Секс, расизм, справедливость: 5 главных фильмов Спайка Ли

Секс, расизм, справедливость: 5 главных фильмов Спайка Ли

Виктория Савина   18 июня 2020
5 мин
Секс, расизм, справедливость: 5 главных фильмов Спайка Ли

Новая работа Спайка Ли под названием «Пятеро одной крови» поразительно сочетается с актуальной политической повесткой и недавними событиями в Миннеаполисе. Фильм посвящен одновременно личной драме, Вьетнамской войне и взаимосвязи истории с современностью. В честь премьеры картины на Netflix Time Out предлагает вспомнить лучшие ленты автора, которые поднимают социальные и политические вопросы.

«Ей это нужно позарез» (1986)

She's Gotta Have It

Черно-белая картина «Ей это нужно позарез» стала первой полнометражной работой Спайка Ли. Она снискала большой успех и породила моду на независимое афроамериканское кино. Лента внесла заметный вклад в изменение представления о роли темнокожих в американском кино.

В ролях: Трэйси Камилла Джонс, Томми Редмонд Хикс, Джон Канада Террелл, Спайк Ли

Фильм снят в спокойной, статичной манере и полон крайне выразительных кадров. Сюжет посвящен будням самодостаточной темнокожей девушки, которая поддерживает отношения сразу с тремя мужчинами.

В картине еще нет заметно выраженного политического пафоса — он характерен для более поздних работ Ли. Однако в этом фильме рассматривается яркое проявление сексуальности, которое также нередко подвергалось осуждению.

 

«Делай, как надо» (1989)

Do the Right Thing

Вторая громкая работа Спайка Ли уже насквозь пропитана гражданским протестом. Действие фильма длится всего один день. Несколько случайностей запускают огромный скандал, в котором выявляются накопившиеся между персонажами противоречия.

В ролях: Спайк Ли, Дэнни Айелло, Джон Туртурро, Ричард Эдсон

За частной историей разборок скрываются глубокие социально-политические проблемы: кажется, что гнев и ненависть движут буквально каждым из нас. Фильм снят в удивительно теплых тонах, которые прекрасно сочетаются с настроением и атмосферой повествования. В эпицентре событий оказывается молодой парень Муки, которого сыграл сам Спайк Ли. Герой работает разносчиком в местной пиццерии италоамериканца и ежедневно сталкивается с тем, что его подкалывает сын хозяина заведения.

Ближе к вечеру ярость и нетерпимость персонажей выплескиваются наружу и пиццерия превращается в поле боя. Некоторые кадры фильма пугающе рифмуются с недавними событиями в Миннеаполисе — и так и не решенные проблемы видятся еще отчетливее.

 

«Тропическая лихорадка» (1991)

Jungle Fever

В «Тропической лихорадке» Спайк Ли снова размышляет о трудностях межрасовых отношений и предлагает зрителям понаблюдать за тем, как может развиваться роман белой женщины и темнокожего мужчины.

В ролях: Уэсли Снайпс, Аннабелла Шиорра, Спайк Ли, Осси Дэвис

Помещая героев в «неудобные» по тем временам ситуации, автор безжалостно вскрывает неврозы Америки и расизм, который продолжает процветать в обществе. Центральные персонажи пытаются разобраться в своих чувствах, в которых перемешались страсть, сомнения, противоречия, страх осуждения и даже чувство вины. Оптимизма в «Тропической лихорадке» не так много: недаром в фильме звучит история про линчевание.

Попытка следовать прогрессивным идеалам подавляется консервативным обществом в лице родителей и друзей, знакомых и коллег. В итоге все возвращается на круги своя. Каждый из участников истории получил свою «прививку времени» против расизма: она была болезненна, но необходима.

 

«Чирак» (2015)

Chi-Raq

В 90-х и начале 2000-х Ли снял сразу несколько значимых работ. Например, «Круклин» — признание в любви семидесятым, которые еще не стали «эпохой яппи», а на улицах было меньше гангстерских банд и насилия. Или «Одураченные»: темнокожий сценарист приглашает участвовать в съемках неполиткорректной программы только афроамериканцев и потрясает этим общество.

В ролях: Ник Кэннон, Тейона Паррис, Уэсли Снайпс, Анджела Бассетт, Сэмюэл Л. Джексон

Однако по-настоящему мощным политическим манифестом стал вышедший в 2015 году «Чирак». За основу сюжета взята комедия Аристофана «Лисистрата», но действие перенесено в современный Чикаго. Женщины объявляют мужчинам сексуальный бойкот, чтобы остановить кровопролитие и спасти будущее своих детей. В самом начале ленты Спайк Ли демонстрирует страшную статистику: в 21 веке в уличных чикагских перестрелках погибло больше людей, чем в Афганистане и Ираке. Режиссер дерзко добавляет уличную поэтику, энергию, ярость и боль современности в древнегреческую трагикомедию.

И хотя оригинал Аристофана создан около 411 г. до н. э., в реальности подобные демонстрации протекают в неблагополучных странах Африки. Поэтому главный призыв остается неизменным: насилие пора остановить.

 

«Черный клановец» (2018)

BlacKkKlansman

Еще более громогласным успехом Спайка Ли стала лента «Черный клановец», получившая в 2019 году Оскар за «Лучший адаптированный сценарий».

В ролях: Джон Дэвид Вашингтон, Адам Драйвер, Лора Хэрриер, Тофер Грейс

История полицейского Рона Сталворта основана на реальных событиях. В 70-е он стал первым темнокожим детективом полиции в Колорадо Спрингс, внедрился в отделение Ку-клукс-клана вместе с напарником-евреем, развалил планы расистов и предотвратил теракт. «Клановец» прямолинеен и даже простодушен, но в нем так много энергии, задиристости, качественного черного юмора и потрясающих композиций, что фильму хочется простить любые прегрешения. Однако есть в картине и грустные эпизоды.

Ближе к финалу персонаж Гарри Белафонте рассказывает о линчевании, а в конце мы видим кадры из хроники протестов в Шарлоттсвилле 2017 года. Это вновь отсылает к взаимосвязи прошлого с настоящим: путь к лучшей версии общества будет еще долгим.