Как и почему театр выгнали на улицу и что из этого вышло | Театр | Time Out
Театр

Как и почему театр выгнали на улицу и что из этого вышло

Евгения Микулинская 11 декабря 2020
7 мин
Как и почему театр выгнали на улицу и что из этого вышло
Фото: Depositphotos
Театр уже давно не сводится к пресловутой вешалке: это не обязательно гардероб на входе и походы в буфет во время антракта. Сцена, занавес, актеры и публика, да и само здание, где все это находится, на самом деле опциональны. Площадкой может стать улица, декорациями сам город, а артистами — зрители. Time Out рассказывает, как рождается сайт-специфик театр и как устроены современные русские спектакли, реализованные в этом формате.

Ричард Шехнер (Richard Schechner), американский театровед и театральный режиссер, крупнейший теоретик перформанса, описывал сайт-специфик театр так: «Спектакль согласовывается с окружающей средой, пространство участвует в сценическом диалоге. Такая среда, взятая для спектакля, в некотором смысле, создает поведение зрителей».

Общепринятая классификация site specific театра включает в себя два варианта: променад-театр и environment-театр.

Формы у спектакля-променада могут быть самые разные. К примеру, в Санкт-Петербурге группа творческих активистов «12:12» провела спектакль-игру «Я вышел и вернулся не туда», основанный на реальных историях людей, потерявших дом. Всего прошло три показа. На каждом из них присутствовало не более 10 человек. У каждого из них — свой герой и уникальная история того, как он потерял дом.

Актеров в этом спектакле нет: зрители сами становятся свидетелем и соавтором истории своего героя. Деньги, полученные за спектакль, были отправлены в благотворительную организацию «Ночлежка».

Фото: Катя Мушинская

«В основу историй легли реальные факты. Мы ходили в “ночлежку” на лекции, наш драматург Марина Дадыченко исследовала разные истории людей, потерявших дом. И на отдельных фактах их них строились драматургические истории наших персонажей. Но все равно можно сказать, что это художественное произведение», — рассказывает Анна Сагальчик, куратор проекта.

«Наш зритель — он как бы тоже становился драматургом. В финале у каждого складывался свой рассказ, которым зрители делились друг с другом».

Анна объясняет: «Наш зритель — он как бы тоже становился драматургом. Он получает конверт с определенной историей и должен проделать свою часть работы. К примеру, он читает историю, которая связана с работой его героя, и далее выбирает по ощущениям, какой предмет, как ему кажется, наиболее сейчас подходит под ту историю, которую он прочитал. На каждом предмете была бирка с действием. Человек должен был выполнить это действие и сделать запись, можно было написать ассоциации, свои ощущения или воспоминания — что угодно, что как-то срезонировало с этим действием, с этим предметом. В финале у каждого складывается своя личная драматургия, свой рассказ, которым зрители делились друг с другом».

Спектакль за соседним столиком

Environment-спектакли проходят в определенной локации, которые могут быть самыми неожиданным — торговый центр, заброшенная церковь, цех завода, метрополитен или бар. Никаких ограничений нет, главное — чтобы пространство отражало идею спектакля. Яркий пример — спектакль «Barstory: Брэдбери», который идет в столичных барах с сентября 2020.

В нем рассказывают историю молодого писателя Рэя Брэдбери, который поехал в Ирландию писать сценарий для фильма «Моби Дик». Сюжет основан на книге «Зеленые тени, белый кит», где большинство сцен происходит именно в баре.

Фото: Алексей Ефимов

«Barstory начался, как это ни странно, с библиотеки. С проектной командой библиотекарей мы делали фестиваль, посвященный 100-летию Рэя Брэдбери и изучали его произведения. Остановиться решили на незаслуженно малоизвестной работе “Зеленые тени, белый кит”. Это роман, собранный из цикла рассказов о поездке автора в Ирландию», — рассказывает продюсер проекта Илья Роговенко.

«Зрители сидят за соседними столиками с актерами и могут принимать участие в игре, выкрикивать реплики с места, вступать в диалог с актерами и становиться полноправными участниками театра».

«Большинство сцен происходит именно в баре, поэтому данной локации было не избежать. Мы решили не делить зал на условную сцену и зрительный зал. Зрители сидят за соседними столиками с актерами и могут принимать участие в игре, выкрикивать реплики с места, вступать в диалог с актерами и становиться полноправными участниками театра. Сцены часто переписываются прямо на ходу, от реакции зрителей зависит поведение актеров и порой даже сюжетные повороты», объясняет Илья.

Фото: Алексей Ефимов

Сценарист проекта Екатерина Лозовик формулирует посыл так: «Для нас Barstory — это возможность выйти за привычные рамки, убрать сцену и занавес, устранить все границы и показать, что театр — это весело, доступно и понятно».

Спектакль для одного

Американская театральная компания This Is Not A Theatre Company в период, когда Нью-Йорк стал эпицентром пандемии Covid-19, выпустила аудиоспектакль для прослушивания у себя дома — прямо в ванной комнате. Театральная компания «Импресарио» и «Мобильный художественный театр» перевели и адаптировали русскоязычную версию спектакля.

В описании спектакля указано, что он возможен при наличии 1 ванной и 1-го погружающегося и продлится ровно 30 минут.

Подобные эксперименты с форматом проводили и в других странах. Известная театральная группа — Rimini Protokoll (Швейцария/Германия) выпустила свой небольшой аудиоспектакль для домашнего прослушивания — «9 движений». Это серия простых инструкций, мгновенно включающих воображение. Вы увидите самые привычные вам вещи так, будто видите их впервые. Для русскоязычной аудитории его также адаптировали «Импресарио» и «МХТ». В Москве тоже есть свой авторский спектакль-перформанс для одного зрителя. Правда, чтобы попасть на него, нужно будет все же выбраться из дома и доехать до делового центра, а после подняться на 56 этаж башни «Империя». Именно там расположился перформанс «Камера».

Об истории создания автор идеи и продюсер проекта Неля Старкова вспоминает так: «Я долгое время занималась event-сферой, делала различные мероприятия, но мне стало казаться, что в этом нет души. Московская публика слишком искушенная, у нее по 9 мероприятий за вечер. Мне хотелось делать события, наполненные душой и смыслом. Во время восхождения на гору Аконкагуа, в Аргентине, уже на последнем издыхании мне пришел в голову образ — белая комната, которая переливается разными цветами, такое безопасное пространство только для одного».

«Мне пришел в голову образ — белая комната, которая переливается разными цветами, такое безопасное пространство только для одного».

«Это должна быть история про самого себя. Я стала вспоминать, какие театральные проекты меня впечатлили, и поняла, что это “Твоя игра” театральной группы Ontroerend goed theatre, и «Кто ты» — Гоголь-центра. Их объединяет то, что это были истории именно про меня, а не про других персонажей, и мне захотелось тоже сделать такую личную историю. Так появилась концепция перфоманса «Камера». Презентация прошла на Дягилевском фестивале в Перми. Сценаристом перформанса стал Валерий Печейкин, драматург Гоголь центра. “Камера” — она для каждого своя, это медитативный опыт, который остается с тобой, и что произошло на самом деле, тоже знаешь только ты».

Иммерсивные спектакли в музее

Ряд иммерсивных спектаклей идет сейчас в Центре современного искусства М’Арс. Музей в своих работах делает акцент на дополненную реальность и цифровое искусство, дает возможность зрителям погрузиться в атмосферу перформанса самостоятельно с помощью аудиогида, который можно включить и выключить в любой момент. Время для посещения спектаклей не ограничено, каждый зритель двигается в своем темпе.

К примеру, арт-спектакль RESET 2.0. проводит зрителя по 7-ми комнатам, в каждой из которых есть своя тематика, а также перформативное действо с серией красочных декораций и пулом режиссерских задач, где главный исполнитель и единственный персонаж — сам зритель.

«RESET 2 — это 60-минутное медитативное представление, сеанс арт-терапии, помогающий анализировать и благоприятно влиять на собственную психику и эмоции с помощью сенсорных и тактильных практик. В основе представления — интерактивное общение зрителя с объектами предметного дизайна, имитирующими элементы натуральной природы, после взаимодействия с которыми исчезает стресс и пополняются эмоциональные и физические ресурсы организма», — рассказывает арт-терапевт и исследователь Ольга Щербакова.

За рамки привычного

Современный театр действует вне рамок и проникает во все культурные сферы. Спектакли проводят в музеях, библиотеках и кинотеатрах. В свою очередь сотрудники культурной и event-сферы создают перфомансы, квесты и театрализованные экскурсии.

Российский опыт, конечно, пока что отстает от западного, поэтому простому зрителю (да и даже театралу с внушительным опытом) бывает трудно определить ту самую грань между квестом с участием актеров и диджитал-инструментов и перфомансом, а также инсталляцией для одного зрителя и сайт-специфик спектаклем.

Возможно, это сейчас и не нужно. Театральный критик и блогер Виктор Вилисов в своей книге «Нас всех тошнит. Как театр стал современным, а мы этого не заметили» говорит: «Главная мысль о современном театре, которую нужно постоянно держать у себя в голове: современный театр разный». И слава богу.

Реклама
Акция не распространяется на операции, оформленные в программы: «Универсальный перевод плюс», «Универсальный перевод», «Заплати в Рассрочку», «Все покупки в рассрочку» и переводы в рамках системы быстрых платежей. Организатором промоакции «180 дней на всё!» является АО КБ «Ситибанк» (далее — «Ситибанк»). Промоакция проводится на территории Российской Федерации. Общий период проведения промоакции — с 01.04.2021 по 31.03.2022. Правила программы и сроки ее проведения опубликованы по ссылке. Льготный период кредитования длительностью 180 дней с момента одобрения кредитной карты распространяется на операции по оплате товаров, работ и услуг, снятию наличных, денежных переводов со счета кредитной карты. Участнику Акции необходимо своевременно и в полном объеме вносить минимальную сумму платежа по кредитной карте в соответствии с условиями договора о выпуске и обслуживании кредитных карт для сохранения специального условия Начиная со 181 дня с даты одобрения карты действуют стандартные условия Льготного периода кредитования.
Кредитный лимит устанавливается в индивидуальном порядке на усмотрение банка в пределах 450 000 рублей для новых клиентов и может быть увеличен до 1 000 000 руб,
Кредитная карта выпускается исключительно по усмотрению банка. Процентная ставка устанавливается в индивидуальном порядке от 20,9% до 32,9% годовых. Срок возврата кредита определен моментом востребования.