Созвездие юных: 6 спектаклей молодых и перспективных режиссеров | Театр | Time Out

Созвездие юных: 6 спектаклей молодых и перспективных режиссеров

Антонина Шевченко   8 февраля 2021
5 мин
Созвездие юных: 6 спектаклей молодых и перспективных режиссеров
«7 дней в совриске»
Театр меняется так же быстро, как и мир в целом. Появляются новые имена, режиссеры, концепции и идеи. Кто будет формировать театральный ландшафт в будущем, можно понять уже сейчас. Time Out выбрал шесть спектаклей молодых режиссеров, увидев которые можно заглянуть в будущее.

«Священный талисман»

Где: Центр им. Вс. Мейерхольда

Когда: 12 февраля, 18 марта

Купить билет

В спектакле Михаила Плутахина (основателя Театра Предмета и по совместительству актера Мастерской Дмитрия Брусникина) нет артистов. Историю военного детства рассказывают разного рода предметы: катушки ниток, игрушки, кусочки ткани, шахматные фигуры, цветные кубики, и, конечно, сам талисман – белая козочка, героиня старинной еврейской колыбельной, символ беспечного детства, мира и рая.

В основе спектакля лежат стихи поэта и композитора Лейбу Левина, пережившего войну и лагеря. Спектакль поставлен в стиле «живой анимации». Все передвижения и метаморфозы предметов фиксируются камерами и тут же воспроизводятся на большом экране. За счет крупных планов фактуру можно не просто рассмотреть, а почувствовать тактильно. Действие сопровождается живой музыкой и звучанием самого стихотворения, прочитанного дочерью автора – израильской певицей и актрисой Рут Левин.


«Созвездия»

Для своего режиссерского дебюта Александр Алябьев собрал двух актеров разных театральных школ, но равно талантливых — Александра Горчилина и Елизавету Янковскую. Он поместил их в по-космически темное и пустое пространство. Здесь, в мультивселенной, герои рассказывают историю любви во всех ее вариантах со всеми возможными ответвлениями. Она – ученый-физик, он – пчеловод. Люди, как будто не имеющие ничего общего. Но их миры обречены пересекаться снова и снова, словно под действием непреодолимой силы притяжения.

В камерном, тихом, аскетичном спектакле все внимание сконцентрировано на актерах, которым приходится работать в стилистике пуантилизма. Они перескакивают из будущего в прошлое, из одной параллельной вселенной в другую, из ослабляющей хватку любви в первое свидание. И делают это мгновенно и с невозмутимой легкостью, будто переключают внутри себя некие актерские рычаги.


«Рождество»

Еще один спектакль, где главный герой – физик, поставил выпускник Леонида Хейфеца Никита Бетехтин. Пьесу написал неизвестный. Антон Лоскутов – псевдоним так и не открывшегося миру автора. «Рождество» было прочитано на фестивале «Любимовка-2017» и даже попало в шорт-лист. Пьеса такая же загадочная, как и ее автор. Герой возвращается в родной дом отдать некий долг, а по дороге убивает всех, кто встретился ему на пути. То ли на самом деле, то ли в своем воображении.

То, что герой не совсем в себе, понятно сразу. Болезненность и одержимость режиссер Никита Бетехтин и художник Надежда Скоморохова обозначили и в сценографии, и в манере игры актеров. Крохотное пространство Черного зала ЦИМ разлиновано под тетрадь по математике. Решетка из клеток, ломанные движения актеров, обрывающиеся монологи и рваный монтаж к концу выстраиваются в стройную сюжетную линию, где становится видна связь странного настоящего с травматическим прошлым.


«Леха»

Леха – это сын пожилого мужчины, чья старость озарилась чувствами к соседке Любови Ивановне. Но Леху зрители не увидят. Историю о вспышке молодости в старости рассказывает внучка героя.

Спектакль по воздушной пьесе Юлии Поспеловой поставил Данил Чащин, который вывел на сцену не только рассказчицу и самого героя, но и его внутреннюю жизнь.

Пока на одной трети сцены медленно, но верно закручивается убогая нищая рутина, в другой – полный сил актер Олег Гаас мчится по беговой дорожке, скачет в прыгалки и отжимается под бодрую музыку. Такой прием срабатывает и делает историю жизни одного маленького и неприметного человека щемящей драмой. И пусть внучка старается рассказывать беспристрастно, безэмоционально и сухо, но мы же видим, теперь все видим.


«7 дней в совриске»

Если вы ничего не понимаете в современном искусстве, то спектакль Егора Матвеева вам ничего и не объяснит. Вдохновившись популярной книгой социолога Сары Торнтон «Семь дней в искусстве», режиссер показывает изнанку российского арт-мира, жестоко ее высмеивая. Кумовство, мистификации – странные правила игры действуют безотказно. Директор галереи (Алиса Хазанова) и инвестор (Владимир Большов) закручивают интриги вокруг так называемой «криптодинамической инсталляции» и ее авторства.

Следуя книге Торнтон Матвеев встраивает в спектакль реальные имена и названия из мира: директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова, художник Павел Пепперштейн, аукцион современного искусства Vladey, Триеннале российского современного искусства в музее «Гараж», независимое издание о моде, красоте и современной культуре The Blueprint, а также Премия Кандинского.


«У нас все хорошо»

Где: Практика

Когда: 10, 11 февраля

Купить билет

За абсурдистскую пьесу польского драматурга Дороты Масловской взялся Иван Комаров – ученик Виктора Рыжакова и сам уже педагог Школы-студии МХАТ. Это история о трех поколениях, живущих в маленькой варшавской квартире и не имеющих ни возможности, ни желания найти общий язык. Режиссер не то чтобы отказался переносить ее на российскую почву, а вовсе вывел за грань безумия.

«Черная семейная комедия» напоминает скетч-шоу, где каждый эпизод с одной стороны самодостаточен, а с другой все-таки связан с общей сюжетной канвой. Ярко, быстро, громко, дерзко – так можно было бы вкратце охарактеризовать этот спектакль. Если вы все еще думаете, что хорошо там, где нас нет, то вам точно стоит увидеть эту постановку.