Вампир, Ван Гог, Иисус: 5 знаковых ролей Уиллема Дефо | Кино | Time Out
Кино

Вампир, Ван Гог, Иисус: 5 знаковых ролей Уиллема Дефо

Виктория Савина 29 июля 2020
7 мин
Вампир, Ван Гог, Иисус: 5 знаковых ролей Уиллема Дефо
Актеру Уиллему Дефо, четырехкратному номинанту на премию Оскар, недавно исполнилось 65 лет. Дефо получил всемирное признание благодаря роли в фильме «Взвод» — и продолжил сниматься в самых разных лентах, от высокобюджетных блокбастеров до артхаусных картин. Time Out вспоминает пять самых ярких образов актера.

Роль: сержант Элайас Гордон

Фильм: «Взвод» (Platoon, 1986, реж. Оливер Стоун)

Прежде чем стать успешным режиссером, Оливер Стоун успел пройти вьетнамскую войну — он провел там больше года, дважды был ранен и вернулся оттуда с несколькими боевыми наградами. «Взвод», шестой фильм Стоуна, основан на воспоминаниях о конкретных событиях и реальных людях. Так, прототипом героя Уиллема Дефо был Хуан Энджел Элайас.

Действие фильма разворачивается в 1967–1968 годы в Южном Вьетнаме на границе с Камбоджей — именно туда отправляется служить доброволец Крис Тейлор (Чарли Шин). Картина сосредотачивается не столько на противостоянии американских и вьетнамских сил, сколько на внутренних конфликтах во взводе американских солдат. Центральными фигурами становятся сержанты Элайас (Уиллем Дефо) и Барнс (Том Беренджер) — они олицетворяют добро и зло соответственно.

Стоун пригласил Уиллема Дефо поучаствовать в съемках после того, как увидел фильм «Жить и умереть в Лос-Анджелесе». Роль во «Взводе» принесла актеру не только первую номинацию на Оскар, но и удивительно удачное амплуа «хорошего парня», в котором сочетаются одновременно жесткость и гуманизм.

Это вовсе не означает, что образ героя Дефо прост — актер передает зрителю крайне сложный эмоциональный опыт. В ходе его приобретения у Элайаса, несмотря на окружающий ад, проявляются человечность и сострадание как по отношению к подчиненным, так и к мирным жителям Вьетнама. Например, мы видим, как он спасает двух девочек от Барнса, а затем докладывает о его зверствах начальству — именно за это герой оказывается убит.

Сам Дефо вспоминает, что перед съемками режиссер отправил его и других актеров на две недели в джунгли вместе с ветеранами без связи с внешним миром: там артисты знакомились с опытом бывших военных. По словам Стоуна, право притворяться кем-либо на экране еще нужно заслужить.


Роль: Иисус Христос

Фильм: «Последнее искушение Христа» (The Last Temptation of Christ, 1988, реж. Мартин Скорсезе)

В фильме Стоуна было много символических эпизодов. Если говорить конкретно о герое Дефо, то его предсмертная поза очень напоминала распятие, а поступок Барнса — настоящее предательство.

Поэтому примечательно, что всего через два года актер снялся в скандальной работе Мартина Скорсезе, снятой по роману Никоса Казандзакиса, — «Последнее искушение Христа». Основная тема картины — сомнение, а в центре сюжета — двойственность природы Иисуса Христа, Сына Божьего и живого человека, подверженного мирским страстям.

Иисус (Уиллем Дефо), будучи плотником из Иудеи, зарабатывает на жизнь тем, что рубит кресты, на которых представители римской власти распинают преступников. Иисуса посещают голоса и видения — он догадывается, что избран, но не может понять, в чем его предназначение. В попытках постичь себя герой странствует вместе с Иудой (Харви Кейтель), спасет Марию Магдалину (Барбара Херши), находит первых учеников, проповедует и до момента распятия проходит путь Мессии, обращаясь к Богу и сражаясь с искушениями дьявола.

Уиллем Дефо очень проникновенно воплотил образ Иисуса Христа, который крайне далек от умиротворения. Дефо очень проникновенно воплотил образ Иисуса Христа, который крайне далек от умиротворения.


Роль: Макс Шрек

Фильм: «Тень вампира» (Shadow of the Vampire, 2000, реж. Э. Элиас Мэридж)

Через двенадцать лет Уиллем Дефо исполняет крайне яркую роль в фильме Мэриджа, за которую также удостаивается номинации на Оскар. Его герой — Макс Шрек, известный по роли графа Орлока в классическом фильме ужасов «Носферату. Симфония ужаса» Фридриха Мурнау.

Сюжет картины вольно пересказывает историю съемок «Симфонии ужаса». Мурнау (Джон Малкович), желая добиться аутентичности, приглашает на роль графа-вампира некоего Макса Шрека (Уиллем Дефо) — он вживается в роль по методике русской сценической школы. Однако выясняется, что под маской Шрека скрывается настоящий вампир, желающий заполучить кровь главной звезды — Греты Шредер (Катрин МакКормак).

Тщательнейшим образом загримированный Дефо, имитируя вампиризм, демонстрирует потрясающее умение работать с мимикой, жестами и пластикой тела. В его образе комичность сочетается с чем-то по-настоящему неприятным, неподдельно пугающим зрителя.

Заметим, что манера игры Дефо также отсылает к эстетике немецкого киноэкспрессионизма. В картинах, принадлежащих к этому направлению, также выразительно подчеркивались взгляд, комбинации эмоциональных состояний и телодвижения.


Роль: Винсент Ван Гог

Фильм: «Ван Гог. На пороге вечности» (At Eternity’s Gate, 2018, реж. Джулиан Шнабель)

В картине Шнабеля актер играет знаменитого нидерландского художника — одного из ярчайших представителей постимпрессионизма. За эту роль артист был номинирован на Оскар в четвертый раз. В фильме Дефо старше Ван Гога почти на тридцать лет, однако сложно представить более подходящего артиста на эту роль — и дело не только во внешнем сходстве.

Картина в основном посвящена конкретному периоду в жизни художника: он ищет вдохновение на теплом юге Франции, и там начинает формироваться его стиль. Мы видим дружбу и дискуссии героя с Полем Гогеном (Оскар Айзек), его отношения с братом (Руперт Френд), новые идеи и творческие кризисы, заключение в сумасшедшем доме, тотальное непонимание окружающих и смерть.

Джулиан Шнабель, успевший стать заметной фигурой среди неоэкспрессионистов, при создании фильма пользовался необычными, но крайне действенными приемами. Благодаря ним у зрителя появляется возможность ощутить тепло солнечных лучей, услышать вблизи от себя шелест травы, увидеть мир глазами творца.

Камера, как и душа героя, находится в непрерывном движении и выбирает самые неординарные ракурсы. В фокусе оказываются как пейзажи, которые возникают в поле зрения Ван Гога, так и максимально крупные планы различных персонажей. Изображение может размываться и резко менять цвет в зависимости от того, как в данный момент видит окружающую действительность герой Дефо.

Большую роль играет, опять же, работа Уиллема Дефо с физиологией и мимикой. Особенно запоминается пронзительный взгляд, который будто служит проводником в окутанный туманом лабиринтообразный мир художника, одинокого и никем не понятого. Его глаза выражают целый океан неподдельных чувств — радость, печаль, сомнения, целая палитра эмоций, которые нельзя передать словами. Актерская работа позволяет передать зрителю не только образ героя, но и его удивительное восприятие реальности.

Говоря о ролях Дефо во «Взводе» и «Последнем искушении Христа», нельзя не упомянуть об интересной параллели между страданиями художника и Сына Божьего. Во время разговора со священником (Мадс Миккельсен) Ван Гог говорит о том, что у творчества божественная природа, а сам он, подобно Христу, пришел в мир крайне рано.


Роль: Томас Уэйк

Фильм: «Маяк» (The Lighthouse, 2019, реж. Роберт Эггерс)

Во второй артхаусной картине Роберта Эггерса всего два героя и простой на вид сюжет. Молодой парень по имени Эфраим Уинслоу (Роберт Паттинсон) прибывает на некий остров, чтобы учиться у старого смотрителя маяка — Томаса Уэйка (Уиллем Дефо). Герой Уиллема Дефо — бородатый, вредный и злобный мужчина в возрасте, который использует любую возможность, чтобы поиздеваться над своим молодым помощником.

Уэйк устраивает новичку дедовщину, однако буйный нрав героя Паттинсона со временем вытесняет послушание. Постепенно нарастающая взаимная неприязнь перемешивается с алкоголем и движется к неотвратимому финалу в безумном угаре.

В камерном триллере, где отражена то ли кошмарная действительность с двумя (или одним?) сумасшедшими, то ли безумная галлюцинация, потрясает работа как художников, так и артистов. Операторская работа и музыкальное сопровождение отсылают нас прямиком к экспрессионизму начала 20-ого века, а мастерская работа со светом безупречно подчеркивает выразительность актерской игры.

При передаче эмоциональных состояний Дефо и Паттинсон прекрасно балансируют между пьяным угаром и серьезными беседами, в ходе которых вскрываются их подлинные сущности.

Кроме этого, конечно, стоит отметить тонкую работу актеров с такими чувствами, как подавленные сексуальные желания, мужская конкуренция и потаенные страхи.

  • Спецпроект