Экстаз необратимости и любовь к пустоте: 4 фильма Гаспара Ноэ | Кино | Time Out
Кино

Экстаз необратимости и любовь к пустоте: 4 фильма Гаспара Ноэ

Виктория Савина 20 ноября 2020
4 мин
Экстаз необратимости и любовь к пустоте: 4 фильма Гаспара Ноэ
Кадр из фильма «Любовь» (2015)

19 ноября состоялся релиз новой картины Гаспара Ноэ «Вечный свет». На этот раз фильм режиссера представляет собой однодневное гипнотическое путешествие по съемочной площадке, во время которого героини-актрисы вынуждены столкнуться со своими внутренними демонами. В честь премьеры Time Out вспоминает все предыдущие работы Ноэ.


«Необратимость» (Irreversible, 2002)

«Необратимость» состоит из тринадцати эпизодов, представленных в обратном хронологическом порядке. Картину отличает нестандартный монтаж: склейки между отрывками отсутствуют, зато используется затемнение. В совокупности с подвижностью камеры это производит на зрителя ошеломительный эффект — мы словно бы проваливаемся в события кошмарного сна, да еще и в обратной перемотке.

Жаждущий мести Маркус (Венсан Кассель) ищет человека, изнасиловавшего его девушку Алекс (Моника Белуччи). Следом за этим в фильме появляется эпизод с насилием, а еще позже — нежная утренняя сцена, в которой главные герои, еще не подозревающие о том, что им предстоит столкнуться с роковыми событиями, расслаблены и влюблены. Реконструкция страшного дня завораживает: стремительное движение от финала к началу убеждает нас в том, что время действительно способно разрушить все, что угодно.


10 фильмов, запрещенных за откровенные сцены

Даже сейчас, в век цифровых технологий и интернета, когда мы легко можем найти в сети все что угодно, некоторые артхаусные и другие фильмы запрещают из-за их провокационности. Time Out сделал подборку фильмов, которые вызвали гнев цензоров.

Читать статью


«Вход в пустоту» (Enter the Void, 2009)

Драгдилер Оскар (Натаниель Браун), находящийся под воздействием ДМТ, попадает в полицейскую облаву в токийском клубе «Пустота». Его убивают выстрелом в спину — и с этого момента его душа, оказавшаяся вне времени и пространства, мучительно мечется между прошлым, настоящим и будущим.

За основу сюжета Ноэ берет распадающееся на мелкие фрагменты сознание главного героя, конструируя трехчасовой психоделический трип. Так возникает картина, в которой бесструктурно перемешиваются осколки биографии героя, его обрывочные эмоции и воспоминания о сестре Линде (Пас де ла Уэрта), которую он обещал никогда не оставлять. Зритель видит мир «глазами» души Оскара: закадровый голос погружает нас в его мысли, пока визуальный ряд проваливается в бездонную пустоту. Дополнительный эффект утраты связи с реальностью обеспечивает летающая камера, которая то поднимается до облаков, то ныряет в грязную неоновую подворотню.


«Любовь» (Love, 2015)

Начинающий кинорежиссер Мерфи (Карл Глусман) живет в парижской квартире со своей девушкой Оми (Клара Кристин). Отношения в паре давно разрушены, и единственное, что мешает герою разойтись с женщиной, которую он когда-то любил, а теперь ненавидит — их общий сын Гаспар. Однажды Мерфи слушает аудиосообщение от своей матери с говорящим именем Электра (Аоми Муйок), и этот эпизод запускает в душе героя мучительные воспоминания о былых счастливых временах.

Повествование в «Любви» также устроено нелинейно: Мерфи погружается в собственное сознание, и перед глазами зрителей возникает хроника его отношений с обожаемой матерью. Рождение и теплые детские воспоминания сменяются упадком, а затем и крахом семейной идиллии. В картине удивительно выверено все: цветовая палитра, ракурсы, чередование статики и динамики, и даже составляющие примерно половину общего хронометража интимные сцены выглядят органично и уместно.

Ноэ использует все доступные ему инструменты, чтобы заставить зрителя отказаться от рационального наблюдения за событиями и погрузить его во все возможные оттенки чувств. Не в силах противостоять гипнозу визуальной эстетики фильма, мы постепенно проникаем в сознание героя, которому предстоит осознать необратимость времени и прочувствовать ужас неотменимой потери.


За эротическим подтекстом: что скрывают постельные сцены в кино

Time Out вспоминает, что сообщали зрителю канонические акты экранной любви.

Читать статью


«Экстаз» (Climax, 2018)

В «Экстазе» Ноэ вновь предлагает зрителю безумный чувственный опыт — разумеется, с опорой на сложную визуальную образность. Выпускники академии современного танца встречаются на прощальной вечеринке и выпивают сангрию, в которую кто-то подмешал психоделики. Так герои погружаются в неконтролируемый трип, который передается при помощи дикой, пульсирующей музыки и мечущейся камеры.

Фильм переносит нас в эпицентр беспощадного хаоса: ядовитые красные тона завораживают, заставляя зрителя пережить опыт персонажей, утративших восприятие реальности. Впрочем, на этот раз мы наблюдаем за событиями со стороны, не отталкиваясь от сознания конкретного героя — и получаем опыт, сравнимый с кошмарным и в то же время экстатическим сном.


  • Спецпроект