9 культовых кинофраншиз, которые создатели испортили сиквелами | Кино | Time Out

9 культовых кинофраншиз, которые создатели испортили сиквелами

Анастасия Лабурец   21 ноября 2020
8 мин
9 культовых кинофраншиз, которые создатели испортили сиквелами
Мы живем в мире франчайзинга. Из наиболее удачных фильмов Голливуда делают либо сиквелы, либо приквелы, но качество продукта в процессе нередко ухудшается. Согласитесь, нет ничего печальнее, чем смотреть, как поначалу отличная история впоследствии начинает существовать лишь для того, чтобы набирать кассу. Time Out выбрал несколько таких удручающих примеров.

«Пираты Карибского моря»

Джонни Депп пробил себе дорогу к сердцам зрителей в 2003 году, когда на экранах появился знаменитый капитан Джек Воробей. Звездный актерский состав, увлекательная приключенческая история и забавная роль безбашенного пирата помогли первой части франшизы стать международной жемчужиной.

Столь сладкий вкус успеха, видимо, вскружил продюсерам голову, так что они решили не останавливаться на достигнутом и выпустить еще одну ленту, а затем и еще… В итоге отсутствие оригинального сюжета и бесконечно повторяющиеся фразы превратили франшизу в пустой и безвкусный боевик о пиратах.

То самое будоражащее чувство, которое мы испытывали при просмотре первой, второй и, может быть, даже третьей части, в итоге исчезло и уступило место сплошному разочарованию и усталости.


«Парк Юрского периода»

Парк Юрского периода был чистой магией Спилберга. Научно-фантастический приключенческий фильм появился в 1993 году, был одинаково любим критиками и зрителями, и на тот момент стал самым кассовым во всем мире.

Спилбергу удалось совместить запоминающихся персонажей с великолепно поставленными сценами, потрясающим музыкальным сопровождением от легендарного Джона Уильямса и уникальными на тот момент спецэффектами. Нельзя недооценивать огромное культурное и художественное влияние, которое оказал Парк Юрского периода на кинематограф. Если бы не одно «но»…

Сегодня продолжение франшизы появляется под названием «Мир Юрского периода»: первая часть вышла летом 2015 года. Лента произвела ошеломляющий эффект и установила рекорд в современном кинематографе, заработав за первый уик-энд проката в США почти на полтора миллиона больше, чем «Мстители». Сам фильм, однако, получил смешанные отзывы. Критики отмечали, что ему не хватает того «вау-эффекта», который в свое время произвела лента Спилберга. В итоге блокбастер остался неплохим вариантом для летнего просмотра, который, однако, напоминает устаревший лет так на 10 аттракцион. В 2018 году вышло еще одно продолжение под названием «Мир юрского периода: Павшее королевство».

Ленту хвалили за зрелищность, но все испортил пробуксовывающий сюжет. Хоть действие и вынесли за пределы привычных нам островов, это не спасло картину от разочаровавшихся зрителей.


«Очень страшное кино»

«Очень страшное кино», созданное как пародия на слэшеры («Крик», «Я знаю, что вы сделали прошлым летом») могло бы стать отличной комедией, если бы создатели не пошли дальше и не сделали из него франшизу. Слоган фильма гласил: «Ни стыда. Ни совести. Ни сиквела». Однако с последним пунктом продюсеры точно промахнулись.

Вышло еще четыре части, из чего можно сделать вывод, что сами создатели потеряли и совесть, и стыд за откровенно вымученные и не такие уж и смешные продолжения.


«Паранормальное явление»

Орен Пели использовал видеокамеру, вполне обоснованный страх человека перед неизвестным и пятнадцать тысяч долларов в надежде до жути напугать зрителей. У него получилось.

Первая часть интриговала, сбивала с толку и шокировала своим финалом, оставив зрителей наедине с множеством возникших вопросов. Вторая часть ленты проделала достойную работу по ответу на эти вопросы, несмотря на то, что с точки зрения сюжета и структуры она была в основном копией первой.

Казалось бы, стоило остановиться — но студия Blumhouse Productions, словно конвейер, продолжала штамповать фильмы серии, обходившиеся им в сущие гроши. Результат не заставил себя долго ждать: истории получились запутанными и полными сюжетных дыр.

Шестой фильм «Паранормальное явление: Призраки», должен был подвести итог франшизы, но практически не собрал кассу из-за угасшего интереса среди поклонников жанра.


«Фантастические твари и где они обитают»

Франшиза о Гарри Поттере не просто так получила высокую оценку критиков — и это особенно хорошо понятно тем, кто рос вместе с ее персонажами. Подобно романам, на которых они были основаны, у фильмов была своя атмосфера и все они были связаны друг с другом общей историей. Каждый персонаж, предмет и место служили определенной цели, и все это, в конце концов, обрело логическое завершение. Однако эксплуатировать богатый мир, созданный Джоан Роулинг, продолжили в серии лент о «фантастических тварях».

Как и в случае с уже упомянутыми франшизами, этим фильмам не хватает магии и очарования, которыми обладал первоисточник.


«Чужой»

«Чужой» Ридли Скотта и последующие «Чужие» Джеймса Кэмерона – действительно хорошие фильмы. Один рассказывает о кошмарной встрече с агрессивным инопланетным существом на борту космического корабля, в то время как другой представляет собой насыщенную событиями историю войны с целой армией подобных существ.

Тем не менее последовавшие за этим сиквелы были поистине ужасающими (в прямом смысле этого слова). Если «Чужого 3» еще можно было хоть как-то оправдать, то фильм 1997 года «Чужой: Воскрешение» был точно лишним.

Абсурдность сюжета, излишний гротеск, отсутствие атмосферы безысходности – казалось, франшиза превращается в какую-то дешевую подделку. Несколько лет назад режиссер первой части Ридли Скотт попытался вернуть историю к истокам в «Прометее» и «Чужой: Завет», но сюжеты оказались запутанными, скучными и, казалось, больше сосредоточенными на истории андроида в исполнении Майкла Фассбендера, чем на самом ксеноморфе.

Какие фильмы Скотта имеет смысл пересмотреть, а какие — ни в коем случае:

все фильмы режиссера от худшего к лучшему


«Пила»

Автор сценария и режиссер таких фильмов ужасов, как «Астрал» и «Заклятие», Джеймс Ван придумал историю Джона Крамера, который страдает от неоперабельной опухоли мозга и решает заставить других ценить свою жизнь. Правда, совсем негуманным способом: чтобы выжить, пленникам главного героя нужно пройти все расставленные ловушки.

Что сделало «Пилу» в свое время особенно привлекательной, так это неизвестность. Почему эти герои оказались там? Кто этот убийца? Какая конечная для них цель? Почему между этими двумя парнями оказался труп? К сожалению, последующие сиквелы все больше отдалялись от первоначального психологизма и концентрировались на демонстрации пыток героев.

«Пила 3D» должна была стать последней частью франшизы, но медиакомпания заказала еще одно продолжение, а позже Крис Рок сообщил, что придумал сюжет к новому фильму. Правда, вряд ли фанаты этому обрадовались.


«Хэллоуин»

Фильм Джона Карпентера наряду с «Техасской резней бензопилой» считают прародителем жанра «слэшер». Зловещая фигура Майкла Майерса в маске и с огромным ножом в руке – один из самых культовых героев-антагонистов фильмов ужасов.

История брата, убившего свою сестру на Хэллоуин, началась в далеком 1978 году и продолжается до сих пор – в 2021 года планируется выход «Хэллоуин убивает», а на 2022 намечен проект с интригующим названием «Хэллоуин заканчивается».

Первый фильм был признан нестареющий классикой и стал частью национального культурного фонда. Образ девушки, выжившей в жуткой резне, стал классическим для фильмов ужасов, а прием субъективной камеры заиграл новыми красками.

Но Майкл Майерс оказался неубиваем. Несмотря на то, что сиквелы изначально не планировались, после успеха первой части продюсеры решили продолжить историю. Режиссером стал Рик Розенталь, но Джон Карпентер тоже учавствовал в процессе — переснимал несколько сцен убийств. В итоге лента получилась динамичнее предыдущей, но проиграла в сюжетной оригинальности. «Хэллоуин 3: Сезон ведьм» стоит поодаль от франшизы: создатели задумывали сделать хоррор-антологию с единым временем действия – Днем всех святых, но позже отказались от этой идеи. Фанаты разгромили фильм в пух и прах.

С четвертой по шестую часть Майерс будет охотиться на своих родственников, а доктор Лумис будет пытаться его остановить. Ленты скроены по примеру типичного слэшера с внедрением мистических элементов. Сам персонаж маньяка постепенно обесценивается. В 1998 году случился своеобразный перезапуск истории.

Лента перечеркнула своих предшественников и продолжила сюжет второй части. «Хэллоуин 7» окупился в прокате, но, по отзывам многих критиков, жанр слэшера уже давно никого не пугал и не удивлял.


«Терминатор»

С момента выхода оригинальных фильмов в 1984 году «Терминатор» породил в общей сложности пять продолжений, и почти все они оказались плохими. Единственное исключение – сиквел Джеймса Кэмерона «Терминатор 2: Судный день» 1991 года, который почти во всех отношениях превзошел оригинальный фильм и считается самой сильной лентой франшизы.

Последняя попытка продолжить историю была предпринята режиссером «Дэдпула» Тимом Миллером в фильме «Терминатор: Темные судьбы». Продюсеры хвастались возвращением в их команду Джеймса Кэмерона и Линды Гамильтон в роли Сары — они оба не пересекались с франшизой со времен второй части.

Несмотря на это, сиквел оказался провальным и полностью проигнорированным поклонниками. Будем надеяться, что этот факт заставил создателей остановиться.