Мрачная философия «Рика и Морти»: 5 главных претензий сериала к современному обществу | Кино | Time Out

Мрачная философия «Рика и Морти»: 5 главных претензий сериала к современному обществу

Анна Афанасьева   18 июня 2021
4 мин
Мрачная философия «Рика и Морти»: 5 главных претензий сериала к современному обществу

Сериал «Рик и Морти» возвращается на малые экраны 20 июня. Это будет уже пятый сезон анимационной сенсации, которую почти сразу начали называть культовой. «Рик и Морти» отличается смелостью в выборе тем и нестандартными выводами. За это время они успели вынести несколько неутешительных диагнозов современному обществу — Time Out вспомнил 5 таких претензий.


Мы делаем вид, что жизнь имеет смысл

В восьмом эпизоде первого сезона Рик дает возможность семейству Смитов взглянуть на их жизни в альтернативных реальностях. Выясняется, что Бет и Джерри достигли бы большего успеха, если бы не родился их первый ребенок Саммер. Расстроенная девушка спешит в свою комнату, где ее догоняет Морти и произносит знаменитый монолог: «Никто не существует по определенной причине, никто ни к чему не привязан, все однажды умрут, пойдем посмотрим телек». 

Во втором сезоне Рик и его внук отправляются в аккумулятор космического корабля, где герой создал целую вселенную для работы двигателя. В том мире ученый придумал похожую технологию, и цикл повторяется еще раз. Ощущение, что вселенная Рика не более значима, чем те, что подзаряжают аккумуляторы, не покидает на протяжении всего эпизода.


Бороться с токсичностью — глупо

В шестом эпизоде третьего сезона Рик и Морти посещают инопланетное спа, где очищаются от токсинов и становятся идеалом современного общества — людьми без негативных эмоций. Однако эти просвещенные герои, адепты йоги и позитивного мышления гораздо менее приятны, чем импульсивные и пессимистичные Рик и Морти.

Обновленному Рику плевать на внука, а тот вместе со страхом утратил моральный компас. Долгое подавление токсичных «Я» приводит к тому, что те захватывают контроль и превращают мир в ад.

Похожие идеи исследуются в восьмом эпизоде того же сезона. В нем оказывается, что Рик долгое время избавлял внука от неприятных воспоминаний. Однако их количество все же наводит на мысль, что героям стоит начать учиться на своих ошибках и примиряться с ужасами существования, а не постоянно стирать память о них.


Современный мир уничтожает душу

Впервые эта тема появилась в шестой серии первого сезона, когда Рик превратил всех людей в мире в монстров. В экстремальных условиях, приближенных к первобытным, до этого пассивно-агрессивные отношения Джерри и Бет стали страстными и искренними.

К этому же выводу мультфильм обращается во второй серии третьего сезона, когда Рик, Саммер и Морти попадают в постапокалиптический мир. Саммер влюбляется в местного жителя, пока ее брат находит себе новое развлечение — сражения на боевой арене. Затем Рик дарует этим персонажам «Безумного Макса» электричество. Тогда страстная любовь сменяется тихим взаимным недовольством, а агрессивные бои — сплетнями о соседях.

В седьмой серии в Цитадели, впитавшей все недостатки современного мира, Простой Рик, работающий руками, оказывается самым счастливым человеком, а реальные чувства используются корпорациями в маркетинговых кампаниях.


У романтической любви нет будущего

Сериал не строит иллюзий по поводу отношений Бет и Джерри. Они оказались в браке только потому, что Бет забеременела Саммер. Некогда влюбленные часто ссорятся, и между ними нет ничего общего. 

Однако сериал продолжает сводить пару не из-за любви, а из-за моральных обязательств. Во втором эпизоде четвертого сезона раскрывается причина этого решения. На примере инопланетного приложения для знакомств показывается несостоятельность романтических отношений, которые заменили более практический подход пару столетий назад. Пользователи приложения меняют партнеров с поразительной скоростью, следуя за непостоянными эмоциями, как и велит современный взгляд. Бет в этом случае — настоящая героиня, ведь она остается с Джерри, а не спешит на встречу с мужчиной мечты.


Наши ценности требуют пересмотра

Сериал часто с наслаждением указывает на то, как бессмысленны многие современные ценности. Например, во втором эпизоде второго сезона Морти восстает против того, что Рик продает оружие наемным убийцам, и решает спасти пленника, приговоренного к смерти. По пути он убивает десятки невинных людей и портит им с Риком выходные. В итоге порыв чтить любую форму жизни оказывается бессмысленным: спасенный пленник собирается уничтожить людей, и Морти вынужден убить его.

Всеобщие ценности критикуются и в четвертой серии третьего сезона, где Рик и Морти помогают вдохновленным «Мстителями» заступникам спасти мир. Теория о существовании «чужих» и «своих» быстро разрушается, когда раскрываются истинные лица супергероев, их участие в уничтожении планеты и мелочные интриги внутри команды.