Послушай своих: российские релизы, которые стоит добавить в плейлист в апреле | Музыка и клубы | Time Out
Музыка и клубы

Послушай своих: российские релизы, которые стоит добавить в плейлист в апреле

Диана Дорофеева   26 апреля 2022
17 мин
Послушай своих: российские релизы, которые стоит добавить в плейлист в апреле
«Марсу нужны любовники». Фото: сайт группы

Перед майскими длинными выходными пора обновить плейлист, под который можно будет часами гулять, танцевать и мечтать. Time Out по традиции попросил российских музыкантов представить свои релизы, рассказав об истории их создания, концепции и значимых треках.


«Созвездие Отрезок» — «Жиза»

Альбом «Жиза» — наш второй по счету, наша кровиночка. Алгоритмы аккуратно положат его на полочку «Русское инди» — и это, конечно, чистая правда. И все же у нас найдутся песни для каждого: мы всех приютим и всем споем. Слушателей ждет увлекательный маршрут по кочкам и бочкам современной музыки. Четверо из нас расскажут про какую-то одну композицию с альбома, чтобы было легче и интереснее с ним знакомиться.

Искандер Еримбетов:

«Жиза». Ни у кого не возникло вопроса, с какого трека начинать альбом. Это пример того, как в одной песне соединяются множество элементов и жанров, которые заводят и вдохновляют нашу группу. Тут и русский романс, и глубокие тугие биты из хип-хопа, гитары — от воздушной, почти балалаечной акустики в начале до громящей и неистовой в конце. Слово «жиза» — это не столько существительное, сколько междометие: емкое, эмоциональное, сказанное на выдохе, русское народное, оно содержит в своих двух слогах и вопрос, и ответ.

Вот и песня примерно такая: про наши места и про наши с вами истории, в ней много вопросов и всего один ответ. Мне кажется, самобытность «Созвездия» рождается именно здесь, в переплетении жанров, методов и стилей с текстами, которые пишут Варя с Антоном. На альбоме много сильных и любимых песен, но эта — самая показательная как музыкально, так и концептуально.

Варя Краминова:

«Волосволна» была написана, когда я находилась на грани жизни и смерти души. Нужно было создать противоядие, отстраниться от гнетущей драмы, которая к тому моменту уже потеряла всякие конкретные очертания и переросла в абстрактную душниловку. Эта песня для потерявшихся: она аккуратно ляжет на любую рану и слегка понизит уровень печали. И вообще рекомендуется к прослушиванию на протяжении всей грустной поры, да и веселой тоже.

Аранжировка проигрыша в конце была сделана после очередной суровой музыкальной битвы Искандера и Никиты, так что в нем много сильных честных чувств, как и в самой песне, которая получилась близкой и нагой. В ней описано противостояние света и тьмы, а также зашифровано пожелание всем не умирать со скуки, потому что после нее обязательно наступит буря страстей, которую придется укрощать, чтобы не оказаться стертым в порошок любви.

Никита Чернат:

«Лицо». Однажды во время рабочей паузы в студии я взял гитару и начал играть что-то испанское, Антон тут же подхватил мотив и пропел «Зачем разбил мое лицо, зачем разбил мое прекрасное лицо?». Восторг наполнил сердца всех участников группы, кусочек был записан на диктофон и отправился ждать полноценной работы над альбомом.

Контекст драки, ссоры и противостояния, который задавала первая фраза, так и не отступал, пока мы не доделали трек до конца. Сначала Варя и Антон поссорились в «Зуме» довольно крепко, что помогло, видимо, дописать песню, а затем и мы с Искандером дошли до кипения, пока боролись с аранжировкой.

Наверное, это самая агрессивная и бескомпромиссная песня на альбоме. Она начинается без спроса, вся такая резкая и будто выпрыгивает на тебя с когтями из динамиков. Оставаясь в рамках поп-жанра, мы постарались отразить в каждом звуке настроение ссоры, когда желание орать сбивает тебя с ног. Однако, несмотря на крики и ругань, мы очень довольны треком: все эти эмоции, созданные им и дополнившие его, запечатлены навеки в записи. Поэтому будьте осторожны — можете обжечься!



Антон Дворцевой:

«Ромашков». Песня написана по дороге от одного бара до другого по перекопанной Покровке, еще на заре программы «Моя улица», жарким летним вечером, в тоске по давнему другу, которого мы в очередной раз пытались вытащить погулять, но не удалось. Когда же это было? Может, лет пять назад?

Никогда ее не представляли в другой аранжировке: только записанные одним дублем фортепиано и вокал. Нарочито безалаберная и ироничная, будто сыгранная в перерыве между записью «серьезных» песен — легкомысленный вальс, комедийная интермедия. Врезается в середину альбома на 1 минуту 5 секунд, переворачивает все с ног на голову и оставляет странное послевкусие в духе «а это еще что такое было?..».


«Голландский штурвал» — «Словно воздух, словно вода»

Никита Моисеенко:

Женщина, в которую я был влюблен несколько лет, сказала, что «не видит и сотой доли вероятности, что мы можем быть вместе». Тогда я пошел в бар «Маяк» и стал ждать там чуда. Ко мне подсели какие-то мужики в водительских жилетах и стали угощать водкой. Я знал, что добром это не закончится, но мне и не хотелось добра.

Я очнулся в траве на берегу Невы, денег не было, смартфона тоже. Потом оказалось, что с моей карточки сняли 39 000 рублей. Скорее всего, я сам снял деньги и отдал их. Наверное, со словами «Забирайте все, я не хочу жить». Последнее, что осталось в памяти — водка «Питерская ночь», которую, возможно, смешали с клофелином.

Когда я вышел на работу, подошла менеджер и сообщила, что я уволен за прогулы. Мне выдали увольнительные — и я болтался по вечеринкам, портя всем настроение. Ничего не складывалось в смысл, кроме музыки. Я решил вернуться к выступлениям, восстановить группу и отправиться в убыточный тур. «Питерская ночь» осела в сознании и требовала, чтобы я закончил ее как лейтмотив.

В этом был смысл — доводить песни до лаконичной формы, искать новых музыкантов, ходить на студию. Наш клавишник нашел свою женщину в Минске, я стал встречаться с виолончелисткой. Концерты не приносили денег, но решали личные проблемы.

Когда группа разрослась до семи человек, мы могли сделать многое: поиграть в дарк-джаз с саксофонистом, смешать эхо электрогитары с нашей маленькой скрипичной секцией из виолончели и скрипки, уйти в импровизации с клавишником. Нам нравилось делать стену звука, двигая отверткой по струнам гитары, использовать треснувшие тарелки и старые драм-машины.

В большом составе мы выступили на «Слоукор-фесте», а потом решили записать живой альбом на студии «Башня». Все одним дублем, без склеек. Как моментальная фотография нашей музыки и нашей дружбы. Там есть подростковые истории, написанные еще в 2009-м, про первый опыт соприкосновения с сексуальностью и алкоголем. Есть песни, которые я написал пару лет назад. «Питерская ночь» тоже обрела свою лучшую форму.

В песне «Непридуманный миф» удалось из размеренного слоукора уйти в дарк-джаз импровизацию, а потом разогнаться до пост-роковой стены звука в духе Godspeed You! Black Emperor. Для нас это самая сильная композиция на альбоме.

Текст трека «Существо» написал после хорошей интимной близости с человеком, которая почему-то привела к отвращению самого себя. Это новая для меня эмоция, в которой было интересно разобраться.

После выхода альбома я поссорился с барабанщиком, а виолончелистка нашла парня, за которого хочет выйти замуж. Состав снова меняется. И эту обложку с разбитой бутылкой я вижу как символ завершения. Щелк! — и моментальная фотография сделана. Участники расходятся.


«Марсу нужны любовники» — «Умами»

Иван Старцев:

Технически все композиции с альбома были готовы еще в октябре 2021 года — бери и издавай, но тут в рабочем чате вдруг объявили «Мне не нравится обложка!». С этого момента начались переносы релиза, и кто бы знал, что мы попадем в худшую из всех возможных дат.

Мы стали достаточно взрослыми, чтобы не торопиться, выверять мелочи, а не делать релиз ради релиза, поэтому промежуток между предыдущей пластинкой и новой составил четыре года. «Умами» — что-то вроде ребуса в моей голове. Одно из значений этого слова — пятый вкус, а у нас выходит пятый альбом, над которым еще и так тщательно поработали. Если сравнивать все пластинки, записанные нами со вкусами (кислый, сладкий, горький), то этот точно умами.

Жанрово мне нравится называть нашу музыку «инди-попом». Поп-музыка сама по себе очень сложная, но при этом обрела неприятный для многих контекст, а слово «инди-поп» пока что не обзавелось массой противоречивых клише и используется строго по назначению. Если детальнее, то наши песни — это электроника плюс гитары, голос Андрея, вполне себе стихи и мелодизм. Мы очень любим музыку — больше, чем стихи, поэтому она у нас никогда не будет просто фоном, но и к текстам мы подходим со всей ответственностью. Не хочу, чтобы когда-нибудь мне стало стыдно за какую-то из песен.

Мы много рассуждали о космосе, путешествиях и всякой романтике, а теперь стали говорить также на тему жизни и смерти. Видимо, опыт и наблюдения повлияли. Наши песни могут годами лежать в гугл-доках в виде стихов, а гитарные демки — ждать своего часа. На альбоме есть треки еще со времен первых лонгплеев, которые сейчас наконец-то смогли принять готовую форму.

«Путь на восток». В 2017 году у меня произошла очень драматичная личная история: я в очередной раз влюбился и поехал за ней в Китай, но в итоге буквально спустя месяц совместной жизни выяснилось, что мы слишком разные. А за пару недель до отправления в Гуанчжоу родилась эта песня. Хоть какая-то польза есть от неудачных романов.

«Цветные сны». В 2016 или 2017 году ребята из коллектива We Are предложили записать совместную композицию. Андрей как раз был в Екатеринбурге, они дружно встретились и наиграли первую демку целиком, кроме припева. Слова были написаны еще раньше и, как сотни других стихов, отложенных на будущее, были найдены в групповом гугл-доке. Так композиция и лежала полузаписанная без припева, пока мы не собрались в Сочи всем коллективом в августе 2020-го. Как раз в разгаре был ковид, а мы только вернулись со съемок сериала «Отпуск». И одним пьяным вечером решили эту песню все же дописать всем бэндом — тогда сочинили и припев, и мелодию для него. Долгий у нее путь получился, с хорошей выдержкой.

«Бесконечно красиво». Музыка была написана летом 2019 года, это я точно помню. Вообще я писал ее для другого проекта, но он так и не был реализован. Также я точно помню, что текст появился ровно через год и тоже пандемийным летом. Сережа переписал клавишные партии на гитары, Андрей спел, мой голос там тоже присутствует низким бэком, а Ильназ все это дело свел.


Non-Human Animal — «Интерфаза»

Андрей Биличенко:

Название альбома «Интерфаза» пришло из биологии. Этим термином обозначается период в жизни клетки, когда та готовится к делению. У некоторых клеток он длится секунды, у некоторых — часы, дни, месяцы. А бывают клетки, которые существуют в нем до самой смерти, то есть они не делятся никогда, как, например, нервные клетки человека. Таким образом, интерфаза — это метафора ожидания чего-то значительного, главного. И это может случиться с вами через секунду, через день или не случиться вообще. Все песни на альбоме разные, но, нам кажется, все они содержат в себе некое внутреннее напряжение, характерное для ожидания.

Логика последовательности треков в релизе — это путь от молодости к старости. Открывается все песней «Новый год», что символизирует рождение, в первой трети альбома находится хулиганская «Китайский секс» и воздушная, вдохновенная «Взлетай» — они, безусловно, о молодости. Чем дальше мы идем, тем более меланхоличными становятся песни — например, «Регби» рассказывает об одиночестве.

А в завершении альбома — длинная композиция Blackbird, или «Дрозд», с меняющимся размером, темпом и ломаным ритмом, которую можно понять или почувствовать, как переход души из этого в мира в какой-то другой или, может быть, в пустоту.

Песня «Мел» была написана в начале пандемии, в мае 2020 года. Тогда я жил в Москве, а моя возлюбленная — в Белгородской области. Однажды мы созвонились по видеосвязи во время прогулки, и она показала меловые горы — особые холмы, состоящие в первую очередь из мела, очень характерные для той части России. Их вид вместе с названием поразили и вызвали в душе образы, связанные с хрупкостью мира и людей, его населяющих, будто все они созданы из мела. В итоге песня, посвященная Ире, получилась нежной и тревожной.

Есть на альбоме композиция, которая прежде носила нецензурное название, однако включать ее в треклист в таком виде показалось нам неудачной идеей. Мы поступили просто – переименовали ее в «2022».

Песня «Паника», возможно, несколько проигрывает в студийной версии. Ее лучше слушать вживую, благодаря Бога, что все тогда закончилось хорошо. Почему ее надо слушать вживую? Не нужно объяснять — просто приходите посмотреть. А пока нет концертов, все еще доступен YouTube!


MIMIKO — «Суперсоляр»

Дима Конов:

Для меня создание музыки, как и все мое творчество, это некий сеанс личного психоанализа. Каждый раз я исследую свои потаенные границы и закрытые места в поисках себя настоящего. В дарк-инди альбоме «Суперсоляр» я делюсь этими переживаниями со слушателями, зная, что они найдут в них что-то свое. Может быть, заново познакомятся с самими собой, ведь в этом быстром мире мы очень часто теряемся и забываем, кто мы есть на самом деле. Мои лирические герои грустные, но думающие. Страстные, но любящие. Каменные, но живые.

Я изучаю темную сторону человека и проецирую на моих героев. Это простой и очень важный вопрос для каждого из нас: многие люди пытаются подавить свою темную сущность — и страдают после неожиданного взрыва эмоций. Я считаю, что мы должны дипломатично принять ее, но не в ущерб себе и близким. «Суперсоляр» — это песни о простых человеческих истинах, где даже в самые мрачные времена в нас живет надежда на доброе завтра, на любовь и дружбу.

В записи альбома принимали участия мои друзья-музыканты, коллеги по творческому объединению Hurma Corp., в котором я являюсь художественным руководителем. Питерская синти-поп дива «Стереополина» («Б=Л»), кировский электронный продюсер VRAAG («Платье белое»), уральский арт-хоп исполнитель COSRI («Полон»), тюменские ребята из психоделик-поп-рок банды «ЛИЦАХРИЗАНТЕМ» («Не пытайся», «Полон») и мой верный напарник BigDrumSuperMex (гитарист MIMIKO, все песни).

Песня «Б=Л» — о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной в сложный период, о понимании простых истин и применении их в отношениях с любимыми и близкими тебе людьми. «Боль — это больше, любовь — это проще…» поется в припеве, но если поменять местами слова в этих строчках, смысл не меняется. Ведь любовь и боль — одно и то же, одна энергия, только на разных полюсах.


Paragis — «Вспышки света»

Аня Парагис:

Мини-альбом «Вспышки света» создавался без спешки, естественно, интуитивно и органично. Я пишу, отталкиваясь от импульса внутри. Далее рациональная часть сознания дорабатывает структуру и находит причинно-следственную связь. Моя сила состоит в уязвимости, импульсе, интуиции и ощущении момента. Планы, цели, дисциплина помогают вернуться к земле, структурировать хаос и трансформировать в созидание. Продолжаю учиться этому и ищу баланс.

Концепции и жанровых ограничений у альбома не было, релиз запланировали до начала событий 24 февраля. Это было трудным решением, выпускать его в такое время, но благодаря поддержке близких людей почувствовала, что стоит.

Песни с EP написаны в промежутке 2017-2021 годы. Например, «Ответ» пришла в 2017-м, когда я жила в Истре, играла раз в неделю в местном пабе и тратила четыре часа на дорогу туда-обратно на репетиции в Москву. Атмосфера того места и времени помогли отразить образы в песне. Помню, как посмотрела в окно, когда искала слова для передачи состояния на тот момент.

«Любить» родилась в сентябре 2021 года. Перед написанием размышляла о жестокости, травмах, насилии и способности человека к разрушению. Хотелось найти ключ от осуждения, обвинения в холодной бесчувственности и агрессии. Играла на гитаре — и гармония, мелодия, слова пришли молниеносно. Отправила первую версию демо Стасу, доработали часть второго куплета в реальном времени в переписке.

Зерно песни «Вспышки света» зародилось в 2011 году. Во сне ехала по темному туннелю, ощущала тревогу и неопределенность, будто это путешествие бесконечно. Страх, безысходность и кольцо пространства. После того как перестала сопротивляться эмоциям и приняла происходящее, увидела впереди лучи белого света. Чем шире открывала глаза, тем проще было смотреть вперед. Выехала из туннеля и почувствовала умиротворение, любовь, благодарность. В мае 2021 года играла повторяющиеся пассажи на пианино — и пришла песня. Ощущаю себя проводником: передаю информацию, пропускаю сквозь опыт, знания и мироощущение.

В темные времена важно оставаться человечными. Этот альбом поможет прожить разные состояния, почувствовать момент таким, какой он есть, и действовать через любовь. Наше сердце открыто, пускай и разбито — но мы продолжаем светить.

Стас Смирнов:

С моей точки зрения, концепт был простым — что нынче впечатляет и радует в музыке, то и предполагается к исполнению. Тем более демо, которые Аня мне присылала, диктуют собственный стиль. Хочется какого-нибудь блюзо-соула? Вот «Вспышки света». Минимальной электроники? Тогда «Любить». А уж когда захотелось левоногого реверберированного прихода из окрестностей Майами 80-х — пожалуйста, «Ответ».

«Ответ» — это откуда-то из больного розового неонового цвета. Группа Sun Araw, игра Hotline Miami. Разновидность своеобразного музыкального опьянения, где все записано и сыграно строго через древнюю spring-реверберацию и пропущено через старый кассетный Tascam.

«Любить» — этот хит я писал, на секундочку. Так что извольте получить прямой бит с минимальными синтезаторами. Потом еще компостировал госпоже Парагис мозги, дабы привести текст к одному мне известному идеалу. Удалось!

«Вспышки света» — о-о, это такая особенная поп-музыка по-моему. В ней намешано столько музыкальных приемов, что иной раз становится жутко, как эта шаткая конструкция держится. А ведь стоит Вавилонская башня, никуда не думает падать — значит, эксперимент удался. Там и блюзовые гитары, и нео-соуловые ударные, и тягучий орган с кинематографичными винтажными струнными. И это только во вступлении, ага.