5 актеров, сыгравших несколько ролей в одном фильме

5 актеров, сыгравших несколько ролей в одном фильме

Дмитрий Евстратов   17 июля 2020
6 мин
5 актеров, сыгравших несколько ролей в одном фильме

Многоликость – одна из главных особенностей успешных актеров. Чтобы познать дзен в профессии, многие известные артисты стараются постоянно менять образы, не застаиваясь в отдельных амплуа. При этом некоторые из них делают это не на протяжении карьеры – от фильма к фильму, а в рамках одного кинополотна. Time Out вспоминает актеров и актрис, по разным причинам сыгравших несколько ролей в одном фильме. 


Рольф Лесли

Фильм: «Шестьдесят лет королевы», 1913

Одним из первых известных случаев примерки актером нескольких ролей в одном фильме стала британская лента «Шестьдесят лет королевы». Полудокументальная немая картина посвящена разным периодам жизни королевы Виктории, которую играют несколько разновозрастных актрис.

Но в фильме примечателен другой факт: театральный актер Рольф Лесли исполнил в ленте 27 разных ролей. Причем в титрах создатели решили не уточнять, кого именно сыграл талантливый лицедей, использовав напротив его фамилии формулировку: «27 разных персонажей».

Решение режиссера отдать на откуп одному артисту такое количество ролей объяснимо. Каждый из образов Лесли был второплановым – в фильме время появления его персонажей ограничивалось минутами или даже секундами. Платить разным актерам за столь незначительные роли было слишком большой расточительностью для кинематографа тех лет, поэтому в целях экономии все роли исполнил Рольф Лесли.


Алек Гиннесс

Фильм: «Добрые сердца и короны», 1949

В связи с несовершенством технологических процессов деятели кино первой половины ХХ века не так часто прибегали к использованию одного актера в нескольких важных ролях в одном фильме. Однако в 1949 году британские кинематографисты все же решились вновь обратиться к актерской многоликости при создании криминальной комедии «Добрые сердца и короны».

Актером, исполнившим сразу восемь ролей, стал Алек Гиннесс, обретший популярность куда позднее – в 1977 году после первой выпущенной части космооперы Джорджа Лукаса «Звездные войны. Эпизод 4: Новая надежда», в которой он сыграл Оби-Вана Кеноби.

Британская лента рассказывает о мужчине, желающем получить наследство аристократической семьи. Для этого ему необходимо избавиться от восьми наследников, роли которых и исполняет Гиннесс. Съемки фильма заняли долгое время: актеру приходилось часами находиться в гримерке, примерять на себя женский образ (в числе наследников была леди), а также продумывать восемь разных характеров и голосов. Но все это с лихвой окупилось – сегодня фильм считается классикой и входит в число 6 величайших фильмов в истории британского кинематографа по версии Британского института кино.


Эдди Мерфи

Фильм: «Чокнутый профессор», 1996

Чаще всего несколько ролей в одном фильме играл комедийный актер Эдди Мерфи. В его карьере таких случаев было восемь, самыми известными из которых являются ленты: «Чокнутый профессор» и его сиквел, «Поездка в Америку» и «Знакомьтесь: Дэйв».

Именно в «Чокнутом профессоре» комедийный талант Мерфи раскрывается ярче всего. В фильме он играет семь разнохарактерных персонажей разного пола. Главный герой – профессор Шерман Кламп – добрейший человек и гениальный ученый, а еще он страдает наследственным ожирением, которое мешает ему в повседневной жизни, ставя его в комичные ситуации. Однажды он решается на отважный эксперимент над собой и с помощью собственноручно изготовленного препарата превращается в мужчину спортивного телосложения, чтобы поднять самооценку и добиться сердца девушки.

Из шести других персонажей Мерфи – четыре члена его семьи, атлетичная версия Шермана и пародия на известного фитнес-тренера. Для каждой из ролей актеру приходилось страдать под килограммами накладных костюмов и несколькими слоями грима. И не зря – нечасто комедиям удается получать премию Оскар, а у «Чокнутого профессора» он есть – за лучший грим.


Джейк Джилленхол

Фильм: «Враг», 2013

Фильмам о двойниках можно выделять отдельную категорию в подборке. Тема двойничества в кино существует уже более века. Одной из первых подобных картин стал немецкий хоррор «Пражский студент» (1913). К доппельгангерам обращались многие ведущие режиссеры своих поколений, изучая внутренний мир героев с помощью их двойников. Соответственно, и актерам приходилось играть сразу две роли: непосредственно персонажа и его двойника (чаще всего, альтер-эго).

Не отходят от темы двойничества в современном кино. Одной из лучших работ, поднимающих эту проблему, является «Враг» Дени Вильнева. Герой Джейка Джилленхола (Адам) пытается разобраться, как и откуда в его жизни появился актер (Энтони), в точности похожий на него внешне. Поиски и знакомство с ним превращаются в наваждение, погружая героя в беспросветную метафизическую яму. Джилленхол играет двух совершенно разных людей. Адам – неуверенный в себе университетский историк, обладающий фатально низкой самооценкой.

Джилленхол демонстрирует это играючи: монотонный голос, сгорбившийся вид и полное отсутствие даже зачатков харизмы. Энтони, напротив, является успешным актером, уверенным мужчиной, дышащим полной грудью.

Благодаря безграничному таланту Джилленхолу удается познакомить зрителей с двумя абсолютно разными, но внешне похожими персонажами. Такие перформансы всегда позволяют открываться актерам по-новому. В последние годы подобные роли примеряли на себя многие известные актеры и актрисы: Натали Портман, Люпита Нионго, Джесси Айзенберг, Кристиан Бэйл и даже Константин Хабенский.


Кейт Бланшетт

Фильм: «Манифесто», 2016

Патриархальное кино, властвующее целое столетие, постепенно превращается в кино равных возможностей. Режиссеры современных фильмов стараются давать возможности для воплощения многоликости не только мужчинам, но и женщинам. Блестящий пример – фильм-видеоинсталяция немецкого режиссера Джулиана Розефельдта «Манифесто» с Кейт Бланшетт, исполнившей 13 разных ролей.

Лента представляет собой сжатое до полутора часов погружение в главные художественные манифесты ХХ века, встроенные в современный мир. В каждом из 13 небольших фрагментов разные персонажи (всех играет Кейт Бланшетт) зачитывает небольшие части художественных и политических течений прошлого века: футуризма, ситуационизма, дадаизма, сюрреализма и других.

В картине Бланшетт блистательно удается перевоплощаться поочередно в брокера, работника завода, ученого, панка, ведущую новостей, учительницу и даже бездомного. Режиссер признавался, что первоначальной целью «Манифесто» было создание образа женщины, воплощающей все представленные манифесты. Розефельдт ознакомился с 60-ю волнующими работами ХХ века и раздумывал над тем, чтобы создать 60 отдельных сцен, но позже объединил их в 13 отрывков. А Бланшетт, помимо исполнения всех ролей, сыграла важную роль в создании проекта, не раз принимая участие в мозговом штурме вместе с режиссером.