От доходного дома до бизнес-центра: 6 зданий Москвы в разных архитектурных стилях | Город | Time Out

От доходного дома до бизнес-центра: 6 зданий Москвы в разных архитектурных стилях

Дмитрий Антипченко   11 октября 2022
8 мин
От доходного дома до бизнес-центра: 6 зданий Москвы в разных архитектурных стилях
Фото: legion-media.ru
Недавно столица отметила свой 875-й день рождения. За много веков в Москве было построено большое количество зданий самых разных архитектурных стилей. Многие из них не сохранились, немало сооружений было перестроено. Но то, что осталось, позволяет судить о том, каким город был в разные периоды своего существования. Time Out представляет подборку не хрестоматийных, но оригинальных и интересных построек основных стилей архитектуры Москвы с древности до наших дней. Первая часть материала была посвящена зданиям, построенным до середины XIX века. Об архитектурных памятниках столицы от эпохи модерна до наших дней расскажем во второй части цикла.


Модерн – доходный дом Клингсланда

Большой Козихинский переулок, 10

Фото: mos.ru

Стиль модерн стал своеобразным итогом попыток художников и архитекторов выйти из довольно продолжительного тупика эклектики. Таким образом, спустя более, чем полвека в искусстве возникло направление, отражавшее популярные идеи. Одним из его принципов был уход от бесконечного повторения исторических стилей и эстетическое уравновешивание идей технического прогресса и функционализма. Так, в конструкции дверей и окон стали использовать плавные, текучие линии, образы для орнамента и декора заимствовали в природе, фольклоре и мире фантазий.

В Россию модерн проник в самом конце XIX века. На рубеже столетий в обеих столицах появилось немало домов, построенных в новом стиле. Часто их заказчиками были промышленники и купцы, люди передовых взглядов. Одна из подобных построек – доходный дом купца Казимира Клингсланда, построенный в 1902 году архитектором Гавриилом Ивановым в Большом Козихинском переулке. Квартиры предназначались в наем обеспеченным представителям среднего класса.

Фото: Wikipedia

Интересен фасад здания, оформленный в символистском духе. Дом украшают барельефы с растительными, животными и фантастическими мотивами: фигуры кошек, лисиц, птицы Сирин. С 2018 года дом числится среди выявленных объектов культурного наследия. После экспертизы ему могут присвоить статус памятника регионального значения.


Конструктивизм – гараж Госплана

ул. Авиамоторная, 63, стр. 1

Фото: mos.ru

После Октябрьской революции в СССР возник совершенно новый стиль в архитектуре, отражавший общественные устремления и официальную идеологию. Поскольку в социалистическом государстве декларировалось построение бесклассового общества, принципы эстетики и функционализма стали переосмысляться. Излишне декоративные элементы в архитектуре заклеймили как буржуазные пережитки, а искусство ради искусства отрицалось. Таким образом, провозглашалось, что архитектура должна быть функциональной, простой и удобной.

Важное значение в дизайне и строительстве получило понятие «конструкции» — предмета или части здания, имевшей простые геометрические формы и исполнявшей несколько функций. В качестве примеров можно привести мебель-трансформер или помещения домов культуры, которые обычно исполняли утилитарные функции (зал для занятий, столовая и т.д.), а при необходимости, благодаря тем самым «конструкциям», превращались, например, в актовый зал. Функциональные по своему назначению, здания и снаружи были простых геометрических форм с минимумом декора.Фото:

Примером сугубо функционального здания может быть гараж Госплана на Авиамоторной улице. Он был построен в 1936 году архитектором Константином Мельниковым и стал его последним проектом. Вместе с тем, это одна из последних конструктивистских построек в столице вообще. Большое круглое окно на фасаде здания по замыслу создателя должно было ассоциироваться с автомобильной фарой. В этой части здания, согласно такому принципу конструктивизма, как многофункциональность, располагалось сразу два помещения: стоянка для машин и столовая. В настоящее время в здании находятся офисные помещения. Последние несколько лет знаменитая «фара» находится на реставрации.

Фото: mos.ru

Сталинский ампир – театр Советской армии

Суворовская площадь, 2

Фото: mos.ru

Как известно, история циклична. Периодическое возвращение «хорошо забытого старого» затрагивает в том числе искусство и архитектуру. Так, почти через два десятилетия после установления советской власти в СССР в архитектуру возвращаются такие черты как помпезность, монументальность, декоративность, а после даже роскошь. Стремление усложнить архитектуру, вернуть ей имперский размах и респектабельный вид отражало общую идеологию государства, которое уже декларировало не просто построение общества рабочих и крестьян, а мощную державу, империю.

Поэтому не зря стиль, который господствовал в архитектуре с середины 30-х до середины 50-х годов, называют сталинским ампиром. Ведь название первого ампира, наполеоновского, по-французски означает «империя». Если первые постройки в новом стиле были часто усложненными и замысловатыми вариациями конструктивизма, а то и переосмыслением западного ар-деко, то здания 40-50-х уже представляли собой некий симбиоз классицизма, того самого ампира и барокко с новым, разумеется, эстетическим и идеологическим наполнением.

Один из проектов, отражавших изменения в архитектурных вкусах середины 30-х годов XX века, стал театр Советской армии. Здание возводилось с 1934 по 1940 год. В его проекте соединились идеи уходящего конструктивизма с принципами сталинского стиля. Так, здание построено в форме звезды и в целом довольно лаконично и геометрично по форме, что говорит о влиянии позднего конструктивизма. В то же время, театр украшен колоннами с довольно нарядными кариатидами – это явный признак сталинского ампира. Театр имеет огромный зрительный зал на 1520 мест и большую сцену, позволяющую реализовать постановки с участием военной техники и кавалерии. Своим масштабом театр поражает до сих пор. Мало того, что он выглядит внушительно снаружи, изнутри здание в два раза больше: помимо десяти надземных этажей, в нем есть столько же подземных уровней.

Фото: Wikipedia

Брежневский модернизм – палеонтологический музей

ул. Профсоюзная, 123

Фото: mos.ru

Брежневская эпоха в советской архитектуре, пожалуй, наименее ценимый период у любителей зодчества. Если «сталинка» и «совесткий конструктивизм» давно стали брендами с хорошей репутацией, и даже хрущевки ценят из ностальгических побуждений («квартиру получила бабушка, и в ней прожило три поколения») или социальной необходимости («Хрущев расселил народ из коммуналок»), то жилые брежневки часто считаются безликими, неудобными и недостаточно старинными, чтобы ими умиляться. Общественные здания той эпохи тоже редко пользуются восхищением. Между тем среди них есть уникальные образцы.

Так, среди самобытных построек брежневской эпохи можно назвать Палеонтологический музей. Стоит отметить, что брежневский стиль не был каким-то уникальным советским явлением, а развивался в русле международного модернизма, который еще называют брутализмом из-за грубой отделки зданий. Среди других «-измов», говоря об архитектуре этой эпохи, вспоминают и функционализм – архитектура должна выполнять утилитарное предназначение.

Фото: mos.ru

Здание музея спроектировала группа архитекторов под руководством Юрия Платонова. Работа над проектом началась в 1968 году и длилась почти два десятка лет. Постройка выглядит внушительно и эффектно. На момент создания это был один из самых современных музеев древнейшей истории в мире. Несмотря на модернизм в архитектуре в облике здания есть что-то «старинное» и глубинно-древнее. Возможно, такого эффекта и добивались создатели. Здание способно впечатлить и обывателя, и ценителя. Глядя на него, вряд ли кто-то скажет, что брежневская архитектура – вся сплошь безликая и скучная.


Лужковский стиль – главное управление Банка России по Центральному федеральному округу

ул. Балчуг, 2

Фото: legion-media.ru

Если на архитектуру брежневской поры зачастую реагируют вздохами и отмашками, дескать «застой в камне, что с него взять», то зодчество времен правления мэра Лужкова ругают больше всего. Эпоху Лужкова в развитии города поносят за точечную застройку, сносы исторических зданий и дурновкусие. Чаще всего исследователи видят в лужковской архитектуре местное проявление постмодернизма с уклоном в своеобразно понимаемый историзм и эклектику. Все это приправлено большой долей фальши, которая проявлялась, как в стремлении придать «старины» явно современным зданиям с помощью башенок, колонн, балясин и так далее, так и в применении фальшивых материалов.

Банковское здание на улице Балчуг вряд ли можно назвать архитектурным шедевром. Однако оно не столько вычурно и безвкусно, как многие постройки лужковского стиля. Офис для финучреждения был спроектирован архитектором Владимиром Колоснициным и строился в 1994-1997 годах. Использовав некоторые приемы постмодерна, автор придал зданию достаточно строгий и деловой вид, подобающий банку. Здание неплохо вписалось и в окружающую застройку: благодаря цветовой гамме фасада и угловой башне оно по стилю и цвету перекликается с соседним отелем «Балчуг Кемпински».


Архитектура XXI века – бизнес-центр на ул. Красина

ул. Красина, 3

Фото: mos.ru

Кардинальные изменения в архитектуре и градостроительстве в Москве начались с приходом к власти мэра Сергея Собянина. После точечной жилой застройки и отдельных крупных проектов началось комплексное развитие территорий. Окраины, пустыри и промзоны стали застраиваться массовым и не очень жильем, вместо отдельных бизнес-центров начали возводить целые комплексы. Город в целом подвергся массовому благоустройству и изменениям: от замены плитки и лавочек до строительства пересадочных узлов, станций метро и новых транспортных линий. Вместе с тем, в городе наряду с безликими и типовыми постройками все чаще стали появляться оригинальные, продуманные здания, исполненные с учетом международных стилистических и концептуальных тенденций.

Офисные здания часто ругают за их безликость, но и среди современных бизнес-центров есть постройки со своим неповторимым обликом. Одна из них – деловой комплекс на улице Красина, построенный в 2016 году по проекту Владимира Плоткина на месте снесенного хозяйственного корпуса в стиле конструктивизм. Здание удачно вписалось в изгиб улицы. Фасад – графический, что достигается благодаря вытянутым линиям между оконными проемами, которые по мере приближения к последнему этажу становятся все шире. Большая площадь остекления фасада делает его «воздушным» и наполненным светом.