7 причин пересмотреть экранизации «Маленьких женщин»

7 причин пересмотреть экранизации «Маленьких женщин»

  22 марта 2021
3 мин
7 причин пересмотреть экранизации «Маленьких женщин»
15 марта на канале Кино ТВ вышел новый эпизод программы «Экранная копия», где Евгений Стаховский и кинокритик Ксения Реутова разбирают четыре основные экранизации романа «Маленькие женщины» и еще одну, которую зритель, возможно, пропустил. Time Out выбрал 7 причин пересмотреть, а то и перечитать великий роман.

Всегда актуальные вопросы

Книга, а вслед за ней и экранизации демонстрируют не только положительные черты характера главных героев, но и отрицательные. Глядя на них и анализируя, мы можем делать выводы и исправлять ошибки еще до того, как совершим их сами. Даже несмотря на то, что действие романа происходит задолго до наших дней, основные вопросы в нем актуальны и сегодня.

«Это рассказ о четырех сестрах Марч, которые во время Гражданской войны в Соединенных Штатах Америки остаются дома, отец уходит на фронт, а они вместе с мамой и теткой пытаются устраивать свою жизнь, свой быт, свою любовь. Вот главные темы в этой истории: семья, труд некоторое самопожертвование и любовь», ‒ начинает выпуск с главного ведущий программы Евгений Стаховский.

Что такое добрые дела

«Маленькие женщины» ‒ это история самопожертвования. На что каждый из нас готов для того, чтобы улучшить свою жизнь и жизнь близких людей? И взрослые, и дети могут научиться на примере сестер Марч и окружающих их персонажей, что такое добрые дела.

Важность честного труда

В романе и частично в фильмах большое внимание уделяется протестантской этике. Тому, что нужно трудиться, преодолевать свои недостатки, работать. То, чего хочет главная героиня Джо: стать писательницей и честно зарабатывать этим на хлеб ‒ это фактически американская мечта, хотя само выражение появилось много позже выхода романа в свет.

Ксения Реутова добавляет, что «здесь творчество неотделимо от прагматики. Она хочет не просто стать писательницей, она хочет еще содержать свою семью».

Образ родного дома

Ксения Реутова даже сравнивает «Маленьких женщин» с «Белой Гвардией» Булгакова. Через оба произведения проходит образ дома, который хранит своих обитателей, когда за окном творится черт знает что. У Булгакова образ воплотился в зеленом абажуре. У Олкотт это дом Арчи ‒ «такое место, где тебе спокойно, где тебе всегда рады, где царит абсолютная любовь».

Простое, трогательное веселье

«Маленькие женщины» ‒ произведение не только поучительное, но и веселое. С сестрами постоянно происходят смешные, трогательные истории. Особо примечательно пронаблюдать как те или иные моменты по-разному понимали режиссеры экранизаций разных лет.

Главный красавчик эпохи глазами женщины

Каждая последующая экранизация «Маленьких женщин» как будто порождает еще и своего красавчика, в которого должны влюбляться все девочки, смотрящие этот фильм. К примеру, в экранизации режиссера Джиллиана Армстронга 1994 года роль соседского мальчика Лори играет молодой Кристиан Бэйл.

«Лори всегда не просто мальчик, а такой, каким бы мы, женщины, хотели видеть мужчину. Потому что каким мужчина видит себя, мы каждый день видим и в литературе, и в кино, а здесь наблюдаем,  как женщина видит мужчину. И именно поэтому Армстронг для своей экранизации берет уже тогда универсального Кристиана Бэйла», ‒ говорит Ксения Реутова.

Образ женщины-современницы

В романе мы едва ли не впервые в мировой литературе сталкиваемся с ситуацией, когда женщина-героиня получает право мечтать о том, о чем до сего времени женщинам мечтать не полагалось. В этом смысле сам роман «Маленькие женщины» ‒ ранний пример феминистской литературы.

«”Маленькие женщины” проделали очень большую революцию в сознании места женщины. В частности, потому что это был вообще просто первый роман, в фокусе внимания которого оказалось взросление не мальчика, но девочки», ‒ подчеркивает Ксения Реутова.