Кино одного актера: 10 фильмов, которые держатся на одном артисте | Кино | Time Out

Кино одного актера: 10 фильмов, которые держатся на одном артисте

Анастасия Лабурец   11 января 2022
6 мин
Кино одного актера: 10 фильмов, которые держатся на одном артисте
Кадр из фильма «Коллектор»

О таланте актера зачастую говорит не столько взаимодействие с другими артистами или достоверное воплощение образа, сколько способность вытянуть фильм в одиночку, рассказать всю историю самостоятельно. В честь 50-летия Константина Хабенского Time Out вспоминает его гениальную игру в «Коллекторе» и рассказывает про еще 9 фильмов, которые держатся на одном-единственном актере.


«Лок», 2013

Начать стоит с камерной истории Стивена Найта. Возможность целых 85 минут любоваться крупными планами Тома Харди — достаточная, но далеко не единственная причина познакомиться с этим фильмом.

Лента рассказывает историю нескольких часов из жизни прораба Айвена Лока: прямо сейчас он едет в Лондон на преждевременные роды девушки, с которой он переспал за несколько месяцев до текущих событий. На протяжении всего путешествия у героя будут возникать различные проблемы, которые ему придется решать прямо в машине с помощью телефонных разговоров.

Съемки проходили в режиме реального времени в автомобиле BMW X5, который ехал по автостраде на грузовике. Создатели фильма делали перерывы лишь для того, чтобы поменять карты памяти в камерах.

Лаконичность драмы и замкнутое пространство, в котором находится герой, передают состояние Лока: мучительное чувство вины и принятие ответственности за свои поступки.


«127 часов», 2010

Фильм основан на книге о реальных событиях, написанной их непосредственным (и единственным) участником — «Между молотом и наковальней» Арона Ралстона. Да, у главного героя (Джеймс Франко) есть воспоминания о его семье, но физически близкие не находятся рядом с ним. Да, в начале фильма Ралстон встречается с двумя девушками и перекидывается с ними парой фраз. Это не имеет значения: большую часть времени главный герой находится в кадре в одиночестве. Длительная изоляция — именно то, на чем держится лента. Когда Арон скользит вниз по каньону и застревает в расщелине из-за того, что его рука оказывается зажата огромным камнем, зритель вместе с ним начинает задаваться вопросом, на что способен человек, чтобы выжить.

Джеймс Франко разыгрывает пятидневное испытание своего персонажа под мастерским руководством Дэнни Бойла — и в обрамлении его фирменного клипового монтажа и ярких цветов, которые буквально ввинчиваются в сознание зрителя.


«Человек, который спит», 1974

Эта французская драма режиссеров Бернара Кейзанна и Жоржа Перека, получившая заслуженное признание критиков, основана на одноименном романе 1967 года. Лента ошеломляет не столько присутствием единственного героя, сколько его молчанием. История рассказывает о студенте (Жак Шпейссер), который бродит по улицам Парижа и размышляет о бытии. Мысли отчужденного от всех юноши подаются в виде ненаписанного дневника, который озвучивает Людмила Микаэль.

Благодаря минималистичной съемке зритель фокусируется на ежедневных ритуалах главного героя и следуют за ним в реальном времени, куда бы тот ни отправился. Использование черно-белого цвета подчеркивает любовь Кейзанна к сверхэкспозиции и контрасту. Режиссер сознательно очистил ленту от любых дополнительных элементов, которые привлекали бы внимание зрителя: это позволяет сосредоточиться на спокойном голосе, рассказывающем о мыслях и жизни молчаливого человека.


«Бронсон», 2008

Это не просто фильм одного актера: это практически шоу одного актера, где все второстепенные персонажи — не более чем декорации. В главной роли снова Том Харди, который перевоплощается в дикаря Чарльза Бронсона, «самого опасного преступника во всем Королевстве», мечтающего о славе. Своим диким характером герой «вытягивает» из людей их внутренних демонов — а затем трансформирует окружающий его мир в настоящий театр жестокости и злобы.

Актер лично встречался с заключенным и настолько его впечатлил, что получил в подарок знаменитые усы Бронсона, которые впоследствии носил на съемочной площадке.


«Человеческий голос», 2020

Тильда Суинтон обладает харизмой, способной пленить аудиторию одним своим присутствием, и безупречно использует ее в экранизации «Человеческого голоса», фильме Альмодовара по пьесе Жана Кокто. Актриса играет женщину, разговаривающую по телефону со своим любовником, который ее бросил.

Это первая короткометражная работа Педро Альмодовара на иностранном языке — и, поверьте, она точно стоит вашего внимания.


«Коллектор», 2016

Блестящий моноспектакль с великим российским актером современности Константином Хабенским. Драма Алексея Красовского рассказывает о хладнокровном и циничном банковском коллекторе Артуре. Однажды в сети появляется скандальное видео с его участием, которая смонтировала некая женщина, желающая отомстить за самоубийство своего мужа, погрязшего в долгах.

Актер, режиссер и оператор использовали минимум изобразительных средств, чтобы «развернуть» перед зрителем историю о том, как изначально представленный негативным персонаж превращается в обычного несчастного и одинокого человека.


«Манифесто», 2015

В полуэкспериментальном фильме Юлиана Розефельдта Кейт Бланшетт играет 13 различных персонажей, представляющих такое же число различных идей и подходов к искусству. Актриса произносит формулировки, взятые из манифестов разнообразных художественных течений — футуризма, дадаизма, супрематизма, поп-арта, сюрреализма и так далее. Так проект ставит вопрос о месте художника в современном обществе.

Мало кто из актеров настолько талантлив, чтобы убедительно сыграть 13 различных ролей в одном фильме — и сделать это всего за 13 съемочных дней!


«Дуэль», 1971

Триллер, снятый 20-летним Стивеном Спилбергом для американского телевидения, оказался таким хитом, что получил театральный релиз в Европе и положил начало карьере молодого режиссера в большом кино. Сама по себе задумка ленты проста: Дэвид Манн едет в красном «Плимуте» по участку калифорнийского шоссе, его преследует загадочный грузовик.

В ленте практически нет диалогов: весь саспенс держится на отличной игре Денниса Уивера и звуковых эффектах. Снятая по одноименному рассказу Ричарда Мэтисона и им же адаптированная история оказывается притчей о городской паранойе — и триллером с американскими горками, которые, кажется, никогда не закончатся.


«1408», 2007

Добро пожаловать в номер 1408 отеля «Дельфин». Очевидно, вы никогда отсюда не уйдете, но попробовать это сделать можно в любое время — окно находится прямо напротив вас.

Джон Кьюсак играет писателя и специалиста по паранормальным явлениям, запертого в гостиничном номере на час. По рассказам многих, в этой комнате «обитает чистое зло», что, собственно и привлекает героя.

Наиболее эффектным фильм кажется в самом начале, где угроза только-только начинает подступать к герою. И хотя Дельфин — это не Оверлук, его старомодная жуткость оказывается не менее угнетающей и страшной.


«Она», 2013

Действие ленты происходит в условно футуристическом Лос-Анджелесе. Главный герой — Теодор Туомбли (Хоакин Феникс) одинокий парень, который влюбляется в персональную операционную систему по имени «Саманта». Кажется, он впервые за много лет чувствует себя по-настоящему счастливым, ведь он нашел свою единственную.

Конечно в фильме ненадолго появляются и другие актеры: Руни Мара, играющая роль бывшей жены Теодора, и Эми Адамс — его лучшая подруга, не бросающая попыток устроить герою настоящее свидание.

Но главная звезда экрана здесь Хоакин Феникс, прекрасно отразивший всю гамму эмоций персонажа в разговорах ни о чем и обо всем сразу.