и Марка Нормана в центре внимания оказывается юный и влюбленный драматург Уилл Шекспир, который пишет свою бессмертную трагедию о невозможной любви.

Потерянное вдохновение оказывается совсем близко, разлитое в деталях окружающей жизни: вот, например, оказывавший влияние на Шекспира сумрачный гений Марло, или Тилни, в котором угадываются черты Мальволио. Искусное фехтование, живой вокал, масштабные движущиеся декорации и исторически подробно воссозданные костюмы становятся средствами, с помощью которых режиссер рассказывает о магии театра и влюбляет в сцену окончательно и бесповоротно.