Где встретить Рождество: 6 красивых храмов Москвы и Подмосковья | Город | Time Out

Где встретить Рождество: 6 красивых храмов Москвы и Подмосковья

Александр Потапов  6 января 2023
7 мин
Где встретить Рождество: 6 красивых храмов Москвы и Подмосковья
Фото: legion-media.ru
В честь светлого праздника Рождества Time Out рассказывает о самых древних, красивых и интересных для посещения рождественских храмах Москвы и Подмосковья.

Храм Христа Спасителя

Фото: legion-media.ru

Рождественский храм может быть освящен и в честь Рождества Богородицы, и в честь Рождества Иоанна Крестителя; храмы, освященные в честь Рождества Христова, для удобства часто называют Христорождественскими. Казалось бы, в златоглавой Москве должно быть немало церквей, освященных в честь одного из двух важнейших христианских праздников, но на данный момент в городе осталось всего три Христорождественских храма – зато каких.

Храм Христа Спасителя, чей центральный престол – главная часть алтаря, на которой священник освящает хлеб и вино для причастия, – посвящен Рождеству Христову и по праву считается не только самым большим православным храмом России и кафедральным собором патриарха (то есть собором, настоятелем которого выступает сам патриарх), но и редким для Москвы Христорождественским храмом. Символизм престольного праздника для собора, по сути представляющего собой памятник всем павшим в Отечественной войне 1812 года, был заложен Александром I уже спустя неделю после того, как Наполеон бежал из России. 25 декабря, на Рождество, был издан Манифест об окончании Отечественной войны, а спустя еще два года император сделал Рождество «днем победы», отмечавшимся в России вплоть до упразднения монархии.

Многое в отечественной истории связано с Храмом Христа Спасителя. По легенде настоятельница Алексеевского монастыря, перенесенного с этого места для строительства гигантского собора, прокляла стройку, предрекая храму либо «быть пусту», либо стать «большой лужей», что не раз вспоминалось позднее, когда на месте взорванного в 1931 году собора устроили открытый бассейн.

Храм мастера неовизантийского стиля Тона украшали Верещагин, Крамской и Суриков, здесь впервые прозвучала грандиозная увертюра «1812 год» Чайковского. При восстановлении собора в 1990-х годах внешние белокаменные барельефы, сохранившиеся в Донском монастыре, были заменены мраморными и бронзовыми композициями, что совершенно не соответствовало былому облику утраченного архитектурного памятника. Злые языки поговаривали, что причина таких изменений – отсутствие в мастерских Церетели, курировавшего при строительстве декоративные работы, мастеров и материалов для работы по камню, но напротив, наличие всего вышеперечисленного для создания бронзовых изделий. На сегодняшний день в Храме Христа Спасителя ежегодно проходят патриаршие богослужения, а торжественные службы на праздники Рождества Христова и Пасхи транслируются по телевидению.


Храм Рождества Христова в Измайлове

Фото: Wikipedia / Mitrius

Измайлово как родовое имение Романовых выполняло функцию загородной царской резиденции – и потому строительство в Измайлове было организовано «по-царски»: для возведения каменных храмов на месте прежних деревянных церквушек была приглашена артель костромских зодчих, славившихся своим мастерством по всей России. Основной объем храма был окончен в последней четверти XVII века и вполне соответствовал лучшим образцам нарышкинского барокко – декоративного стиля того времени, отличительной чертой которого было сочетание красных стен и белого декора на них. Колокольня была пристроена уже при Петре I.

Измайловская Рождественская церковь хранит список Иерусалимской иконы Божией Матери, считающийся чудотворным. Икона была создана иконописцами Оружейной палаты, по преданию исцеляла больных во время эпидемии чумы 1771 года, с середины XIX века хранилась в Измайловском Покровском соборе и уже к концу 1920-х попала в Рождественский храм.


Храм Рождества Христова в Черкизове

Фото: Wikipedia / A. Savin

Небольшой изящный храм, выстроенный, как считают краеведы, неизвестным учеником Матвея Казакова в духе классицизма, стоял на Петербургском тракте – оживленной дороге между двумя столицами, а потому часто посещался людьми со всех концов империи.

Деревянный храм на этом месте стоял с XVI века, а в 1770-х годах граф Кирилл Разумовский – блестящий вельможа, младший брат тайного мужа Елизаветы Петровны Алексея Разумовского, бывший казак, красавец, богач и гетман Войска Запорожского – начал строительство каменного храма. Как и его тезка в Измайлове, Черкизовский храм был разграблен наполеоновскими войсками в 1812 году, а в 1850-х годах расширен двумя приделами. После 1917 года в храмовом здании размещались склад и мебельный магазин, а службы возобновились с 1993 года.


Храм Рождества Христова в Беседах

Фото: Wikipedia / Nikolay Omonov

Село Беседы, как гласит легенда, получило свое название из-за беседы-совета, проведенного Дмитрием Донским со своими воеводами на этом месте перед Куликовской битвой. В благодарность за победу великий князь приказал поставить церковь в честь Рождества Христова, а деревня, с появлением церкви ставшая селом, получила свое нынешнее наименование. В конце XVI века Борис Годунов подарил Беседы своему дяде Дмитрию, построившему там каменную шатровую церковь, очень похожую на знаменитую Вознесенскую церковь в Коломенском.

Село перешло от Годуновых Дмитрию Трубецкому – одному из освободителей Москвы от поляков в 1612 году и верховному правителю до избрания династии Романовых, ставших следующими владельцами Бесед. Позднее Екатерина II пожаловала село графу Орлову-Чесменскому, при дочери которого Анне Алексеевне, отличавшейся особенной набожностью, храм многократно перестраивался. В конце 1820-х годов у храма была возведена колокольня, несмотря на стиль другой эпохи прекрасно сочетавшаяся с изначальным шатром.


Храм Рождества Христова в Юркине

Фото: Wikipedia / Δημήτριος

Юркинская церковь – чуть ли не самая древняя в Подмосковье, появившаяся примерно на рубеже XV-XVI веков. Эта земля принадлежала Якову Голохвастову, дипломату при Иване III и Василии III – дедушке и отце Ивана Грозного. Голохвастов приглашал итальянских зодчих на московскую службу и, скорее всего, попросил одного из них – исследователи называют в числе предполагаемых архитекторов Алевиза Фрязина – выстроить храм в собственном имении.

Юркино переходило от одной влиятельной фамилии России к другой: Бутурлины, Ромодановские, Салтыковы, Долгорукие, Оболенские следили за благоустройством Рождественской церкви, ремонтировали ее и пристраивали дополнительные объемы. Церковь консервировалась и реставрировалась в советское время и в наши дни, сейчас идут разговоры о восстановлении руинированной колокольни.


Храм Рождества Христова в Новоиерусалимском монастыре

Фото: Wikipedia / Vsatinet

Невероятный по размаху замысел патриарха Никона – устроить под Москвой точную копию «Святого города» Иерусалима – мог бы так и остаться очередным фантастическим проектом, существовавшим только в чертежах, если бы сестра царя Алексея Михайловича и тетя царя Федора Алексеевича Татьяна Михайловна не вызволила низложенного патриарха из опалы, позволив ему завершить начатое. Среди множества оригинальных построек Новоиерусалимского комплекса более всего память о Татьяне Михайловне связана с трапезной Рождественской церковью. Один из приделов храма был освящен в честь мученицы Татьяны – небесной покровительницы царевны, подарившей храму ковчежец с мощами своей святой.

Двухэтажная церковь – нижний храм отапливался для служб зимой, а верхний предназначался для посещения летом – примыкала к трем трапезным палатам, в первой из которых принимали пищу паломники, во второй – сами монахи, а в третьей важные гости, знать и чиновничество. Открытая паперть на первом этаже в XVIII веке была перекрыта арками; тогда же трапезные палаты и церковь облицевали рустом в виде четырехугольных пирамидок.

В XIX веке церковь реставрировал уже упомянутый ранее Константин Тон, а во время Великой Отечественной войны Рождественский храм единственный из построек обители почти не пострадал, и сегодня каждый посетитель Новоиерусалимского монастыря может полюбоваться этим шедевром московского барокко, оставшимся в первозданном виде.